Лошадь гонится за драконом. Зачем Узбекистану цифровое лидерство
Между столицами Украины и Узбекистана - почти 4000 км. И минимум взаимных представлений о жизни друг друга. В Ташкенте Киев знают по ФК Динамо, вареникам и Майдану, да и то - большей частью из российских каналов. Ташкент в Киеве ассоциируется с жарой, дынями и пловом, который всенепременно едят руками. Автомобилисты еще слышали о Ravon - машинах, которые собирают в Узбекистане и направляют на наш рынок.
Реальность, конечно, выглядит иначе. Как и у нас, в столице Узбекистана сложно встретить человека в аутентичной одежде, если он не работник соответствующего ресторана. Даже в 30-градусную жару на человека в шортах здесь посмотрят с удивлением и распознают в нем туриста. Плов еще нужно поискать среди множества бургерных и хотдожных. Хотя вкусную еду легко найти даже на обычном лотке.
А еще оба города и обе страны вовсю поют о цифровизации и необходимости внедрения инноваций во все сферы экономики. Все большая глобализация вынуждает бежать впереди паровоза. И если Украина строится на китайском оборудовании, но больше ориентируется на европейских и американских партнеров, то Узбекистан смотрит сразу в несколько сторон, пытаясь сочетать западный подход и восточный порядок.
Корреспондент LIGA.net съездил в Ташкент на День инноваций Центральной Азии, организованный китайским техногигантом Huawei, и послушал, какой скачок собирается сделать страна за ближайшие 5-10 лет. А заодно подсмотрел, как столица Узбекистана строит безопасный город - в том числе с помощью технологий.
Город зелени, стекла и белого цвета
Первое, что бросается в глаза уже в аэропорту Ташкента - невероятное количество белого. Узбекская столица в принципе напоминает флаг страны: белые здания с высокими окнами, сочные зеленые лужайки, преимущественно чистое голубое небо. Ночью город по сравнению с Киевом выглядит пустым, но все равно ярко освещен - снова-таки белыми светодиодными лампами и экранами на домах. Основные городские дороги - очень ровные, а на обочинах днем и ночью продолжаются работы.
Центр и окрестности тщательно вычищают - для этого иногда даже запрещают заходить на отдельные территории. Например, украинских журналистов полицейский не пустил в парк у правительственных зданий и Арки Независимости. Мол, идет уборка. Хотя, возможно, он имел в виду ремонт.
Вторая фишка - белые машины. Их абсолютное большинство. В год в столице Узбекистана выпадает в 1,5 раза меньше осадков, чем в Киеве, трафик ниже, пыли визуально меньше, поэтому белый остается белым. Менее популярны серые, еще менее - черные. И совсем редко встречаются цветные - по словам одного из местных жителей, “на красных у нас только женщины ездят”.
А если присмотреться внимательнее, можно заметить, что 95% автомобилей (если не больше) - Chevrolet, Daewoo и Ravon, которые производятся тут же, в Узбекистане, на заводе General Motors. Модельная линейка широкая: здесь и седаны, и малолитражки, и небольшие микроавтобусы, и, к примеру, недавно вышедшая Chevrolet Malibu премиум-класса, "местный Мерседес". За 3 дня в Ташкенте журналисту LIGA.net удалось увидеть всего пару настоящих Мерседесов и еще несколько японских машин.
Местные жители к этому относятся по-разному. Одни гордятся налаженным автопроизводством в стране и тем, что среднему узбеку доступен автомобиль хорошей марки и качества. Другие сетуют, что на импорт автомобилей действуют высокие заградительные пошлины - дескать, у местных особо и выбора-то нет, за нормальные деньги можно купить только свое. Но кажется, что узбекам удалось то, что не удалось украинцам с ЗАЗом - закрыть автопотребности страны собственными руками.
По сравнению с Киевом город субъективно кажется гораздо более спокойным и тихим.
Инновации и импровизации
Ташкентский День инноваций - уже второе такое мероприятие в Центральной Азии. Год назад подобное действо развернулось в столице Казахстана. Логотипом нынешнего события стала лошадь - как символ скорости, успеха и силы. Интересное дополнение от авторов лого: над головой цифрового животного - сигнал связи, напоминающий значок Wi-Fi.
В этот раз, по словам организаторов, на конференцию съехалось больше 200 человек из 13 стран Европы и Азии. Многие прибыли из соседних республик делиться опытом и проблемами. Китайские гости больше говорят о технологиях, которые меняют мир.
В регионе уже несколько лет говорят о необходимости цифровизации всех сфер экономики. “По инициативе президента страны принята Стратегия действия на 2017-2021 годы. Особое внимание в ней уделяется развитию ИКТ и инновационных решений”, - говорит Акмаль Бурханов, исполнительный директор Центра Стратегия развития. По его словам, недавно указом президента в Узбекистане разработана стратегия инновационного развития страны на 2019-2021 годы и дорожная карта по ее реализации.
Проблемы здесь похожи на наши. Село не успевает за городом в плане подключенности к интернету. Из-за этого не получается развернуть телемедицину на полную катушку, да и медработникам еще нужно привыкнуть к новым технологиям. Образование устарело, спрос на хороших специалистов превышает предложение. Раскачивается единый портал госуслуг, где уже можно открыть бизнес за 30 минут. Чиновники привыкают вести "виртуальные приемные" - или попросту публичные страницы ведомств - на Facebook.
Многое упирается в инфраструктурные проблемы.
“Основной упор делаем на строительство оптических линий связи. Параллельно - радиорелейные линии и развитие LTE”, - заявляет Акмал Арифджанов, начальник Главного управления развития телекоммуникационной структуры Узбекистана. Также он говорит о планах по привлечению частных инвестиций для развития проектов “последней мили”.
Кстати, LTE в Узбекистане запустили еще 3 года назад. Согласно отчетам Международного союза электросвязи страна находится далеко от лидеров по подключению населения к широкополосному доступу в интернет, но показывает хорошие темпы роста.
Вообще, в отличие от Украины, где страна в какой-то момент накопила технологическую экспертизу и начала продавливать ее снизу вверх, здесь инициатива идет сверху вниз. Это неплохо прослеживается по разным сигналам. Популярные фразы в газетах: “президент распорядился”, “по поручению главы государства”, “руководитель страны объявил выговор”. Ответственные госструктуры, как, например, упомянутый Центр Стратегия развития, для надежности имеют приставку “при Президенте Республики”. В неформальных беседах, тем более с иностранцами, о главе Узбекистана Шавкате Мирзиёеве даже обычные граждане говорят исключительно уважительно.
Впрочем, узбекским чиновникам, как и их коллегам из других стран, это не помогает говорить максимально по делу. Первая часть Дня инноваций уходит на длинные сложноподчиненные предложения со словами “цифровизация”, “инновации”, “экосистема” и “модернизация”. Государственные мужи читают с листочка, лишь один пробует импровизировать, но получается не очень складно. Все выступления хорошо упаковываются во фразу министра инновационного развития Узбекистана Иброхима Абдурахманова: “Мы должны изучать опыт соседей и привлечь все инновации, которые существуют”.
И хотя Китай для Узбекистана формально не является соседом, надежды на восточного партнера здесь большие. Этому и была посвящена вторая, предметная часть Дня инноваций. Спикеры из Поднебесной говорят о big data, искусственном интеллекте, 5G и умных городах.
В частности, компания Huawei реализует в Узбекистане разные образовательные и технологические проекты. Если говорить о первых, корпорация организует поездки студентов в штаб-квартиру Huawei в Шенчжене для практико-теоретического обучения по IT и телекоммуникациям, построению сетей. Украинским журналистам также удалось побывать в лицее International House-Tashkent и посмотреть на умный класс, оборудованный китайской компанией.
А среди технологических особенно занимательным, помимо уже привычного украинцам телеком-оборудования и смартфонов, журналисту LIGA.net показался проект по общественной безопасности.
$1,5 млн за безопасность Троещины
О платформе Safe City на конференции, а затем и на отдельной встрече для журналистов рассказывает экс-полицейский Сингапура, а ныне главный специалист направления общественной безопасности в Huawei Хонг-Энг Кох. По его словам, за последние 5 лет в отношении решений общественной безопасности годовой оборот компании вырос на 40%. А разработкой и поддержкой решений занимаются уже 6000 сотрудников.
“Мы можем много говорить о новых технологиях, но при этом полицейский все еще выписывает штраф ручкой на листочке”, - говорит Кох. И указывает на проблемные точки государственных систем безопасности, среди которых:
- разнотипность информации
- плохой обмен данными между различными ведомствами
- дыры в киберзащите
- недостаточность данных
- несовершенное законодательство
- недостаток бюджета
- внутренний шпионаж в силовых структурах
Все это должна решать цифровая платформа, которая представляет собой коллаборацию (Collaboration) всех узлов, касающихся общественной безопасности, - Command & Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance, иначе - C-C4ISR. Основная цель всех этих модулей - обеспечение взаимодействия между ведомствами.
Сегодня есть две версии платформы. Обычная - для больших городов, включает в себя все возможные узлы и полностью кастомизируется. Compact - для населенных пунктов до 1 млн жителей, которая содержит упрощенные командный центр, центр взаимодействий и центр видеонаблюдения. “Последнюю можно использовать для отдельных районов и потом масштабировать”, - говорит Хонг-Энг Кох.
В сценарии понятия общественной безопасности входят: безопасный город, управление в чрезвычайных ситуациях, умное пожаротушение, защита периметра, умная транспортная система и безопасный кампус (отдельное здание или учреждение).
По каждому Хонг-Энг Кох делится кейсами, над которыми работала компания. К примеру, в Мекке - главном месте паломничества мусульман - 2 года назад Huawei развернул визуальный командный центр. В процессе были объединены данные 4 служб по чрезвычайным ситуациям, вместо 4 экстренных номеров остался 1. Упорядочилась работа более 40 организаций, которые взаимодействуют между собой при чрезвычайных ситуациях.
Упоминает Кох и о применениях технологии eLTE (усовершенствованный проприетарный LTE от Huawei) в конкретных чрезвычайных ситуациях. Одна из них - нашумевшая история о мальчиках, застрявших в затопленной пещере в Тайланде. Вторая - схождение лавины на отель Rigopiano в Италии в январе 2017 года. В обоих случаях удалось создать надежный канал связи для спасателей.
Без истории об умных камерах тоже не обошлось. В прошлом году в Шенчжене похитили девочку. Ее нашли через 15 часов в 1000 км от города благодаря использованию технологии распознавания лиц.
А в китайском Хэфэе платформа выполняет, к примеру, мониторинговую роль. На газовых и водных магистралях, а также на многочисленных мостах города стоят специальные датчики, собирающие и передающие информацию на центральный пункт. Если где-то произошла утечка, соответствующая служба по ЧС своевременно узнает об этом.
Всего, по словам экс-полицейского Сингапура, китайская корпорация участвовала в разработке около 230 безопасных городов в более чем 90 странах мира.
Журналист LIGA.net поинтересовался, контактировал ли Huawei с украинским правительством по организации безопасных городов. Хонг-Энг признался, что был в украинском офисе компании некоторое время назад по вопросам поддержки клиентов.
“Мы были в нескольких структурах. Я не могу их назвать из-за коммерческих договоренностей. Но некоторые из них ищут решения по общественной безопасности”, - говорит специалист.
Сколько бы обошлось Киеву или отдельно взятому району (например, Троещине с населением порядка 300 000 человек) решение от китайского техногиганта? По словам Коха, платформа Safe City Compact стоит приблизительно $1,5-2 млн. Полный кастомизируемый комплект с ходу посчитать сложно, это может быть двух- или трехзначное число миллионов долларов.
“Зависит от многого. Когда мы идем реализовывать решение, стараемся не перестраивать все, а посмотреть, что уже есть. Например, максимально задействовать имеющиеся камеры”, - объясняет Хонг-Энг Кох.
Баланс между безопасностью и слежкой
Некоторые признаки safe city журналисту LIGA.net удалось заметить еще днем ранее, во время прогулки по городу. В столице Узбекистана много видеокамер (официальной статистики пока нет), вписанных в экстерьеры, равномерно распределены опорные пункты и организованы полицейские патрули.
Субъективно, в будние дни в центральной части Ташкенте в принципе не очень много людей. Население около 2,5 млн человек не особо мелькает на улице. Местные собеседники списывают это на домоседство узбеков и обилие прогулочных зон.
На входах в кинотеатры и другие общественные места, у всех спусков к метро дежурят патрульные, которые досматривают даже небольшие сумки. На входах в гостиницы стоят рамки-металлодетекторы. А на одной из главных прогулочных зон - так называемом Бродвее - обнаружился спецавтомобиль с камерами. Чуть поодаль от него - наблюдательный пункт с экранами.
Можно ли считать камеры, датчики, системы реагирования и повсеместную технологизацию залогом защищенности? Хонг-Энг Кох считает, что во всех этих вопросах нужно соблюдать баланс. Например, упоминает парадокс: когда город концентрируется на технологиях, чтобы предотвратить преступления, он становится безопаснее. Но ближайшие города становятся менее безопасными - потому что “всегда будут плохие люди”. И они переберутся в места, где нажива будет более легкой.
Другой момент связан с приватностью. Турецкая журналистка обеспокоенно спросила эксперта, не ведут ли камеры на каждом углу к тотальной слежке за гражданами и злоупотреблениям. Ведь Китай уже традиционно занимает лидерские позиции в новостях о распознавании преступников с помощью видеонаблюдения.
В ответ Кох говорит о Гонконге, законодательство которого не позволяет полиции использовать видео с фиксированных камер. “У меня нет статистики по Гонконгу, но если погуглить, за последние 2 года там произошло много больших преступлений. В сравнении с соседним городом - Шенчженем, где такого нет”, - утверждает специалист.
Его видение таково: тема физической безопасности и приватности должна быть постоянной, требующей непрекращающихся дебатов в любом городе. Забыть о приватности и внедрить технологии - плохо. С другой стороны, забыть о безопасности, заботясь о приватности - тоже плохо. Должен быть баланс, который нужно постоянно проверять.
По словам Коха, хороший пример показывает Великобритания: “Перед Китаем она была столицей мира по видеонаблюдению. На каждые 30 жителей приходилась 1 камера. Для баланса британцы создали отдельную роль - Surveillance Camera Commissioner (комиссар по видеонаблюдению). Чтобы быть уверенными: с одной стороны есть безопасность, с другой - сохраняется приватность”.
Поездка журналиста LIGA.net состоялась при поддержке Huawei Украина