В украинском сегменте Интернет уже заняты ниши порталов и новостных сайтов, игроков хватает. Более перспективно сегодня создавать сервисный бизнес, который поможет оффлайновым предпринимателям выйти в Интернет. О перспективах Интернет-бизнеса в Украине корреспондентЛІГАБізнесІнформ беседовал с менеджером по развитию бизнеса "Google" в Украине Дмитрием Шоломко.

- Осенью 2007 года Вы говорили, что основной Вашей задачей станет подготовка систем и сервисов "Google" к тому взрыву Интернет-рынка, который произойдет в Украине через несколько лет. Насколько оправдался Ваш прогноз?

- Однозначно оправдался. Темпы роста различных отраслей Интернет-рынка, зафиксированные в наших внутренних показателях и в аналитических обзорах, свидетельствуют о том, что Интернет-бизнес в Украине переживает подъем.

Парадоксально, но одним из главных стимулов его развития стал именно кризис. Он вынудил многие компании свернуть свою оффлайновую активность и пересчитать свои расходы, в том числе на продвижение, которое в Интернете будет наиболее дешевым. Растет и количество украинских Интернет-пользователей, так что сам Интернет по аудитории уже сравним с любым традиционным медиа-носителем.

- Какие перспективы у таких сфер онлайн-бизнеса, как Интернет-реклама, электронная коммерция?

- Относительно рекламы - да, тут нет никаких оснований для пессимизма. Простой пример: согласно исследованиям "GfK Ukraine", которые они проводят для УАИР (Украинской ассоциации Интернет рекламы, - ред.), в больших городах Украины с +50 тыс. населения Интернетом пользуется 40-50% жителей, но среди молодежи от 14 до 18 лет проникновение составляет до 80%. Понятно, что сейчас для подростков это - либо "погонять в игрушку" дома, либо один компьютер на комнату общежития. Но ведь это поколение вырастет, пойдет на работу и отказаться от Интернета скорее всего не захочет. Уже сейчас, по разным оценкам, проникновение в Украине составляет от 18% до 25%, вот и считайте.

- То есть, можно говорить о том, что через 5-10 лет уровень Интернет-проникновения в Украине составит порядка 60-70%?

- Да, вполне. А ведь онлайновая реклама начинает по-настоящему работать тогда, когда в Интернете "сидит" очень много народу.

Что же касается электронной коммерции - это обычно следующий шаг. В Украине есть большие успешные проекты, но они сейчас работают в основном на развитие. Но как только количество рекламных денег в Интернете наберет критическую массу, это позволит участникам рынка делать качественные сайты и контент. В то же время, как только Интернет подешевеет настолько, что станет доступен всем и каждому, наступит время электронной коммерции. Сейчас эта отрасль развивается: системы сравнения цен, онлайн-аукционы растут как грибы после дождя, но говорить о том, что она переживает бум, конечно же, рановато.

- А что мешает развитию электронной торговли в данный момент?

- Вот что отличает украинский онлайн в плохом смысле, так это зарегулированный рынок онлайн-платежей. Мало этого, существует еще и некоторый психологический барьер: люди у нас таким системам просто не доверяют. Возможно, причина в не очень успешной работе украинских банков, некотором уровне недоверия к Интернет-предпринимателям со стороны населения, или же в отсутствии законов, контролирующих качество обслуживания в онлайне. Факт в том, что это недоверие есть, а кроме того, из-за чрезмерной зарегулированности данного рынка организовать нормально работающую систему Интернет-платежей очень тяжело. А без электронных систем, которые позволят людям свободно обмениваться деньгами, и электронная коммерция развиваться не сможет.

- Может быть, проблему с доверием как-то помогут разрешить инициативы наподобие создания участниками рынка единого сервиса сертификации Интернет-магазинов? Или же создание аналогичного сервиса на государственном уровне?

- Любое действие, связанное с объединением участников рынка, созданием единой системы сертификации, - это позитив. Но, как мне кажется, стоит задуматься скорее о каком-либо социальном проекте, рекламирующем такие онлайн-сервисы: кампании, которая разъяснит, почему электронные платежи - это удобно, и как это работает.

- А что бы Вы вообще могли сказать о развитии Интернет-сервисов в Украине? Какие популярны или будут популярны в будущем? Ведь ажиотаж вокруг социальных сетей еще несколько лет назад предсказать было трудно…

- Ну, появления социальных сетей на самом деле ожидали с нетерпением, просто не знали, как именно можно будет использовать сервисы, работающие на принципе user generated content…

Мне кажется, сервисы будут становиться все более практическими. Сначала пользователи учились читать Интернет, потом писать в Интернете, теперь, когда этот этап пройден, можно заняться и зарабатыванием денег. Можно предсказать дальнейшее развитие коммерческих сервисов, аукционов, систем продаж собственных услуг, вообще площадок, которые позволяют оффлайновым предпринимателям продавать товары или услуги онлайн... Системы, связанные с теми же электронными платежами. А социальные сервисы будут "рулить" и дальше, ведь их огромная аудитория вряд ли просто куда-то исчезнет.

- К слову о социальных сетях, что бы Вы сказали по поводу моды на использование веб 2.0 как инструмента продвижения бизнеса? "Как научиться продвигать компанию в "твиттере", "как заработать на "Одноклассниках" и тому подобное…

- И "Одноклассники", и "Facebook", и "Twitter" - это хорошие медиа-платформы, но, думаю, не стоит создавать из них кумира, как будто эффективнее инструмента для продвижения компании просто не существует. Есть концепция интегрированного маркетинга, суть которой в том, что комбинация различных типов продвижения работает намного эффективнее, чем любой из этих типов по отдельности. Если у вас есть $100, лучше потратить их и на контекстную или баннерную рекламу, и на продвижение в социальных сетях одновременно. Я не верю в какой-то идеальный и единственный канал продвижения, который может помочь компании выжить и даже что-то заработать. Вебдванольные "новомодные" веяния можно назвать скорее дополнительными каналами.

- А как выжить новичку в украинском Интернете? Возможно, у Вас есть совет украинским стартаперам?

- Вы знаете, на конференции во Львове меня также спрашивали, какой бизнес стоит открыть в Интернете, чтобы заработать как можно больше денег. Ну что здесь скажешь? Если интересоваться только деньгами, так нужно заниматься, извините, продажей порнографии (смеется). А если серьезно, мне кажется, что почти любой оффлайновый бизнес можно спроецировать в онлайн. Но тут опять же, своя, иногда трудно прогнозируемая специфика.

Вот, знаем мы, например, что в Европе хорошо работают финансовые супермаркеты, но не факт, что они также хорошо будут работать и здесь. Достаточно много польских компаний, предлагающих услуги бенч-маркетинга, который хорошо продавался в Польше, пытались заниматься тем же и на украинском рынке. Но далеко не всегда у них это получалось.

- А чем не стоит заниматься в Интернете?

- Очевидно, что ниши порталов и новостных сайтов уже заняты, игроков там хватает. Лучше создайте какой-нибудь сервисный бизнес, который поможет оффлайновым предпринимателям выйти в Интернет. Это должно сейчас сработать.

- Как раз по поводу зарабатывания денег в Интернете… Что бы Вы могли сказать сейчас по поводу домена google.ua? Вы не единственная международная компания, которой коснулась тема киберсквоттеров.

- То, что домен отсутствует в нашем управлении, проблем с бизнесом конкретно нам не создает. Вообще для компании наличие или отсутствие национального домена не очень влияет на бизнес. Вопрос тут скорее в том, что сами по себе правила доменной регистрации в Украине излишне усложнены. Требуется достаточный объем документации, процедура регистрации занимает до нескольких месяцев, а с другой стороны - есть киберсквоттеры, которые используют свои лазейки и заселяют чужие домены. К сожалению, как бы компания не ухищрялась, защитить свои права на домен в существующей системе "железно" и "стопроцентно" нельзя.

- А что можно сказать по ситуации с национальным доменом "Google" в Китае? Или скорее - по поводу того, насколько подобный сценарий реален для Украины?

- Перед любой международной компанией всегда стоит эта задача: быть одновременно глобальной и "местной", то есть, соответствовать местному законодательству. В Украине мы также действуем в законодательном поле и никаких проблем у нас в этом смысле нет. Говоря о цензуре, не думаю, что в Украине этот вопрос вообще когда-нибудь станет всерьез.

Ольга КАРПЕНКО

Интернет: подборка новостей>>>