Притцкеровская премия – самая престижная награда в области архитектуры. Присуждается ежегодно и считается аналогом Нобелевской премии. В 2021 году ее удостоился французский дуэт архитекторов Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль. В награду, помимо признания, они получили $100 000 и бронзовые медальоны. 

Инновационность – главный критерии присуждения премии. 

У Лакатон и Вассаля присутствует необычный архитектурный почерк, который сформировался благодаря работе в Африке. 

Кто они – главные архитекторы 2021 года – и чем уникальны их проекты? 

LIGA.net ознакомилась с материалами Притцкеровской премии и главного международного издания про архитектуру ArchDaily. Вот краткий пересказ. 


Анна Лакатон, уроженка Франции, и Жан-Филипп Вассаль, уроженец Марокко, познакомились в конце 1970-х во время учебы в Высшей национальной школе архитектуры в Бордо.

Своему будущему успеху архитекторы обязаны Франции и Африке. 

После окончания архитектурной школы Вассал переехал в Нигерию, чтобы работать над городским планированием. Анна Лакатон часто его навещала. В интервью Oris в 2003 году Лакатон вспоминала, что простые дома с соломенными крышами и земляной конструкцией просто перевернули их сознание. Оба были поражены архитектурной простотой и экономией ресурсов при возведении домов на пустынных ландшафтах страны.


"Через несколько месяцев жизни в Нигерии мы полностью освободились от того, чему нас учили. Начали наблюдать и анализировать детали,  то, как люди жили в том контексте",– вспоминала Лакатон.

В Ниамее, столице Нигерии, Лакатон и Вассаль построили свой первый совместный проект – соломенную хижину из местных кустарников. После этого проекта пообещали себе – не разрушать то, что можно реконструировать и сделать устойчивым, а также уважать роскошь простоты.

Хижина в Нигерии, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

По возвращении из Нигерии, в 1987 году, Лакатон и Вассаль основали в Париже архитектурное бюро Lacaton & Vassal.

Простота, функциональность, просторность и присутствие природы – основные правила, на которых в дальнейшем строилась работа архитекторов. 

Проект Lacaton & Vassal, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

Во Франции они часто экспериментируют с тепличными технологиями для создания биоклиматических условий. Впервые такие технологии архитекторы использовали в 1993-м при проектировании дома Latapie во Флоираке. Вентиляция помещения при помощи солнечной энергии, ботанический сад, затемнение от солнца помогли им создать регулируемый микроклимат.

Проект Lacaton & Vassal, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

"Мы изучали оранжереи ботанических садов, впечатляющие хрупкие растения, и игру света в саду, а также способностью просто изменять климат", – рассказывала в интервью The Architectural Review Лакатон.

Дом Latapie во Флоираке, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

Французский дуэт архитекторов ратует за сохранение естественной среды и старой архитектуры.

Например, частную резиденцию в Кап-Ферре они построили на неосвоенном участке вдоль залива Аркашон, чтобы минимально изменить окружающую среду. Вместо того чтобы вырубить 46 деревьев на этом участке, архитекторы восстановили естественную растительность, возвысили дом и поместили его посреди деревянных стволов.

Резиденция в Кап-Ферре, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

"Предшествующее имеет ценность, надо потратить время и усилия, чтобы внимательно его рассмотреть. Так вы сможете понять, как изменить объект, сохранив при этом ценности из его прошлой жизни", – объясняет Лакатон.

Резиденция в Кап-Ферре, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

Лакатон и Вассаль – основатели нового подхода реставрации и возведения социального жилья.

Архитекторы отказывались от проектов, предполагающих снос соцжилья. Вместо этого они обращают внимание на внутреннюю реставрацию ветхих зданий и расширение внутренних пространств.

Вместе с французскими архитекторами Фредериком Дрюо и Кристофом Хютеном, они реставрировали 530 квартир в трех ветхих зданиях в Гранд-парке в Бордо, Франция. Им удалось улучшить технические функции дома и избежать вынужденного переселения жильцов во время ремонта.

Реставрация здания в Гранд-парке, Бордо, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

"Мы не могли поступить иначе. Мы ходили в места, где здания должны были быть снесены, и встречали людей, семьи, которые были привязаны к своему дому. Чаще всего они были против сноса", – рассказывает Вассал.

Этот инновационный ремонт трех больших кварталов социального жилья был удостоен Премии Европейского Союза в области современной архитектуры 2019 года – Mies van der Rohe Award. Здание хвалили за "радикальное улучшение пространства и качества жизни его жителей", а также за оптимизацию их экономической и экологической стоимости жизни.

Реставрация здания в Гранд-парке, Бордо, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

Уникальность проектов Lacaton & Vassal также заключается в выборе материалов. "Для нас нет определения дешевый это материал или дорогой. Материал бывает интересным или неинтересным'', – рассказывала в интервью Лакатон. 

Они находятся в постоянном поиске. Например, в Latapie House архитекторы использовали пластиковый материал, благодаря чему получился легкий и экономичный дом с небольшим количеством конструкций и с большой прозрачной крышей.

Архитекторы предложили новое применение керамической посуды в строительстве, создание компонентов из фарфора для облицовки конструктивных элементов сталью.

Тулуза, Франция, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

Благодаря своей любви к простым материалам, архитекторы строят максимально просторные жилые помещения по доступной цене. 

Сейчас они работают над переоборудованием бывшего госпиталя в Париже в 138-квартирный среднеэтажный жилой дом, над проектами частного жилья в Бельгии и Германии.

Тулуза, Франция, фото: официальный сайт архитектурного бюро Lacaton & Vassal

"Хорошая архитектура – это место, где происходит что-то особенное, где хочется улыбаться только потому, что ты здесь", – делится Вассал. – "Это также отношения с городом, с пространством, которое делится своими эмоциями".