Анис Уззаман: Не просите миллион, если не знаете, что делать
Недавно представители инвестфондов Кремниевой долины посетили Киев, чтобы посмотреть на украинские проекты. О том, как получить деньги инвестора и сделать из стартапа успешный бизнес, корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал Анис Уззаман, основатель и партнер венчурного фонда Fenox Venture. Специализация фонда - инвестиции на ранних стадиях в интернет-компании на рынке ритейла, ПО.
- Что нужно сделать, чтобы привлечь сегодня внимание инвесторов? О каких главных вещах стоит помнить стартапу?
- Если у вас есть идея, не опускайте руки, попробуйте создать вокруг этой идеи компанию. Сейчас Киев пытается наладить связь с Кремниевой долиной, поэтому, я думаю, многие эксперты будут приезжать сюда. Попробуйте наладить контакт с людьми из Кремниевой долины, а затем выходите на венчурных инвесторов и продолжайте двигаться вперед.
- Это сработает для украинских компаний?
- Позвольте привести пример. Я лично работал с компаниями, которые стартовали в Японии или Китае, а затем попытались открыть офис в Кремниевой долине. Со временем они перенесли свои штаб-квартиры в долину, и в настоящее время работают уже как глобальные компании. То же самое может случиться и с любой украинской компанией. Создайте компанию в Украине, нарастите пользовательскую базу, а затем переместите свой штаб в Кремниевую долину.
Вы будете удивлены, но многие компании Израиля делают абсолютно то же самое. Китайские и израильские компании сегодня оказывают большое влияние на рынок. На последнем TechCrunch в Сан-Франциско три из семи компаний-победителей были из Израиля. Все они имеют собственный офис в Кремниевой долине, занимаются сбором средств и получают оценку инвесторов.
- Какие рынки сегодня наиболее перспективны для стартапа? Пару лет все говорили о мобильных технологиях, зеленых технологиях, биотехнологиях... Каковы основные тенденции сейчас?
- Ситуация изменилась совсем незначительно. Были времена Google, когда были интересны поисковые системы, затем настали времена социальных сетей, после того как пришли такие компании, как Groupon. Я думаю, что вы должны работать, особенно в Украине, с вещами, имеющими практическую ценность. Многие практичные вещи, которые могут быть компьютеризированы, все еще отсутствуют в нашей жизни. Например, чтобы подстричься, вам придется идти в салон, вы не можете заказать стрижку онлайн. Число виртуальных супермаркетов по-прежнему невелико. В нашей реальной жизни не хватает многих вещей. Создавайте то, что связано с основными жизненными потребностями.
- Вы видели некоторые из украинских проектов. Они вас впечатлили?
- Многие проекты были слишком технологичными и недостаточно бизнесовыми.
- Украинский предприниматель, который ищет деньги, должны знать, сколько просить, чтобы не получить отказ?
- Ты должен точно знать, сколько денег тебе нужно и сколько просят все остальные на твоем рынке. Как я уже говорил: не просите миллион долларов, если вы не знаете, что с ним делать. Вы должны точно знать, во что он должен быть инвестирован. Вы также должны убедиться, что количество денег, которые вы просите, соответствует той стадии, на которой находится ваш проект.
При этом нужно помнить, что ни один инвестор не хочет вкладывать деньги в компанию, которая работает на рынке объемом в $100 млн. Объем рынка должно быть больше. Кому нужен стартап, который получит 1-2% от 100-миллионного рынка?
- Украинские компании представляют интерес для вашего фонда?
- Мой фонд - глобальный, и меня не волнует, находится ли компания в Украине, в Китае или в Африке. Так что, если идея хорошая... В целом венчурные инвесторы не заботятся о географии. У некоторых фондов есть ограничения - например, деньги не должны покидать пределов США, но это не мой случай. Правда, если компания каким-то образом присутствует в Кремниевой долине, для нас будет легче ее финансировать.
- Пока немногие из фондов Кремниевой долины на самом деле готовы вкладывать здесь деньги. Изменится ли ситуация в ближайшем будущем?
- Каждая страна, которая пытается изменить традиции, проходит через одно и то же. Я думаю, что начинания киевских властей достойны одобрения, потому что они открывают Украину для инвесторов. Я вернусь и расскажу своим друзьям, что издержки в Украине ниже, есть много технических специалистов, и мы можем начать здесь финансирование. Когда речь идет о странах с развивающимся рынком, изначально есть проблемы. Но, если правительство открывает двери и помогает предпринимателям прийти сюда, все определенно меняется к лучшему. Китай, Индия и Израиль уже прошли через это. Украина не станет исключением, хотя, возможно, это произойдет немного медленнее.
- Сколько времени это может занять в Киеве?
- Я бы сказал, что через 1-3 года ситуация изменится коренным образом, если город и правительство примут соответствующие меры.