Зачем Квиташвили уверенно и энергично наступает на грабли Мусия
Каждый год, даже при Раисе Богатыревой, закупки лекарств Министерством здравоохранения проходили четко по графику: начинали в апреле, а в сентябре-октябре лекарства уже развозили пациентам в больницы. Министр здравоохранения Александр Квиташвили в марте месяце уверенно заявлял на всю страну: закупки лекарств международным организациям передадим за шесть недель, а до конца апреля начнем свои внутренние тендеры, затягивать не будем.
Идет конец июня, а о закупках ни слова. Только при личных встречах и в кулуарах уже говорят о том, что передать их в этому году международникам не успеют, а внутренние тендеры начнутся в конце июля - августе. Как раз для их проведения уже и нового замминистра нашли - Виктора Шафранского, экс-руководителя нескольких фармкомпаний. Как обычно - без конкурса и даже предварительных обсуждений - за одну ночь в Украине появился еще один замминистра здравоохранения.
Те же грабли
Квиташвили сегодня наступает на те же грабли, что и его предшественник Олег Мусий. Затягивает объявление тендеров, что приведет только к одному - часть препаратов банально не успеют купить, а другую часть будут покупать под ультиматумы фармкомпаний. Фармацевтическая мафия, понимая, что Минздрав загнан в угол, будет диктовать любые удобные для себя правила закупок. В прошлом году Кабмин под ультиматумы компаний утвердил очень удобную норму для любого поставщика лекарств - 100%-ную предоплату товара и шесть месяцев отсрочки поставки. Берешь себе деньги, кладешь на депозит, а только через полгода лекарства поставляешь. Минздраву хорошо - по отчетам все красиво: 97-98% средств потрачены. Вот только молчат чиновники, что некоторых таблеток, за которые заплатили еще в декабре, до сих пор нет на складах. Еще не довезли.
На все вопросы по закупкам у министра-экспата один ответ: мы дорабатываем номенклатуру. Вот только министр не хочет слышать, что львиная доля проблем заключается не в номенклатуре. Номенклатура - только верхушка айсберга. Основная проблема в компаниях-прокладках, которые покупают препараты у производителей по 10 долларов за упаковку, а продают украинскому Минздраву по 100. Да и от налогов уходят, перепродавая этот препарат своим же компаниям, зарегистрированным на Кипре, так что чистый доход у них выходит минимальный, и налогов платить за такие сверхприбыли не надо.
Реестр оптово-отпускных цен
Для того чтобы побороть колоссальную коррупцию, в Минздраве был создан специальный механизм - реестр оптово-отпускных цен. Все фармкомпании, которые выходят на торги, обязаны перед этим задекларировать цену в специальном реестре. Продавать препараты государству дороже, чем на 10% от цены, указанной в реестре, нельзя. В аптеках можно ставить наценку до 35%. Этот механизм стал одним из самых коррумпированных способов регистрации заведомо завышенных цен, которых странным образом не замечали ни налоговики, ни чиновники Минздрава. Вопроса, почему волонтеры ездят закупать таблетки в Германию и близлежащие страны, ни у кого не возникало. При Мусие, невзирая на предложения общественных организаций по регулированию цен, этот механизм существенно усовершенствовали - и начали сравнивать цены с семью странами региона, где зарплаты в среднем в 3-5 выше украинских, что никак не помогло снизить цены на препараты.
Читайте также: Что изменит передача госзакупок лекарств в международные организации
Фармацевтическая "тендерная" мафия
В прошлом году 95% тендеров на покупку препаратов для ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, гепатита и онкологии, которые составляют половину бюджета Минздрава на закупку препаратов, разделили между собой шесть компаний. Это стандартная украинская практика - годами одни и те же компании забирают львиную долю тендеров. Производители не хотят заходить напрямую: им без разницы - продавать таблетки компании-прокладке или Минздраву. Цена одна. Только прокладка все риски берет на себя, а Минздрав может не только подвести с оплатой или условиями, но и документов для подачи требует в разы больше. Документы, которые надо собрать возможному поставщику лекарств, - тоже тайна за семью замками, известная только узкому кругу людей, которые обычно все торги и выигрывают. Не было ничего сделано, чтобы в этом году представители тендерной мафии снова не получили львиную долю денег Минздрава. На мой вопрос, как министр собирается бороться с саботажем и диктованием условий, - ответ был лаконичным: "Посмотрим".
Зажатые в угол
Смотреть не стоит. Вернее, можно посмотреть на опыт прошлого года и понять все, что случится в ближайшие шесть месяцев. Компании, которые из года в год выигрывают тендеры, сами же и начнут их саботировать. Не выходить несколькими компаниями, обжаловать в Антимонопольном комитете ужасные дискриминационные условия, по которым в прошлом году эта же компания и выигрывала тендер. Цель одна - довести Минздрав до готовности идти на любые условия, лишь бы потратить выделенные на таблетки деньги и отчитаться о 100%-ном успехе в закупках лекарств. В прошлом году, например, по некоторым препаратам, заигравшись, тендеры так и не успели провести.
Не исключаю, что Минздрав в нарушение Коалиционного соглашения и Программы действий правительства не отдаст закупки международным организациям под давлением со стороны традиционных участников тендерной коррупции. Они действительно рискуют лишиться 4,3 млрд грн, которые каждый год успешно делятся между своими.
Официальная версия одна: мы не успеваем. 270 человек, работающих в МОЗ, не успевают написать шесть писем шести международным организациям, чтобы собрать цены и сравнить их с украинскими. Не могут оценить потребности в препаратах за прошлый год, чтобы хотя бы приблизительно понимать количество препаратов, которые будут закупаться. А еще оказывается, министру мешают принять подзаконные акты, которые помогут запустить закон в работу. Вот только ни на одном Кабмине вопрос о саботаже передачи госзакупок лекарств другими министерствами никогда не поднимался, и вся страна и пациенты свято верят в то, что в этом году все будет по-другому: лекарства будут покупать международные организации, и уже скоро, совсем скоро препараты без перебоев будут поставлять в больницы.
Автор - член правления Центра противодействия коррупции Александра Устинова