Алла Олейник

В январе 2018 года стартовал прием заявок на конкурс биомедицинских стартапов MBioS Challenge. Для Украины это первое большое мероприятие с таким уклоном - до него медстартапы участвовали только в общих конкурсах и акселераторах. Среди организаторов не новички: Дом инноваций, Украинская медицинская ассоциация Великобритании (UMAUK) и фонд Borsch Ventures. Последний, например, уже отметился созданием предприятия по разработке IT-решений в агробизнесе.

В участники берут “почти всех”. Условий всего три. Основатель или автор идеи должен быть гражданином Украины. Необходимо записать короткое презентационное видео на английском языке. И заполнить анкету на двух языках. У конкурса нет фильтра по стадии развития проекта - это может быть идея (pre seed), начало прототипа, готовый прототип, готовый продукт, бизнес-модель. Нет фильтра и по типу продукта: котируются девайсы, приложения, аппараты, клеточные эксперименты, бизнес-модели, телемедицина, управление медицинскими данными.

Почему такая широкая рамка? Насколько выгодно затевать такой конкурс? Действительно ли в Украине так много талантов в еще не созревших сферах biotech и medtech? За ответами LIGA.net обратилась к Алле Олейник - одному из организаторов и членов жюри конкурса MBioS Challenge.

Полезные данные: Алла Олейник - врач-аллерголог-иммуннолог по первому образованию, имеет степень MBA. Работала в медицине, училась во Франции и Швейцарии. Последние 10 лет занимала руководящие посты в фармкомпаниях. С 2015 года - соучредитель и управляющий партнер фонда Borsch Ventures. С сентября 2017 года - советник министра здравоохранения по инновациям и инвестициям.

- Алла, расскажите, сколько участников конкурса пришло за месяц и сколько всего планируете привлечь?

- У нас уже более 30 проектов, примерно каждый второй проходит первичный отсев. Прием заявок в самом разгаре. Потолка по количеству нет, и мы даже готовы расширить призовые места, если участников будет очень много.

- Вы писали, что в Европе количество стартапов, которые пришли из медицины, - порядка трети, остальные - из других отраслей. А как в Украине?

- Пока все, кто есть, пришли из других отраслей, на стыке. Вообще сейчас даже сложно выделить “напрямую из медицины”. Главное - наши потенциальные участники задачу поняли очень хорошо. Пришли именно те компании, которые применяют немедицинские технологии в медицинских и биологических целях.

- На какие критерии ориентируетесь в отборе?

- Критерии будет определять трехступенчатое жюри. Как правило, это актуальность, понимание рынка, способность артикулировать основные задачи проекта, продукта, бизнес-модели, команда. В принципе всё.

- Можете ли рассказать о ТОП-5 проектов из тех, что уже подались?

- Нет, это противоречит политике конкурса. Мы ждем, пока все подадутся, увидим весь пул. А дальше дело жюри.

- А какие направления, отрасли, проблематику закрывают проекты?

- Здесь много интересного. Мне очень нравятся бизнес-модели “блокчейн плюс здравоохранение”. Практическое применение - управление собственными медицинскими данными.

Также удаленное взаимодействие с врачом - телемедицина. Всевозможные мониторинги хронических состояний и заболеваний (к примеру, диабета, гипертонии, бронхита), которые требуют от пациента серьезного внимания и коммуникации, координации с врачом. Эти вещи помогут таким людям легче понимать свое состояние и предотвращать беду.

Читайте также: Запахло зеленью: из Укртрансгаза хотят сделать новый Укртелеком

Еще пара проектов представляет совсем новую сферу. Это область коммуникации, когда медицина располагается в соцсети. Находясь в том же Facebook, человек может получать разные медицинские сервисы. Практики в мире еще нет, но разработка идет. Например, как капитализировать время, проводимое человеком в соцсетях, и получать услуги, лежащие на стыке медицины и социологии. Или профилактика. Человек ведь идет к врачу, когда уже все плохо. А есть много поведенческих предпосылок, которые видны в соцсети: где человек проводит время, останавливается, что заказывает, покупает, читает. Алгоритмы могут анализировать ключевые слова и другие данные, объясняющих состояние. Это пограничная область - социометрика плюс бихевиористические алгоритмы. За этим будущее. И украинцы могли бы здесь много сделать.

Буквально несколько проектов - о добавленной реальности, например, когда речь идет о стыке симуляции состояний и имплантации. Сейчас очень интенсивно развиваются технологии AR, и можно создавать интересные 3D-модели. Они не только визуальные, но и учитывают биохимию. Картинка сопоставляется с сосудами, иннервацией и биохимическими параметрами. Такую модель можно виртуально приложить к живому человеку - и она дает большую точность и минимум побочных эффектов в сложных ситуациях при имплантации.

- Звучит фантастически.

- Да, это космос новых возможностей. В Калифорнии я встречала прикладной проект для матерей. Для женщины первое кормление - большой стресс, который может даже привести к отказу от грудного вскармливания. А проект в том, что мать новорожденного обучают грудному вскармливанию через Google Glass. В очки вмонтирована программа сопровождения. Мать подносит ребенка к груди, очки наводятся на младенца, несколько минут изучают “топографию” и по реакции младенца пишут маме на очках текст, что нужно сделать. Если это не помогает, она может прямо через очки вызвать “оператора”. Так происходит телемедицина: центр интерпретации с экспертами в реальном времени смотрит на ситуацию и дает рекомендации. И так уменьшается количество отказов от кормления. В США это сейчас очень популярно. А придумала это общественная организация по поддержке молодых мам и сохранению грудного вскармливания.

- Прием заявок оканчивается 23 марта. Что будет потом?

- Проекты поделятся на “продукты” или “бизнес-модели”. Также категоризируются по технологиям, которые затрагивают. Это блокчейн, искусственный интеллект, дополненная реальность, интернет вещей, распознавание картинок и другие. Члены жюри сформированы по категориям соответствующих технологий. Они получат материалы проектов, туториал, заполнят опросник и присвоят баллы проекту.

Все результаты мы опубликуем. После этого первые 10-12 проектов приглашаются на финальный питчинг. Проводить его мы будем на площадке iForum 25 апреля. Для проекта это прекрасная возможность популяризировать себя, пообщаться с инвесторами, получить фидбек, увидеть других.

- У себя на странице вы писали о том, что Европа в 2016 году инвестировала порядка 5 млрд евро в медстартапы. А есть ли цифры по Украине?

- Вопрос не в бровь, а в глаз. Вообще в 2016-2017 годах мировые технологические, телеком- и фармкомпании больше всего венчурных денег инвестировали именно в здравоохранение. Цифра $10 млрд - это только биотек.

Если говорить об Украине, то это десятки, максимум сотни тысяч долларов, которые идут в разработку клинических и научных проекты. Инвестирует всегда собственный бизнес, в основном фармкомпании и частные медцентры - если готовы выделить ресурс. Для той же отечественной фармы R&D - это большая роскошь. Очень дорого. И я пока не слышала о серьезных проектах в плане разработок.

Читайте также: Дело к Аpple: как вернуть деньги из iTunes через РФ

Поэтому украинские инвестиции в украинские же медстартапы совсем малы. Чаще всего это family investments, когда ближайшие родственники, друзья и сопереживающие дают какие-то деньги, чтобы эксперимент состоялся.

- В рамках конкурса вы как раз даете деньги?

- Целей у нас несколько: поддержать команды, помочь найти инструменты, которые помогут им развиться, выйти на глобальный рынок.

- Как именно? Какие преференции будут у финалистов?

- Самый большой приз - поездка в Лондон и акселерационный процесс длиной в месяц. Проекты получат бесплатную помощь от наших профессионалов: юристы, маркетинг, понимание рынка, как сделать презентацию, разговаривать с инвестором, улучшить бизнес-модель, усилить команду. 12 мая команды едут в Лондон при поддержке наших партнеров - Украинской медицинской ассоциации Великобритании, которые помогут организовать питч-встречу с британскими инвесторами. В течение месяца после Лондона Borsch Ventures обеспечивает поездку командам в Париж в акселератор Station F.

Победители получают профессиональный коучинг бесплатно, визовую поддержку, им подарят все транспортные затраты. И возможности.

Мы планируем из 10-12 финалистов наградить первые 3 места. Колеблемся насчет количества, потому что проекты, которые уже пришли, очень хороши. Возможно, на питчинге будет 20 финальных проектов, и 10 лучших получат основные призы.

- Об инвестициях мы здесь еще не говорим?

- Почему же, они возможны. Другое дело, что зависит от уровня подачи проекта и его готовности к инвестициям. Те, что уже есть, в большинстве своем очень хороши по научной наполненности, но сыроваты по коммуникации с инвестором. Может, подадутся более готовые проекты - и будет другой разговор.

- Это достаточно затратная история. Планируете ли вы каким-то образом окупить/вернуть расходы - по каким-то особым условиям с командами?

- Нет цели возвращать затраты за конкурс, Есть цель инвестировать в развитие инновационной медицинской экосистемы в Украине. У лучших команд нет никаких ограничений, они сами выберут свой способ развития. Сейчас стартапу важно дожить до момента, когда он станет интересен инвестору.

- Готова ли украинская медицина к коллаборации со стартапами?

- Коллаборация уже есть, в этом плане у нас со всеми стейкхолдерами в области медицины и биологии полное взаимопонимание. Все понимают значение меднауки и бионауки. Врач, который не учится постоянно, теряет квалификацию. И без технологий никуда - нужно учиться и быть в тренде.

Потому мы рассматриваем конкурс как первый шаг. Второй - создание в Украине biotech и medtech кластеров. Здравоохранение - это ведь не только об экономике. Речь о продолжительности жизни и нашей безопасности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе последних новостей телекома и технологий