Фото: Летающая тарелка, Фото: Kami / mywanderlust.pl

Столичные здания советского модернизма, восхищающие именитых европейских архитекторов, недооценены киевлянами. Они ветшают, теряя культурную ценность. Как появился и развивался модернизм, причем здесь хрущевки, чем они отличаются от зарубежных аналогов и какое будущее их ждет?

Об этом LIGA.net поговорила с популярным украинским архитектором, участником движения #SAVEKYIVMODERNISM, которое борется за сохранение модернистских зданий столицы, автором альтернативного проекта реставрации "Летающей тарелки" Славой Балбеком. 

- Откуда ваш интерес к советскому модернизму?

- Это профессиональная история. Я учился на архитектуре эпохи модернизма. Она же - тема моих учебных проектов. Модернизм – это переходный период в мировой архитектуре, с 20-30-х по 70-е [годы ХХ века] художники по всему миру отказывались от декора, лепнины, балюстрады в пользу красивой лаконичной масштабной архитектуры. Течение модернизма до нас дошло в начале 60-х и задержалось вплоть до 90-х. Новое мышление тогда пришло на смену сталинскому неоклассицизму. Нам как студентам нравился такой минимализм – это было что-то новое.

Интерес к модернизму был во многом киевоцентричнен?

- Да, авторские здания в стиле модернизма строились преимущественно в Киеве. Это было модно, и у столицы было некое преимущество в этом смысле. Тем не менее, в Киеве этот стиль остался незавершенным. Ни один проект не был реализован в том виде, в котором изначально задумывался автором. Идеи архитекторов рано или поздно разбивались об политику. Например, Флориан Юрьев сначала проектировал "Тарелку" как светомузыкальный театр с акустическим залом. 


Каким в итоге стал советский модернизм в Украине. Это необычные авторские здания или сотни безликих микрорайонов по всей стране?

- Для меня это авторские здания, наследие, замороженное в нашей истории. Для большинства украинцев  – совок. Равно как и хрущевки, которые возводились в то же время, или сталинки, здания конструктивизма, потому что все они продукты Советского Союза.

- Отношение к советскому модернизму прохладное, потому что с ним связывают угрюмые хрущевки. Но в том же Берлине хрущевки – это образец архитектуры. Что особенного в наших домах?

- Советские хрущевки – это функционализм, в них все заточено под функцию. В 60-80-х нужно было поселить столько-то людей на такой-то площади при такой-то этажности. Никаких лишних форм, декора, ни один сантиметр не потратили зря. Дома строились по стандартам полезности - из расчета площади на одну семью. Хрущевка - как оружие в котором нет ничего лишнего.

Функционал может быть некрасивым, но на 100% полезным. Нельзя сказать, что хрущевки уродские. Уродскими их сделали, когда застеклили балконы, налепили кондиционеры. В том же Берлине они выглядят отлично. Разница не в том, как строились, а в том, как сохранялись.

Как приблизить хрущевки к берлинскому образцу?

- Практически невозможно, уж слишком негативная репутация у них сложилась в Украине. Сколько бы мы не говорили, что это круто - никто не поверит. Большинство предложит разломать и построить новое красивое здание. Хрущевки – потерянная история. Авторские здания советского модернизма еще можно спасти. Save Kyiv Modernism - инициативная группа архитекторов, дизайнеров и активистов - создала реестр киевских памятников модернизма, с него вошли около 70 уникальных объектов по всей Украине, начиная с Летающей тарелки, Салюта, Крематория.


- Расскажите об объединении Save Kyiv Modernism? Сколько людей состоят в движении?

Идея создать группу по защите зданий модернизма возникла у киевских архитекторов после лекции Флориана Юрьева (автор "Летающей тарелки" возле станции метро Лыбедская, борется за сохранение ее первозданного вида после реконструкции. - Ред.). Ребята сначала консолидировались в Facebook, мы к ним примкнули позже. Сейчас в группе в соцсети порядка 2000 человек, они коммуницируют между собой. Но активное ядро - только 5-6 человек.

Что уже успели сделать?  

Один из первых акций  – защита декоративных элементов фасада здания Министерства социальной политики на Эспланадной. К сожалению, протесты не подействовали, не было явной силовой группы, и в итоге декоративные перегородки демонтировали. Недавно издательство "Основы" выпустило книгу Soviet Modernism. Brutalism. Post-Modernism о послевоенном модернизме. Над ней работали ребята из Save Kyiv Modernism, архитекторы Алексей Быков и Женя Губкина. В прошлом году участники проекта создали короткометражный фильм о "летающей тарелке" (фильм Алексея Радинского рассказывает о борьбе Юрьева со столичными застройщиками. - Ред.).  Мы (balbek bureau. - Ред.), со своей стороны, помогли разработать проект по реконструкции "тарелки".


- Какая вероятность, что проект возьмут в работу? Арендатор "тарелки" девелопер Вагиф Алиев пока оставляет его без внимания.

Вероятность высока. Информация о проекте разлетелась, общественность оценила, следовательно, рано или поздно должна поступить какая-то реакция и со стороны Вагифа Алиева. Но этого мало. Нужно, чтобы люди, которые принимают решения, у которых есть деньги, захотели этот проект. Мы как архитекторы – выполнили свою профессиональную задачу.

Он разрабатывался на протяжении полугода по наставлениям Флориана Юрьева. Как сложится дальнейшая история - неизвестно. Найдется ли спонсор, который вложит в реставрацию (стоимость проекта оценивается в $836 000. - Ред.), будет ли он опираться на наш проект, позовет ли нас в дальнейшую разработку - не знаем. Знаем, что мы точно готовы и дальше участвовать в разработке проекта, если у инвестора будут новые идеи, подсказывать. Наша цель - не заработать, а добиться реставрации.

И "Тарелка" - не единственное уникальное архитектурное здание, которому сейчас требуется профессиональное вмешательство.

Планируете разрабатывать другие проекты для зданий советского модернизма?

- Пока нет, не хотели бы распылять внимание. Если так произойдет, что проект запустят в работу, мы должны бросать все силы на его реализацию.

Зал в "Летающей тарелке", Фото: проект реставрации Savekyivmodernism

Как сделать здания советского модернизма частью современной культуры?

Должны принять их на ментальном уровне. Уникальные объекты модернизма большинство воспринимает не иначе, как совок. Люди готовы их снести и вместо него возвести современное здание со светодиодной рекламой. Восстанавливать всегда сложнее, чем перестраивать. Это требует больше инвестиций. Восстановление - меценатский проект, он тебе не вернет вложенных денег. Найти человека, который бы инвестировал в неприбыльные проекты, – сложная задача.

"Тарелка" в этом смысле  – уникальный проект. Мы делали анализ по концертным площадкам, по свободной планировке - это многофункциональный объект, коммерчески прибыльный. Таких помещений в Украине единицы.