Армия картошки. Как в Беларуси создали культ виртуального танка
“Я играю в танки пять лет и потратил на игру где-то миллион рублей”, - только в Беларуси еще можно услышать такое от поклонника игры World of Tanks. Забыв о деноминации белорусского рубля в 2016 году, журналист LIGA.net ахнул, впервые получив такой ответ. Оказалось, миллион - это всего 100 рублей на новый лад. Или 1300 грн.
В воскресенье в минском парке Победы отмечали День танкиста - государственный праздник, в который ожидаемо вписалась компания Wargaming, создавшая World of Tanks. Ее игры любят не только на родине. В Украине игры белорусского разработчика - самые популярные. А в World of Tanks зарегистрировано более 10 млн украинских аккаунтов. Украинцы также во многом помогали белорусам создавать танки. Киевская Перша студия, где трудятся более 500 разработчиков, работала над многими релизами Wargaming.
В этот раз на фестиваль приехали 200 000 человек из 10 стран. Журналистка LIGA.net тоже побывала на этом празднике танков, сделала фоторепортаж и расспросила игроков, сколько времени и денег они тратят на игру.
Интересный факт: Картошка - ироничное прозвище Wargaming. Поскольку главный офис находится в Минске, а Беларусь - "родина" картошки.
Война для людей возрастом 0+
Wargaming второй год проводит фестиваль совместно с властями в парке Победы. И позиционирует его как мероприятие семейного типа. Для родителей с грудничками организаторы оборудовали зону, где можно поменять ребенку пеленки-распашонки. Для женщин, чтобы те не скучали с виртуальными танкистами, были локации с активностями фитнес-клубов и стойками с косметикой. Для детей - зоны с играми.
При входе на территорию фестиваля нужно пройти проверку безопасности. Женская очередь длиннее - охрана проверяет каждый кармашек сумки. Местные говорят, такая проверка обусловлена инцидентом с бомбой на каком-то другом мероприятии. Но в этот раз, мол, проще. В прошлом году на входах стояли еще и металлодетекторы.
Пройдя проверку, первое, что видят журналисты - длинную череду фуд-кортов. Организаторы говорят, на лотках можно расплатиться картой, не выданной на месте одноразовой картой банка-спонсора мероприятия, а своей. Правда, организаторы сразу же добавляют: лучше брать с собой и наличку, потому что "с очень большой нагрузкой система может не справиться". Вообще, в Минске развита безналичная экономика. Сотрудники Wargaming рассказывали, что картой можно платить даже в газетных киосках.
Локация "Танковый брак"
Парковые дорожки плотно заполнены людьми. Подростки в военных пилотках, семьи с колясками и продавщицы с шариками в форме единорогов и нависающих над ними танков.
Первая локация, на которую попали журналисты - Партизанский остров с актерами, переодетыми в одежду времен Второй мировой войны. Тут все смешалось. Девочки поют военные песни. А бабушки под них танцуют. Тут же чуть дальше - партизаны учат детей стрелять. Офицер Вермахта фотографируется с посетителями, а через секунду прячется за маскировочной сеткой, доставая из пакета бананы.
Как потратить миллион
Самой загруженной локацией была зона из 200 компьютеров. Компания называет ее самой большой игровой зоной под открытым небом во всем СНГ. Несмотря на то что своего типичного игрока в Wargaming описывают как взрослого мужчину, за мониторами сидели преимущественно подростки и дети. Иногда встречались девушки, которые пришли с парнями за компанию.
Интересный факт: наиболее распространенное имя игрока в "танки" - Саша.
К игровой зоне метров на 50 выстроилась очередь желающих поиграть в танки на новой карте Минска. А поскольку Wargaming никогда не рассказывает журналистам про деньги, журналист LIGA.net воспользовался моментом и поспрашивал стоящих, сколько денег они потратили на танки за все время, что в них играют.
Ответы были очень разными, редакция отсортировала их по нарастающей:
нисколько
30 рублей
1 миллион рублей “старыми деньгами”, или 100 рублей на новый лад
4 миллиона или 400 рублей на новый лад
100 долларов
5000 долларов
“много, я не считал”
Преимущественно в очереди стояли молодые люди, которые играют с 15 лет. Но были и взрослые мужчины, из уст которых вылетали суммы покрупнее 100 рублей, потраченных на аккаунт в “танках”. В основном, собеседники говорили, что играют от 2 лет и выше, а в день проводят несколько часов в World of Tanks. Часто звучала фраза: “Раньше дольше сидел, начал работать - захожу в игру на пару часов”. При этом никто не хочет бросать игру или менять ее на какую-то другую. В том числе потому, что жалко потраченного времени. А в опросе на самое длительное погружение в игру победил парень, который однажды просидел за "танками" около 72 часов.
Журналистка также спрашивала, за сколько бы игроки продали свой аккаунт, если бы это было легально. Правила Wargaming запрещают продажу акков. В самой компании объясняют, что это сделано, дабы защитить персональные данные игроков: легальная продажа привела бы к росту случаев мошенничества и обмана (часто в интернете продают украденные аккаунты). Разработчики оставляют игрокам возможность зарабатывать на турнирах и контенте, как это делают многие видеоблогеры.
Очередь в игровую зону
Тем не менее, в сети достаточно аккаунтов, выставленных на продажу. Суммы варьируются от пары сотен до десятков тысяч гривень. Если команда Wargaming узнает, что аккаунт был куплен, - блокирует его. Ребята же на улице по-разному оценивали свои аккаунты.
Кто-то продал бы свой за 200 рублей, кто-то - за 20 000 рублей. Одни говорили, что аккаунт и потраченное на него время - бесценны. Другие говорили, что отдали бы аккаунт даром или подарили бы “кому надо”.
Еще одна интересная штука, которую представил Wargaming на фестивале - Настольный AR. Это экспериментальный проект дополненной реальности, который позволяет следить за игрой в формате AR через планшет. Перемещая планшет над столом, можно было передвигаться по карте Минск и наблюдать за боями.
Сотрудники Wargaming говорят, что этот проект - своего рода концепт-кар. Миллионы людей смотрят за играми каждый день в разных форматах. Пока что компания показала, что так тоже можно и что так, возможно, все человечество будет потреблять контент в будущем. Но конкретного продукта еще нет. Работники говорят, что такой проект был бы полезен комментаторам игр.
Выход же его в массы руководитель направления спецпроектов минского центра разработки World of Tanks Александр Бобко видит года через три, когда появится 5G и скорость интернета станет такой высокой, что можно будет передавать картинку сразу на планшет, минуя компьютер и обрабатывая все в облаке.
Поездка жуналистки в Минск состоялась при поддержке Wargaming