Содержание:
  1. Почему на территории нижнего каскада Совских прудов должен быть жилмассив, а не Экопарк на балансе города? 
  2. Почему на территории нижнего каскада Совских прудов должен быть Экопарк, а не жилмассив?
  3. Почему на протяжении 13 лет там ничего не происходило? А сейчас тема опять на слуху?
  4. Почему 13 лет Совские пруды приходили в упадок, загрязнялись, водоемы мелели?
  5. На какие компромиссы готовы пойти? 
  6. Сколько инвестиций потребует строительство? Есть ли концепция? Кто будет строить?
  7. Что собой представляет проект Экопарка? Сколько инвестиций потребует, где взять деньги?
  8. Город разорвал договор аренды с Банком Аркада на ЖК Патриотика на Озерах. Причина – общественное давление и стройка в зеленой зоне. Чему вас научила этот кейс?
  9. Несмотря на победу активистов, Патриотика на Озерах будет застраиваться другим застройщиком. Чему вас научил этот кейс?
  10. Смогут ли редкие животные и птицы жить в урбанизированных условиях жилой застройки? 
  11. Что вы собираетесь делать с редкими животными и птицами, которые там водятся в случае, если территория отойдет общине, и КМДА поддержит план Экопарка?
  12. Чем Совские пруды ценны для города?
24 марта Кассационный хозсуд в составе Верховного суда рассмотрит дело Совских прудов. Если местные активисты выиграют, то это усилит их шансы разорвать договор аренды с застройщиком.
Дополнено: Активисты выиграли Кассационный хозсуд, но это не окончательная победа. Хозсуд поддержал требование прокуратуры вернуть дело в апелляцию для рассмотрения дела по сути – разорвать договор аренды.

Совские пруды – не новая история. Еще 13 лет назад при мэрстве Леонида Черновецкого компания "Господарник", которая принадлежит владельцу сети Фуршет и депутату Киевсовета от Евросолидарности Игорю Баленко, взяла в аренду 19 га на нижнем каскаде водоемов Совские пруды.

С тех пор там ничего не построили. Но последний месяц вокруг зеленой зоны началась нешуточная борьба. В первую очередь, информационная. Местные жители и активисты выступают против застройки зеленой зоны и хотят построить Экопарк.

Баленко говорит, что после череды кризисов готов вложиться в проект застройки территории.

Мы решили дать площадку двум сторонам конфликта. Мы задали восемь одинаковых вопросов Игорю Баленко и Андрею Яницкому, местному жителю и активисту инициативной группы Экопарк на Совских прудах.

Почему на территории нижнего каскада Совских прудов должен быть жилмассив, а не Экопарк на балансе города? 

   Игорь Баленко, бизнесмен, депутат Киевсовета 


Хочу вас уверить, что всю территорию нижнего каскада Совских прудов никто застраивать не будет.

Мы планируем построить 8 жилых домов общей площадью не более 120 000 кв. м. Пятно жилого комплекса не превысит 3 га,  2,88 га – будут придомовой территорией, из них 75% останется под озеленением, что позволит получить гармоничный переход в рекреационную зону. Что касается социальной нагрузки, будут построены школа на 1000 учащихся и детские садики на 280-300 деток.

Утверждения активистов, что парку будет отведено 2 га – неверно. Будет создана рекреационная зона на открытом грунте в размере 10,25 га, создана уникальная среда для Киева в сочетании с флорой и фауной. Будет высажено более 36 000 деревьев и кустарников, сейчас там 1300 деревьев, и при этом 60% из них больные, поваленные или сухостой.

Парк станет культовым для многих местных жителей. Киевляне получат полноценное общение с природой благодаря качественной парковой инфраструктуре – тропинкам, освещению, помостам, тротуарам. Все, как в развитых мировых столицах.

Почему на территории нижнего каскада Совских прудов должен быть Экопарк, а не жилмассив?

   Андрей Яницкий, активист 


Есть две причины. Первая – юридическая. По действующему Генплану, нижний каскад Совских прудов – это акватория, зеленая зона. Здесь проходит русло реки Совка, есть водоемы. Водный кодекс не предусматривает возможность передачи реки в аренду. Тем не менее, это было сделано во времена мэрства Леонида Черновецкого.

Второй аспект – ценностный, каким мы видим развитие нашего города. Когда меняется климат, когда воздух в городе загрязнен, уничтожение зеленых зон – это преступление. 

Совские пруды, Facebook / Василий Сигорский

Вот инфографика – первое состояние водоемов, согласно плану застройки, и водоемы из кадастровой карты. Наглядно видно, как много прудов останется после строительства жилмассива.

Инфографика, Андрей Яницкий

Есть риск, что во время строительства, будет повреждена река Совка. Если уничтожить реку Совка, то ни о какой ревитализации Лыбеди, куда она впадает, не может быть и речи. 

Оппонент часто говорит, что парку будет отведено 10 га земли из 19 га. Но он лукавит. Предлагает 2 га парка, сквер между жилыми комплексами, зеленые зоны как придомовую территорию. Любую зеленую лужайку нельзя назвать парком.

Мы хотим сохранить уникальный уголок дикой природы. И не верим застройщикам, у нас есть два неудачных примера перед глазами. ЖК The Lakes – застройщик обещал построить многоуровневую парковку и не выполнил обещание. Сейчас активисты пытаются помешать ему возвести очередную многоэтажку на месте обещанной парковки. Второй пример – два недостроя Войцеховского до сих пор не сданы в эксплуатацию и сбрасывают свои отходы в ливневую канализацию.

Я не думаю, что Баленко чем-то отличается от других застройщиков.

Почему на протяжении 13 лет там ничего не происходило? А сейчас тема опять на слуху?

   Игорь Баленко, бизнесмен, депутат Киевсовета 

Как только мы подписали договор аренды на землю, принялись к разработке проекта. Но в 2008-м ударил кризис, и инвестиционные планы приостановились до лучших времен. 

Мы начали реструктуризацию отношений нашей группы инвесторов, находящихся в этом проекте, и к концу 2013-го ее закончили. Но уже в 2014-м произошли трагические изменения в стране из-за чего планы сдвинулись еще на некоторое время.

   Андрей Яницкий, активист 



На это есть три причины. Первая – истечение срока аренды в 2023 году. Застройщику надо создать видимость работ, завести технику на участок. 

Вторая причина – подходящий политический период. Это скандальный участок и протащить решения в свою пользу застройщику легче сразу после выборов, в начале политического цикла Киевсовета. Перед выборами депутаты особенно беспокоятся о своей репутации, поэтому чем ближе выборы, тем сложнее будет Баленко.

Третья причина – судебное разбирательство. Оно продолжается в 2021 году, и, разумеется, Баленко хочет запустить стройку до того, как суд скажет последнее слово. 

Почему 13 лет Совские пруды приходили в упадок, загрязнялись, водоемы мелели?

   Игорь Баленко, бизнесмен, депутат Киевсовета 

Мы не забывали о своих обязательствах – оплачивали взнос в инженерную и социальную инфраструктуру Киева, оплачивали арендные площади.

Уборку территории проводили два раза в году. Но проблема не в том, что не убирают, как заявляют некоторые люди, а в том, что эту территорию многие используют для выброса мусора. И до тех пор, пока эта территория не получит реновацию, она останется в таком же виде, как мы получили ее в 2005 году после инвестиционного конкурса.  

Совские пруды, Facebook / Василий Сигорский

   Андрей Яницкий, активист 

В обязанности арендатора входило содержание территории, в том числе водоемов. За 13 лет этого сделано не было. Во время аренды часть прудов превратилась в болото, но в этом нет ничего страшного, болотные угодья – это тоже ценный природный ресурс. Пруды не очищают – и это главная проблема. 

За последние шесть лет масштабная уборка территории арендатором проходила только раз – в марте 2021-го, и то только после того, как свою уборку анонсировали местные жители.  

Местные жители убирают на прудах каждую весну, благоустраивают территорию – например, строят своими руками пирсы для рыбаков и для кормления птиц. Но 7-8 марта неизвестные спилили эти пирсы и мостики, мы подозреваем, что это люди застройщика.  

На какие компромиссы готовы пойти? 

   Игорь Баленко, бизнесмен, депутат Киевсовета 

Какой же компромисс может быть лучше, чем 10,25 га качественной и модной рекреационной зоны, созданной за счет инвестора.

Это позволит сэкономить огромные средства города и перераспределить бюджетные деньги на полезные вещи.

Единственный риск, о котором говорят местные жители, и правильно делают, – недоверие застройщикам. Многие застройщики обманывали и не строили обещанные парки и инфраструктуру.

Я, заявлял и продолжаю заявлять, что мы начнем реализацию проекта именно с создания парка, и только после этого займемся коммерческой составляющей проекта. Это я считаю самым большим компромиссом.

   Андрей Яницкий, активист 

Можно обсудить с ним размер компенсации городскому бюджету за нанесённый ущерб за время аренды прудов. Возможно, этих денег хватит на обустройство парка. 

На жилмассив мы не согласимся при любых раскладах. Даже если по какой-то причине Баленко начнет здесь стройку, мы не сложим руки. Будем действовать, но в рамках закона.

Сколько инвестиций потребует строительство? Есть ли концепция? Кто будет строить?

   Игорь Баленко, бизнесмен, депутат Киевсовета 

ЖК на 120 000 метров. Пока нет точного проекта, но примерно 1000 квартир.  

На социально-бытовую инфраструктуру – парк, рекреацию, школу, детские сады и городские очистные инженерные сооружения понадобится свыше 1,2 млрд гривень.

Что собой представляет проект Экопарка? Сколько инвестиций потребует, где взять деньги?

   Андрей Яницкий, активист 

Концепцией проекта занимаются молодые урбанисты и архитекторы, а наш главный архитектор готовит концепцию как свою дипломную работу в университете.

Концепцию мы сможем презентовать в мае. Мы уже договорились об общих принципах – ничего не уничтожаем, сохраняем ландшафт, очищаем водоемы и используем исключительно экологические материалы для благоустройства.  

Это будет региональный ландшафтный экопарк. По периметру пройдут эстакада и смотровые площадки – чтобы парк сохранял свою функциональность даже ночью. Будут отдельные игровые зоны для детей, зоны для наблюдения за черепахами, птицами, зона для рыбалки. Важно, чтобы парк нес образовательную функцию, для этого стоит обустроить  помещение для проведения публичных лекций. Там же будут удобства для посетителей парка и охрана.

Во сколько это обойдется? Парк Наталка суммарно обошелся городу в около 200 млн грн, а в среднем парки – от 50 до 100 млн грн в зависимости от сложности работ. 

На фоне бюджета города – это относительно небольшие средства. Тем более речь не идет о единоразовой трате, парк можно строить постепенно, очередями. Первое время крупные суммы не будут нужны, потому что сначала потребуются траты на проект и подготовительные работы. 

Вопрос в том, какие у города приоритеты. Если здоровье и комфорт киевлян стоят для депутатов и мэра на первом месте, они поддержат идею экопарка.

Город разорвал договор аренды с Банком Аркада на ЖК Патриотика на Озерах. Причина – общественное давление и стройка в зеленой зоне. Чему вас научила этот кейс?

   Игорь Баленко, бизнесмен, депутат Киевсовета 

Земля, которую мы взяли в аренду, – не зеленая зона в Генплане.

За наш проект уже подписаны две местные инициативы, электронная петиция за реализацию собрала 10 000 голосов. Документы прошли все комиссии и уже подписаны мэром.  

Да, мнения разделились, как и в политике. Но мы вместе с жителями будем бороться за этот проект. 

Несмотря на победу активистов, Патриотика на Озерах будет застраиваться другим застройщиком. Чему вас научил этот кейс?

   Андрей Яницкий, активист 

Чему нас научил этот кейс? После любой победы не забывать о проблеме. В 2018-м мы не довели дело до конца. 

Тогда мы остановили застройку Совских прудов, но после этого каждый из нас вернулся к своим делам. К сожалению, сам по себе Киевсовет без давления общественности не работает. 

Стратегия майданов себя не оправдала, майдан может спасти пруды один раз, два, но дальше нужна планомерная работа. Активисты Экопарка Осокорки сотрудничают с посольствами, привлекают гранты на разработку концепции парка, нам предстоит пройти их путь – разрабатывать проект, лоббировать его. 

Предстоит большая борьба, потому что согласно Генплану, который готовится к принятию в 2021 году, – нижний каскад Совских прудов будет застроен. По действующему Генплану это все еще акватория. 

Оппоненты любят говорить про массовую поддержку строительства ЖК местными жителями. Но, по моему мнению, голоса под их электронной петицией были собраны обманным путем, а голоса поступали группами, по ночам, что может говорить  о работе ботов. Человек, который владеет большим бизнесом, легко мог заставить сотрудников своих компаний подписаться за петицию. 

Мы не армейская организация, поэтому сложно оценить, сколько "за" нас. 7000 голосов под электронной петицией, около 3000 голосов под местной инициативой – там подписи на бумаге, не в электронной форме.

Проблема Совских прудов волнует не только жителей одного района, это боль многих киевлян. На следующих выходных активисты организации "Києве, мій" проведут уборку прудов, а экологи из организации "Зелена хвиля" – инвентаризацию деревьев. Все это не локальные инициативы, а общегородские.

Смогут ли редкие животные и птицы жить в урбанизированных условиях жилой застройки? 

   Игорь Баленко, бизнесмен, депутат Киевсовета 

В парке будут только те животные, которые могут уживаться с людьми.

Парк больше рассчитан на уникальные деревья и кустарники. У нас есть договоренность с Игорем Добруцким, президентом организации Folk Ukraine, основателем "Добропарка" о создании в рамках проекта флоры на земле и на воде. А утки и черепахи, которые там живут, смогу спокойно радовать людей.

Что вы собираетесь делать с редкими животными и птицами, которые там водятся в случае, если территория отойдет общине, и КМДА поддержит план Экопарка?

   Андрей Яницкий, активист 

Максимально сохранить дикую природу. Мы не фанатичные защитники черепашек, мы просто хотим сделать дикую природу доступной для людей.

Совские пруды – место гнездования птиц, тут большая колония болотных черепах, которые редкость в странах Европы. Смотровые площадки и бережное отношение к флоре и фауне. 

Чем Совские пруды ценны для города?

   Игорь Баленко, бизнесмен, депутат Киевсовета 

Ценность нижнего каскада Совских прудов чрезвычайно преувеличена. 

Помню, когда мне было 6-7 лет, я с мамой ходил купаться на эти пруды. Уже в то время частный сектор застраивался вокруг, завод "Красный резинщик" сбрасывал в пруд сточные воды и технические примеси. Уже с 70-х годов прошлого века они стали приходить в запустение. 

Как следствие – ставки нижнего каскада практически прекратили свое существование – заилились и поросли камышом, уровень воды минимален. В озерах плавает мусор, пластиковые бутылки, гниет древесина.

Через весь участок нижнего каскада Совских прудов проходит Зеленогорский фекальный коллектор, который уже много десятилетий подлежит реконструкции. Коллектор протекает и загрязняет русло реки Совка и пруды много лет подряд.

Огромные инвестиции в реконструкцию инженерных сетей под силу только частному инвестору. Оценочная стоимость подобного проекта реконструкции составит свыше 300 млн грн. К слову, весь бюджет Киевзеленстроя на 2021 год составляет порядка 260 млн грн… Вот и делайте выводы...

   Андрей Яницкий, активист 

Совские пруды – это кондиционер и фильтр воздуха одновременно. 

Уничтожение легких города – это самоубийство. Еще одна важная роль прудов – это губка для сбора излишков влаги. Совские пруды – в низине, там накапливается вода после летних уже почти тропических ливней. 

Совские пруды, Facebook / Василий Сигорский

Важно понять, что если сейчас отдать 19 га земли под застройку, мы больше эту зеленую зону не вернем, дома не снесешь. А зеленую зону погубим.