Рынок недвижимости превратился в базар
За последний месяц количество предложений на рынке недвижимости увеличилось в три-четыре раза. Риелторы объясняют это сезонной активностью и выходом как продавцов, так и покупателей из отпусков. При этом количество сделок сократилось вдвое, а цены каждую неделю скачут то вверх, то вниз. Разобраться в причинах такой "активности" решил корреспондент ЛІГАБізнесІнформ.
Сегодня состояние украинского рынка недвижимости напоминает пословицу: "На базаре два дурака: один продает, другой покупает".Один и тот же товар можно купить по разным ценам. Разница иногда достигает стоимости неплохого автомобиля. Приведем в качестве примера объявления в одном из номеров газеты "Aviso":
|
|
|
Так, несколько посредников продают один и тот же объект и, что самое интересное, по разным ценам. Почему? Ситуация довольно стандартная. Продавец дает объявление в специализированное издание или на сайт со своей ценой (с надбавкой в 5-10 тыс. у.е. для торга). Как правило, он не обращается в агентства, агенты ему звонят сами, интересуюясь, за какую цену хозяин готов продать объект. Кому-то хозяин говорит, что уступит 5 тыс. у.е., а кто-то уже в телефонном разговоре уговорит его сбавить стоимость на 10-15 тыс. у.е. Объявления с "реальной" ценой посредники выставляют со своими номерами в тех же специализированных изданиях. Результат: в одной газете печатают три-четыре объявления о продаже одного объекта.
Далее события разворачиваются по следующему сценарию. Появляется игрок, который хочет получить эксклюзивное право на продажу этой недвижимости и заключить "эксклюзив" с продавцом. Он приезжает на просмотр объекта с подставным покупателем и предлагает хозяину сумму на 10-15% выше изначальной стоимости. Отведя продавца в сторону, риелтор объясняет, что поскольку он поднял цену и привел "реального" клиента, то нужно заключить "эксклюзив" и отдать агентству документы для оформления сделки. Продавец согласен. В итоге подставной покупатель исчезает, посредник забирает документы в агентство и продавец остается ни с чем и, главное, без документов на собственную недвижимость. При этом в газетах появляется еще одно объявление о продаже, но уже с явно завышенной ценой.
Через неделю-другую в агентстве, напоминая о кризисе на рынке, заявляют, что цены падают, а представители из других агентств приходят, осматривают объект и разводят руками от новой завышенной стоимости. Расторгнуть договор о предоставлении эксклюзивной услуги хозяин не может, поскольку такие действия предполагают штрафные санкции. Ему не остается ничего другого, как согласиться сбавить цену, теперь уже на 15-20%, только бы продать объект. В газете размещается очередное объявление, хотя объект - тот же.
Но это еще не конец. Появляется реальный покупатель. Он готов приобрести данную недвижимость с помощью кредита, но ему нужна сумма займа немного больше, чем та, которую назвал оценщик. Что делать? Помощник-риелтор за вознаграждение дает несколько объявлений о продаже аналогичных квартир в том же районе, в похожем доме, но по заметно более высоким ценам. Проведя сравнительный анализ объявлений о продаже несуществующих квартир, оценщик дает положительный вердикт.
Такой вариант развития ситуации - один из наиболее распространенных. Но есть и другие сценарии. Интересно другое: согласно данным статистов и аналитиков, которые мониторят объявления, цены падают и растут, рынок демонстрирует динамику, объем предложений увеличивается. Кто страдает в данной ситуации? Тот, кто больший дурак, но точно не посредник. "Все это будет продолжаться до тех пор, пока не будет единой электронной базы жилого фонда. Тогда каждый объект будет виден и каждый будет знать, что и где реально продается", - убеждены сторонники паспортизации домов.
"Так происходит от того, что продавцы не хотят заключать эксклюзивный договор на продажу", - утверждают специалисты Гильдии риелторов Украины, поясняя, что оплата услуг продавцом - это мировая практика. В этом с ними трудно не согласиться: действительно, во всем мире за продажу объекта и подготовку документов к сделке платит продавец. Посредник получает проценты от сделки исключительно от продавца, а не от обеих сторон в двойном размере. Украинских риелторов, видимо, пока никто не спросил: зачем платить дважды?
Яна ДОВГАНЬ