17c4f875aa06bea33e061569e2f1f90f.jpg

"Небыстрый" Интернет могут включить в перечень общедоступных телеком-услуг. В результате завышенные тарифы "на онлайн" в регионах могут снизиться, а пользователи получат гарантированное законом право на подключение по всей территории страны. Но с другой стороны – госрегулирование тарифов может затормозить инвестирование в строительство сетей.

О том, какими могут быть последствия принятия таких изменений, редакции ЛІГАБізнесІнформ рассказали участники рынка.

Суть изменений

Сейчас в перечень универсальных входит не так много телекоммуникационных услуг (ст. 62 Закона "О телекоммуникациях"): подключение оборудования потребителя к телеком-сетям общего пользования (универсальный доступ), услуги фиксированной связи в границах зоны нумерации (местная телефонная связь), вызов служб экстренной помощи и т.д. Тарифы на универсальные услуги определяются государством.

В начале апреля представители госрегулятора телеком-отрасли – Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС) не единожды заявляли о необходимости дополнить этот список Интернет-подключением на определенной скорости. Причем тип подключения – фиксированный или мобильный – не уточнялся.

"Мы рассматриваем возможность отнесения к общедоступным услугам услугу доступа к сети Интернет на заданной скорости. У общества есть разные этапы развития. Мы переходим на этап развития информационного общества. А информационное общество, основная задача – обмен информацией, создание информации, потребление информации и получение прибыли. Чтобы население нашей страны не отставало в этом от других стран, у него должно быть гарантированный доступ к этой информации. В первую очередь, мы должны обеспечить этот доступ к государственным ресурсам, а на следующем этапе – к другим ресурсам", – заметил глава НКРС Петр Яцук.

По его словам, речь идет о подключении на скорости "между dial-up и ШПД" – где-то на уровне 128-256 кбит/с или даже больше. Вопрос граничной скорости и граничных же тарифов на универсальную услугу доступа в Интернет, по словам главы регулятора, пока не рассматривался. "Мы проанализируем рынок и сформируем ставку. Сначала необходимо будет внести изменения в законодательство... Мы готовим законопроект по внесению изменений в Закон Украины "О телекоммуникациях" в части расширения перечня универсальных услуг", – пояснил П.Яцук. Тарифами можно будет заниматься после того, как законопроект будет принят. А внести его планируется через Кабинет Министров Украины – ориентировочно летом этого года.

Параллельно рассматривается возможность создания Фонда универсальных услуг – как компенсационного инструмента при явно убыточной постройке, например, фиксированной сети, в сельской местности. Как поясняют в НКРС, фонд общедоступных услуг на сегодня существует в большинстве развитых стран. Как создавать фонд в Украине – на сегодня единого видения нет. Но, по мнению госрегулятора, такой фонд нужен. "В областных центрах, в больших городах насыщенность различными видами телеком-услуг достаточно высокая. А по периметру страны, в селах – очень низкий уровень насыщенности, удовлетворения потребностей населения. Туда мы и должны будем обратить свое внимание, для того, чтобы обеспечить предоставление общедоступных услуг", – отметил глава НКРС.

Эти инициативы поддерживают и в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ). Так, заместитель главы комитета Юрий Кравченко считает, что можно начинать исследовать рынок Интернет-доступа с точки зрения универсальной услуги, поскольку "обеспечение населения доступом в Интернет – приоритетное задание всех органов власти". Кроме того, по мнению Ю.Кравченко, на этом можно не останавливаться, а еще расширить перечень универсальных услуг – до кабельного ТВ как услуги по передаче телесигнала с минимальным количеством каналов. Сейчас АМКУ ведет расследование относительно деятельности нескольких операторов кабельного ТВ и в комитет регулярно поступают обращения по этому поводу. Причем, по мнению Ю.Кравченко, регулировать цены на эту услугу должна НКРС, а не Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания.

Итернет каждому: в Украине и в Европе

На конец 2010 года в Украине насчитывалось 3,69 млн. пользователей скоростного Интернета (см. Рисунок 1), в том числе – 3,16 млн. – домашние пользователи, по данным "iKS-Consulting". По оценкам "GfK Ukraine", до конца 2010 года количество украинских абонентов мобильного Интернета в возрасте старше 16 лет выросло до 3,5%. Это 75%-ный рост по сравнению с показателями конца 2009 года, когда Интернет в мобильных сетях выбрали для себя 2% абонентов. Как отмечают в компании, пользование мобильным Интернетом наиболее характерно для молодежи в возрасте 16-19 лет, среди которых около 14% пользуются именно этим типом доступа, и для жителей сел, среди которых этот показатель достиг 10%. В первую пятерку провайдеров ШПД в Украине на конец 2010 года входили компании "Укртелеком" с абонбазой в 1 133 тыс., "Воля" с 430 тыс., объединенный "Киевстар" с 292,2 тыс., "Триолан" с 140 тыс. и "Vega" с 127 тыс. (данные "iKS-Consulting").

Рисунок 1. Количество частных абонентов и уровень проникновения широкополосного доступа в домохозяйства Украины, IV квартал 2010 года*

*по данным "iKS-Consulting"

По оценкам НКРС, средний уровень проникновения Интернет-услуг в Украине на 100 жителей в прошлом году составил 8%, несмотря на привлекательность рынка. В то же время, в ЕС уже на начало 2008 года он превышал 40% – в Венгрии – 70%, Словакии – 50%, Нидерландах – 90% и т.д.

В Европе вопрос "Интернета каждому" поднимался давно, в частности, согласно 5-летнему плану цифрового развития региона ЕС, до 2020 года гарантированное подключение к Интернету на скорости до 30 Мбит/с обещано половине семей. А до 2013 года европейцам обещают универсальный доступ к публичным сервисам и онлайн-магазинам. К таким решениям Еврокомиссию сподвиг тот факт, что за последний год инвестиции в развитие цифровых технологий в Европе серьезно отставали от объемов инвестирования в США (на 40%). Это означает, что почти каждый третий европеец никогда не использовал Интернет, и только около 1% жителей Европы имеют доступ к высокоскоростным оптоволоконным сетям. Чтобы исправить ситуацию, ЕС удвоит годовые затраты на развитие и исследование технологий – до 11 млрд. евро до 2020 года.

Такой доступ в Европе, в первую очередь, нужен для того, чтобы население имело доступ к благам информационного общества, которое в Украине находится на начальной стадии своего развития, поясняет глава Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Татьяна Попова, а поэтому вносить в универсальные услуги доступ в онлайн на скорости больше, чем, например, скорость dial-up, в Украине пока рано. В НКРС же считают, что развитие ресурсов информационного общества и развитие общедоступных сетей должно идти параллельно.

Оценки

Украинские телеком-операторы и провайдеры к такому нововведению относятся достаточно критично. Некоторые просто говорят о том, что слишком рано вводить такую услугу в Украине. "Само по себе обеспечение доступа населения к Интернету – вполне логичная инициатива. Европа уже начала двигаться в эту сторону, в прошлом году была принята соответствующая директива Европейского Союза, установлен срок реализации – к 2015 году. Для Украины же это, скорее, задача на будущее. Универсальная или общедоступная услуга – это услуга, которая предоставляется на территории всей страны. Поэтому ключевым вопросом является стоимость строительства сети", – отмечает генеральный директор "МТС Украина" Василь Лацанич.

"Тут есть два момента: позитивный и негативный. С точки зрения пользователя, это было бы неплохо, потому что есть, к примеру, удаленные села или небольшие города, где тарифы некоторых операторов и провайдеров необоснованно завышены. С другой стороны, есть возможность того, что средства фонда будут расходоваться непрозрачно по отношению к участникам рынка", – считает глава "IPNet" Дмитрий Грищук.

Некоторые компании видят в этом намерение защитить интересы крупнейшего оператора фиксированной связи, в том числе, через расширение поступлений в будущий Фонд универсальных услуг. Ведь, если Интернет-доступ станет общедоступной услугой, гарантированной законом, все провайдеры должны будут "скидываться". Со своей стороны в Комиссии подчеркивают, что этот фонд не должен компенсировать убытки конкретной компании, а служить механизмом финансирования социальных задач.

Представители бизнеса, в свою очередь, считают, что социальные задачи следует финансировать из бюджета. В Украине запрещено бюджетное субсидирование коммерческих предприятий, и фонд – единственная возможность его реализовать, поясняет президент компании "Воля" Сергей Бойко. Кроме того, по его словам, скорости до 158 Кбит/с мобильные операторы могут обеспечивать на селе и так, поэтому фонд по большому счету не нужен.

А по мнению начальника управления продуктами телеком-группы "Vega" Дмитрия Мельченко, Интернет в периферию придет быстрее, если создавать благоприятный инвестклимат и регулировать отрасль, а не цены на услуги: "Реализация права на свободное предпринимательство, создание благоприятного инвестиционного климата, разумное регулирование отрасли (не цен, заметьте, а отрасли – т.е. создание равной конкурентной среды и условий для ведения бизнеса), развитие инфраструктурных и инновационных проектов – приведут Интернет в села гораздо быстрее, чем граничные тарифы". Ключевым моментом при определении такой услуги является технология: проводной или мобильный Интернет пойдет в села. Дать всем проводной Интернет нереально: его строительство – очень дорогой, сложный и долгий процесс, поясняет В.Лацанич. При этом, как считает Д.Грищук, в данной инициативе речь, скорее всего, идет о фиксированном доступе, на который сейчас делают ставку крупнейшие, в том числе мобильные операторы связи.

Во втором по величине абонбазы ШПД в Украине "Киевстаре" считают, что попытка регулирования тарифов на доступ в Интернет крайне негативно отразится на развитии данного сегмента рынка, а именно сделает нецелесообразными крупные инвестиции в его технологическое развитие и расширение покрытия. "В условиях отсутствия в Украине полноценного высокоскоростного интернета (3G) торможение развития еще и фиксированного Интернета усугубит и без того драматическое технологическое отставание Украины", – объяснили корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ в компании. Чтобы предоставлять "социальный" Интернет на высокой скорости, его еще нужно построить, развернуть оптоволоконные сети доступа к каждой квартире.

"На наш взгляд, регулятору следует начать с таких мер, которые бы стимулировали приток инвестиций в строительство и развитие инноваций на рынке фиксированного Интернета, что в итоге сделает его доступным для большинства жителей Украины", – поясняют в компании. В Украине только зарегистрированных провайдеров и операторов более 2 тыс. и при этом мелкие провайдеры, заняв микроскопический рынок отдельного населенного пункта либо нескольких микрорайонов, не имеют желания инвестировать в развитие. Когда же крупный оператор, готовый инвестировать в сеть, начинает расширяться в регионы, местные мелкие провайдеры тут же снижают тарифы вдвое или втрое, рассказывают в "Киевстаре": "В такой ситуации поспешные регуляторные действия могут иметь болезненные последствия для потребителей, компаний и способности этой индустрии развиваться".

Еще один достаточно интересный момент: по данным "МТС Украина", пользователи периферийных районов в "собственном" Интернет-доступе особо пока не нуждаются. "К сожалению, большой потенциал низкой пенетрации в маленьких населенных пунктах уравновешивается низкой покупательной способностью, социальной активностью и настроенностью на интернетизацию. Интернета в малых населенных пунктах нет, но, строго говоря, и спрос там пока низкий. Если в крупном городе уже "принято" иметь Интернет на работе, дома, еще и модем с собой носить, то в маленьких городках потребителям хватает рабочего Интернета. А дома там чаще смотрят ТВ – посмотрите на уровень телесмотрения и сравните его в регионах и крупных городах", – отмечает В.Лацанич.

Ольга КАРПЕНКО

Интернет: подборка новостей>>>
Связь, IT: подборка новостей>>>