Александр Лукашенко

Перед новым годом президент Беларуси Александр Лукашенко сделал подарок своим гражданам и бизнесу. 21 декабря он подписал новый декрет о развитии цифровой экономики, чтобы привлечь в страну крупнейшие мировые IT-корпорации.

Александр Лукашенко решил сделать ставку на развитие новых отраслей. Для этого он расширил и продлил существующие налоговые льготы для hi-tech компаний Парка высоких технологий (ПВТ) до 2049 года, отменил норму обязательного получения разрешения на трудоустройство в белорусском технопарке, ввел для техспециалистов безвизовый режим на 180 дней, узаконил майнинг криптовалют, смарт-контракты и технологию Blockchain... Помимо IТ-компаний, всеми перечисленными благами теперь могут также пользоваться разработчики биотеха, медицинских, авиационных и космических технологий и даже киберспорта.

Что из себя представляет новый tech-декрет Лукашенко? Это очередная показуха бессменного президента? Или на самом деле он создает предпосылки для того, чтобы новая экономика Беларуси шагнула вперед?

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, для начала нужно ознакомиться с тем, как Беларусь начала открывать для себя мир IТ. Итак, первый декрет о Парке высоких технологий президент этой республики подписал в сентябре 2005 года. А в 2017 году его выручка составит, по прогнозам заместителя премьер-министра Владимира Семашко, $1 млрд. На сайте ПВТ сообщается, что 91% производимого в нем ПО идет на экспорт. 43,2% поставляется в США, 49,1% - в страны Западной Европы, 5,3% - в Россию и СНГ.


Благодаря первому декрету в стране появились такие крупные компании как аутсорсинг-разработчик Epam, производитель онлайн игр Wargaming и мессенджер Viber. Мировые гиганты в последние годы активно интересуются стартапами из "белорусской кремниевой долины". В 2016 году Facebook выкупил местный проект для наложения масок на лица в реальном времени MSQRD, а в сентябре 2017 года Google приобрела белорусское приложение для смены цвета волос Fabby.

Но, несмотря на эти очевидные достижения, Беларусь для международных инвесторов по-прежнему остается "зоной неопределенности". "Инвестиционный рынок Беларуси все еще очень страшный и очень непонятный. Если мы почитаем новости - там пишут, что инвесторов сажают. В таких условиях инвестиционные фонды боятся приходить", -заявлял не так давно основатель проектов Maps.me и AIMatter Юрий Мельничек.

Читайте также - Андрей Колодюк: Инвесторы уже не ездят на Банковую

Нынешняя цель Беларуси - избавиться от старого имиджа закрытой державы и стать крупнейшим техно-кластером в регионе. Страна становится в этой сфере явным конкурентом Украины, где есть большой рынок IТ-аутсорсинга (более 100 000 специалистов), но нет господдержки.

Как говорит менеджер Wargaming в Украине Дмитрий Базилевич, теперь в Беларуси “стало еще вкуснее”. И вполне возможно, что эта страна начнет перетягивать от нас лучшие кадры.

"Я считаю, что это правильная конкурентная позиция Беларуси. Любые попытки предложить это (преференции для IТ-бизнеса - Авт.) в Украине упираются в позицию сторонников "равных условий для всех"", - говорит первый заместитель главы АП Дмитрий Шимкив. "Мы приводим в пример нашему Кабмину, как простые и прозрачные правила игры приводят международные компании даже в Беларусь", - добавляет управляющий партнер AVentures Capital Андрей Колодюк.

Но какого-либо результата это пока не приносит.

Шимкив вспоминает, что идея об особом статусе для IT-индустрии у нас появилась давно. "А главный человек, убивавший эту идею и 2012 году и в 2013-ом (он служил в АП при Януковиче) и в 2014-15 гг в АП Петра Порошенко (замглавы по вопросам экономики) и в 2016-17 гг как глава Минфина, - Александр Данилюк. Спросите его, что он думает про преференции для IТ. Многоразовые споры и столкновения на этой почве не привели ни к какому результату", - заявляет Шимкив. LIGA.net поинтересовалась у Александра Данилюка: что он на самом деле думает об IТ-льготах. Но он пока не ответил на сообщение в Facebook Messenger .

В Украине тоже есть проекты, которые позиционируют себя как будущая подоснова для технологической экономики. Например, инновационный парк UNIT.City. Как недавно рассказывал в эфире Слухи в Шкафу его CEO Макс Яковер, в ихкампусе сейчас находятся 35 небольших компаний, 3 лаборатории и 2 акселератора. "На сегодня мы застроили 2-3% от общей территории", - уточнил он.

Читайте также - Гусь наш. Как плагиатор из “ДНР” украл чужие шутки и получил бан.

Инвестор UNIT.City - бизнесмен Василий Хмельницкий, специализирующийся на девелоперских проектах. Главным образом, на постройке жилья. Поэтому риск, который существует при предоставлении подобным проектам налоговых льгот, - инновационный парк превращается в красивую PR-площадку, вокруг которой будут строиться новые кварталы смарт-квартир для IТшников.

Впрочем, как говорит Колодюк, если вообще не поднимать вопрос преференций для новых технологических индустрий, хорошие спецы скоро уедут в ту же Беларусь, Польшу, страны Балтии, Кипр... А мы так и будем спорить.

Как говорит глава EPAM Systems в Украине Юрий Антонюк, вряд ли Беларусь сможет конкурировать с Украиной по зарплатам. В нашей стране, по его словам, специалистам платят существенно выше. 

Как считает Юрий Антонюк, белорусскому ПВТ будет сложно привлекать к себе крупные компании, несмотря на новые преференции. “Аутсорсерам и сервисным компаниям нужен большой и квалифицированный рынок труда. А они планируют к 30-му году достичь размера рынка труда Украины", - уточняет менеджер. Поэтому, по его мнению, Беларусь может сделать ставку на стартапы и новые продукты. "И вырастить нового "единорога" или нескольких", - говорит он. При этом Антонюк уточняет, что 90% европейских стартапов все равно монетизируются в Кремниевой долине. Так что и этот шанс небольшой.

Украина, как восточно-европейская Мекка IT-аутсоринга, сейчас чувствует себя на этом рынке гораздо более уверенно. Например, исходя из недавнего инфляционного отчета Нацбанка, экспорт IT-услуг у нас уже сравнялся с объемами экспорта трубопроводного транспорта.  

У СЕО Creative Quarter Ильи Кенигштейна еще более скептический взгляд на перспективы нового декрета Лукашенко. “В стране, в которой есть политзаключенные и имитация демократии, а любого человека, в том числе гражданина другой страны, могут в любой момент схватить и бросить в тюрьму, говорить про перспективы развития высоких технологий должно быть как минимум стыдно. Диктатура и предпринимательство - не совместимы”, - подчеркивает он. По словам Кенигштейна, самым поразительным феноменом современного мира является “вера в диктаторских вождей и в их "IТ-декреты"”.