Силовики vs ITшники: что СБУ искала в Luxoft и какова цена обыска
1 сентября сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) пришли с проверкой в днепропетровский офис одной из крупнейших IT-компаний Luxoft. "Официальных комментариев нет, но, судя по сообщениям в Twitter, был оцеплен шестой этаж, на котором расположен офис, а часть сотрудников работает в связи с этим на дому. Охрана заблокирована, а телефон и интернет отключены", - написал профильный ресурс AIN.
Luxoft - одна из крупнейших аутсорсинговых компаний Украины. По данным на конец августа, она находится на третьем месте в рейтинге крупнейших разработчиков. В мае прошлого года компания объявила о том, что вывезет около 500 программистов из Украины и России в Болгарию, Польшу и Румынию из-за политических рисков. Всего в Украине у компании более 2 600 сотрудников.
По состоянию на 13:20 всех сотрудников компании отпустили, а эсбэушники, пытаясь получить доступ к серверам, вскрыли двери серверной ломом, пишет издание.
Возможные причины
В связи с чем проводились следственные действия в Luxoft, неизвестно. На запрос ЛІГАБізнесІнформ в компании вчера не ответили. Также не отвечал телефон киевского офиса предприятия. По одной из версий, озвученной AIN, обыск проводился по делу, связанному с угрозой терроризма. Якобы один из сотрудников Luxoft написал письмо с угрозами в какое-то ведомство.
Этой версией на своей странице в Facebook поделился экс-сотрудник Luxoft Денис Селин. По его мнению, своими действиями Днепропетровская СБУ во главе с Вадимом Поярковым выживает IT-бизнес из города.
В реалистичность подозрения в терроризме как причины обыска не верит директор хостинг-компании Nic.ua Андрей Хветкевич (его компания подверглась обыскам в апреле этого года). "Если здраво рассудить, то какой терроризм может быть в компании, которая связана с программным обеспечением и программированием сайтов?! Это, мягко говоря, звучит странно, - недоумевает Хветкевич. - Сам "наезд" может быть обоснован нелегальным оборотом средств, силовики очень часто используют эту причину при проверках IT-компаний. Но в Luxoft все абсолютно легально, все сотрудники оформлены как частные предприниматели, что не запрещено в нашем государстве. Они абсолютно легально платят все налоги и получают зарплату на свои расчетные счета как ЧП", - рассказывает айтишник.
Судебное решение, о котором пишет в своем посте Селин, еще отсутствует в реестре судебных решений Украины. Получить комментарий у представителей Днепропетровского СБУ ЛІГАБізнесІнформ не удалось. Телефон пресс-подразделения СБУ в регионе на звонки не отвечал.Террорист с письмом
Даже если такое решение суда есть и действительно была написана какая-то угроза со стороны сотрудника компании, это не дает повода правоохранительным органам приостанавливать работу компании, а тем более изымать сервера, говорит управляющий партнер Адвокатского объединения "Юскутум" Артем Афян.
"С одной стороны, в свете последних событий в Киеве и общей ситуации в стране, конечно, можно предположить, что СБУ должна реагировать на письма с угрозами. Но нужно понимать, что это за письмо. Причина обыска - просто "письмо с угрозами" выглядит нелепо. Сейчас, если открыть Facebook, можно прочитать такое количество угроз в адрес госорганов и отдельно взятых лиц, что СБУ, наверное, могла изъять компьютеры у половины населения, - считает адвокат. - Во-вторых, чтобы открыть уголовное дело, угроза должна быть реальной, а как СБУ смогла оценить реальность угрозы, поступившей из компании в электронном виде, - слабо себе представляю. Поэтому вся эта история выглядит как нелепица и формальный повод".
За последний год это уже как минимум пятый обыск силовиков в украинских IT-компаниях. Что приводит людей в погонах к программистам? "Какой-то одной формальной причины, по которой силовики зачастили к айтишникам, я не вижу. Мое субъективное ощущение - перед многими налоговиками, прокурорами и эсбэушниками висит угроза люстрации или потери места из-за готовящихся реформ, вот они и стремятся обеспечить себе что-то вроде "золотого парашюта", - считает Афян.
С ним соглашается и Андрей Хветкевич, компания которого также пострадала от "наезда" силовиков. Серверы компании Nic.ua с апреля арестованы. Что с ними будет дальше, решит суд. Хветкевич рассказывает, что сразу после инцидента к нему обращались люди, которые обещали "помощь решить вопрос" за деньги, но платить он отказался в надежде на правовое решение проблемы. Цену "решения вопроса" Хветкевич не захотел назвать. После рейда силовиков он перевел почти всю деятельность NIC.ua в Варшаву.
Плохие сигналы
Действия правоохранителей негативно сказываются не только на работе тех компаний, которые они посетили с визитом, но и на инвестпривлекательности Украины в целом, считает Хветкевич. "Инвестиционный климат в Украине и так уже разрушен, а "наезды" силовиков на IT-компании усугубляют ситуацию. Клиенты выбирают партнеров за рубежом, поскольку они просто не доверяют украинским айтишникам, так как есть риск банальной физической потери оборудования из-за действий силовиков", - говорит Хветкевич.
"У наших правоохранителей жадность победила чувство самосохранения: они отлично знают, что общественное мнение на стороне IT-бизнеса, что компании не будут молчать и будет громкий скандал, но все равно лезут и наступают на те же грабли, - объясняет Афян. - Айтишники по-разному выходят из ситуации: большинство судится и пытается вернуть серверы законным путем, а некоторые попросту уходят из Украины".
ЛІГАБізнесІнформ приводит пример еще пяти IT-компаний, которые пострадали от атак налоговиков и правоохранителей в 2015 году
В начале августа сотрудники киевской налоговой милиции провели обыски в сети магазинов Yabloki, которая торгует техникой Apple в Запорожье и Днепропетровске. При обыске была изъята партия в 200 айфонов.
По данным Государственной фискальной службы, эти устройства были привезены в Украину с нарушениями таможенного и налогового законодательства без уплаты соответствующих платежей и с нарушением прав интеллектуальной собственности.
В июле в офисе крупной игровой компании Plarium в Харькове сотрудники налоговой провели обыск. В ГУ ДФС Харьковской области сообщили, что следственные действия были проведены в офисе компании в связи с открытым уголовным делом по ст. 212 УК (уклонение от уплаты налогов).
Как заявили в самой компании, в результате проверки часть документации была изъята для изучения. Работа офиса приостановилась на один день, после чего была полностью возобновлена. Все предъявленные обвинения назвали ошибочными.
В апреле этого года в офисе компании ООО СтипХост, которая принадлежит Андрею Киселеву, СБУ провела обыск, изъяла серверы. По словам владельца, силовики изъяли все оборудование, из-за чего много сайтов ушли в офлайн. Оборудование до сих пор не вернули, клиенты хостера ушли в другие компании. Компания фактически доведена до банкротства, а все сотрудники уволились.
Обыск и изъятие техники проводились в ходе расследования уголовного дела по ч. 2 ст. 110-2, касавшегося финансирования так называемых ЛНР и ХНР через сервис change-wm.com. Следствие установило, что серверы, "на которых размещается автоматизированная система для распространения материалов, в которых присутствуют призывы к сбору денег на ЛНР и ХНР", размещаются в дата-центре SteepHost.
Киселев опроверг эту информацию и обвинил силовиков в вымогательстве $25 000.
В начале апреля представители СБУ провели обыск и изъятие серверов крупного доменного регистратора NIC.UA. Причиной стал тот факт, что NIC.UA зарегистрировала и оказывала техподдержку нескольким сайтам, которые, по данным СБУ, использовались "для проведения акций информационной агрессии со стороны РФ".
Как сообщил директор компании Андрей Хветкевич, стоимость изъятого оборудования составляет примерно $70 000. На данный момент серверы так и не вернули, а Хветкевич "перевел" свою компанию в Варшаву.
Тогда же в апреле в бизнес-центр Инком, который принадлежит одному из крупнейших украинских IT-бизнесменов Александру Кардакову, пришла налоговая. По словам генерального директора компании Датагруп Максима Смелянца, налоговики пришли в офис IT-дистрибьютора Мегатрейд, который наряду с Датагруп и еще несколькими компаниями принадлежит Кардакову.
"Они пришли на так называемые переговоры", - объяснил цель визита Смелянец изданию АIN. По его словам, визитеры взяли некоторые документы компании и покинули здание бизнес-центра.