Основатель Concert.ua: концертный рынок Киева превысил 1 млрд грн
В Украине начинается сезон концертов. С одной стороны, кажется, их много. И украинский шоу-бизнес на подъеме. С другой стороны - много иностранных артистов все еще не посещают Украину. Рынок восстановился пока до уровня 2013 года.
Журналист LIGA.net поговорил с онователем одного из крупнейших в Украине онлайн-сервисов покупки билетов Concert.ua и CEO VIRUS Music Дмитрием Феликсовым о том, каким будет музыкальный бизнес в 2018 году и почему в Украину не едут звезды, которых все очень ждут.
- Ваша компания является посредником между покупателем и организатором концерта?
- Да, по своей природе - это агентский бизнес. Мы помогаем организаторам концерта продать билеты на событие за вознаграждение. Также мы представляем организаторам культурно-массовых мероприятий услуги консалтинга, анализа данных и продвижения мероприятий.
- А какой процент вы получаете?
- Среднерыночные 8-10%
- А от чего зависит размер вознаграждения ?
- Он определяется в ходе переговоров. Зависит от типа события, средней стоимости билетов и от затрат билетного оператора на продвижение события.
- Сколько денег вы тратите на продвижение того или иного события?
- Мы закладываем около 20% от валового дохода
- Как организаторы концертов выбирают, с каким билетным оператором им работать?
- Это вопрос условий, когда на больших событиях 1-2% агентской выручки является принципиальными. Второе - это личные взаимоотношения, с каким менеджером вам как организатору удобно работать. Ну и потенциал: есть крупные игроки, которые могут продать любое событие, от маленькой театральной постановки на несколько сотен человек до стадионного проекта. И есть мелкие, которым это сделать сложнее.
- Как вы оцениваете ваше долю на рынке? Я видел информацию, что ваши конкуренты из Karabas оценивают свою долю аж в 90%.
- Мне хотелось бы быть объективным, но в силу отсутствия полного объема информации о продажах всех событий, приходится это вычислять несколько эмпирическим путем. Мы считаем, что наша доля - на уровне 40% от общего объема.
- Если визуально сравнить сайт Karabas и ваш, у них очень много мелких и средних событий, в то время как у вас - только самые большие. Получается, вы фокусируетесь только на самых крупных событиях?
- Мы понимаем, что те сотни мелких событий, которых у нас нет, - это в основном репертуарные события в государственных и коммунальных театрах. С доступом к этому контенту у нас есть определенные сложности. На рынке существует неравная конкурентная среда, когда одна коммерческая структура узурпировала управление билетами коммунальных театров и эти билеты доступны Karabas и недоступны нам. Это небольшое количество денег, потому что билеты очень дешевые, но этих событий много. И мы сейчас вместе с другими участниками пытаемся изменить эту ситуацию.
- То есть это Karabas, по вашему мнению, занял место в этой сфере или какая-то компания, которая с ними хорошо сотрудничает?
- Это компания Маэстро-тикет, она же – Тесланд.
- Вы сказали, что посчитали объем рынка. Каким он был в 2017 году?
- Киевский рынок - в районе одного миллиарда гривень.
- Это рынок билетов на концерты и театр?
- Да
- Он растет?
- В денежном эквиваленте растет. По ощущениям, рынок в 2017 году начал выравниваться по сравнению с тем, что было 2013 году. То есть рынок 2018 года будет таким же, как в 2013 году. Возможно даже, что в 2018 году будет больше событий.
- А какой прогноз по росту рынка на 2018 году?
- Я думаю, рост будет на уровне 15-20%. Я считаю, это нормально. Цена выравнивается на уровень инфляции.
- То есть рост не очень бурный?
- В этом году будет хороший рост. Смотрите: будет три стадионных концерта: Океан Эльзы, Imagine Dragons и фестиваль BeLive. Два крупных фестиваля: (Upark и Atlas Weekend). Это много. Даже сравнивая со всеми предыдущими годами. Все площадки сейчас загружены. Если бы сейчас появилась площадка на 15 тысяч человек, это привлекло бы в Украину с десяток или пару десятков событий, которых ранее не было.
- Получается в Украине не хватает площадок?
- Да, для того чтобы развивался рынок, нужно больше площадок. Например, есть артисты-миллионники, когда совокупные затраты на артиста - миллион долларов. Их концерты можно сделать летом на стадионе Олимпийский. Вы попадаете во временное ограничение, конкурируете с другими событиями и с футболом как таковым. Соответственно в год может происходить два, может быть, три стадионных проекта, как в этом году.
Если бы в Украине была площадка на 15-17 тысяч человек с крытым верхом, тогда события с участием таких артистов могли бы проходить на протяжении всех 12 месяцев.
- Какой доход у такой компании, как ваша?
- Мы не озвучиваем эти данные, так как не хотим раскрывать их нашим конкурентам.
- Это десятки миллионов гривень?
- Наверное, это большой бизнес.
- Можете сказать, что вы миллионер?
- Я не знаю, я себя чувствую комфортно, но миллионер ли я? Если говорить об объеме актива, можно сказать, что эта компания стоит миллионы гривень.
- Иностранные звезды стали больше ездить в Украину?
- Да, вы же сами видите, - едут. Не едут единицы. Много российских артистов не едет, просто потому что они не хотят. Честно говоря, я не знаю ни одного западного артиста, который не едет в Украину по каким-то причинам, кроме финансовых.
- Кого из мировых звезд в Украине сейчас очень ждут?
- Наверняка, ждут Джастина Тимберлейка. На самом деле таких артистов множество: Бруно Марс, Элтон Джон…
- Ну Элтон Джон же приезжал…
- Да, я бы сходил на его концерт еще раз. Тогда на Майдане лил дождь. И я помню дождь, но не помню концерта. Это может быть кто-угодно, откройте в приложении Apple Music ТОП-10 исполнителей - на всех с удовольствием придут люди.
- Возможно они не едут из-за войны и политического фактора?
- Думаю, что политики здесь нет никакой. Это просто бизнес. Артист не стремится посетить все страны мира. Не стремится давать концерты каждый день. Это тяжело. А его одинаково ждут как и в Киеве, так и, например, в Мельбурне. И он, и его менеджеры и выбирают, куда лучше ехать.
- Какой сейчас процент электронных билетов?
- 70%. Эта цифра уже пару лет как стабильная. Это заказы, которые оформляются и завершаются на сайте. Остальные могут начинаться на сайте, но заканчиваться точкой выкупа и доставкой курьером. Если обобщить, то порядка 95% заказов осуществляются через интернет. И только 5% - это спонтанные покупки на уровне касс.
- Улучшились ли дела в украинских исполнителей? Связано ли это с квотированием на радио и телевидении?
- Квоты тут не причем, все зависит от контента. Ну кто из вас постоянно слушает радио и смотрит эфирное телевидение? Наверняка многие уже давно заменили его с помощью iTunes и YouTube. И мы сами формируем себе плейлист. У меня в нем может быть Келвин Харрис, Ghetto, может быть украинский LAUD, может быть украинская KAZKA. Конечно же, там будет Джамала, Onuka и Монатик обязательно. И это не потому что квоты, а потому что эти исполнители крутые. Вопрос все же не в квотировании, а в том, насколько хорошо готовы работать украинские артисты.
- Если в общем сказать, то насколько украинские исполнители сейчас успешны?
- Украинские артисты - это круто. Так было всегда. Я точно знаю, что в России сейчас в топ-листах находится украинская музыка. Монатик, Макс Барских, Лобода. Светлана Лобода собрала все возможные музыкальные премии в РФ, которые можно собрать. У нас нет классного рэпа, но поп-музыка у нас офигенная.
- Есть ли сейчас сложности с возвратом денег при отмене концерта?
- Вопрос с возвратом законодательно не урегулирован, и зритель в этом вопросе вообще не защищен. Все остается на уровне организаторов: захочет - вернет, не захочет- не вернет. Но зритель всегда обращается в место, где он купил билет. А мы - лишь посредники.
- И что вы делаете в таких случаях?
- Мы стараемся вернуть деньги клиенту. Клиент платит за это комиссию - 10% от стоимости билета.
- Почему билеты дорожают по приближению к дате события?
- Это зависит от организаторов. Это так называемое динамическое ценообразование. Чем ближе к дате события, тем дороже билет. Это все специально рассчитывается: либо по времени, либо по некоторому количеству билетов. Далее цена повышается в зависимости от спроса.
Sold out должен наступать не раньше, чем за один день до начала события, тогда это наиболее эффективная модель. И вы получили наибольшее количество денег. А если “sold out” наступает за месяц до события, то это означает, что цену на билеты нужно было повышать.
- Что произошло, когда начали продаваться билеты на Imagine Dragons? Это у вас сайт перестал работать?
- Нет, это просто включилась электронная очередь. Когда вы нажимаете на место, оно на 5 минут резервируется за вами. А из-за того, что тысячи человек одновременно пытались купить билет, их запускали в электронную очередь. Программа сама определяет, сколько людей можно держать в системе, чтобы всем было удобно. Сайт как раз выдержал. Мы не выдержали испытание на Depeche Mode. Вот тогда мы упали. Но это та ситуация, которая сделала нас сильнее.
- За сколько времени на Imagine Dragons билеты выкупили? За день, два?
- Самые последние билеты продали на этой неделе, хотя основное их количество раскупили в первые дни.