АТБ и Сильпо не хотят повышать цены. Но, похоже, придется. Разбор
Жить становится дороже. Это факт
Согласно подсчетам Госстата, на потребительском рынке в феврале цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 2,1% по сравнению с январем.
Больше всего (на 7,6-5,5%) подорожали подсолнечное масло, овощи, сахар.
На 3,8-1,3% выросли цены на мясо птицы, фрукты, хлеб, говядину, продукты переработки зерновых, рыбу и продукты из рыбы, макаронные изделия, сметану, масло.
В то же время на 0,2-0,1% подешевели яйца (которые сильно подорожали в начале года), кисломолочная продукция, свинина.
Цены на алкогольные напитки и табачные изделия за месяц выросли на 1,3%, в т.ч. на алкогольные напитки – на 1,4%, табачные изделия – на 1,3%.
В то же время Госстат отмечает снижение цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 1,8%, в основном из-за удешевления природного газа на 6,6%.
Цены на транспорт в феврале выросли на 1,6% в первую очередь за счет подорожания топлива и масел на 7,3%, проезда в железнодорожном пассажирском транспорте – на 1,9%.
В годовом исчислении лидерами по росту цен были яйца (+84,5%), сахар (+61,7%) и подсолнечное масло (+35,4%).
Сейчас к этим позиция подтягиваются другие продукты – хлеб, мясная группа, молочка. Кроме того, в последние месяцы стремительно дорожает топливо.
Почему цены растут. Версия поставщиков
Макроэкономические реалии
"В сложившихся обстоятельствах даже удивительно, что инфляция составляет всего 7,5%, – говорит начальник аналитического отдела Альфа Банка Алексей Блинов. – Думаю, скоро она будет заметно выше".
Опрошенные LIGA.net экономисты называют три фактора, влияющих на рост цен.
1. Рост мировых цен на сырьевые товары. "Главным фактором ускорения инфляции был резкий скачок цен на продовольствие во всем мире. В частности, индекс цен на продовольственные товары FAO в феврале вырос почти на 17% в годовом исчислении, это самый высокий темп с 2012 года", – говорит Сергей Николайчук, глава департамента макроэкономических исследований инвесткомпании ICU.
Учитывая высокий удельный вес продуктов питания в потребительской корзине (более 40%), и открытость экономики, отечественная инфляция особенно остро ощущает на себе эти глобальные тенденции, добавляет Николайчук.
2. Относительная экономическая стабильность. По словам Алексея Блинова, вопреки ожиданиям, по итогам 2020 года не оправдались апокалиптические прогнозы падения экономики на уровне 7-10%. Падение ВВП составило 4%.
"Это связано с потребительским спросом. В прошлом году многие прогнозировали, что коронавирус сильно снизит доходы населения, но в реальности произошло очень быстрое восстановление – рост средней зарплаты и розничного товарооборота показали двузначные темпы, сопоставимые с теми, что и до коронакризиса", – говорит он. Это означает, что потребитель готов удовлетворять рост цен своим кошельком.
3. Высокий дефицит бюджета. Бюджетный дефицит и инфляция неразрывно связаны и имеют прямую зависимость. У нас принято считать, что в инфляции виноват Нацбанк, который повышает ставки и печатает деньги, но на самом деле – нет, говорит Блинов.
Мягкая монетарная политика – второстепенный фактор, влияющий на рост темпов инфляции, добавляет он.
Продолжится ли рост?
В ближайшее время стоит ожидать традиционного сезонного роста цен на плодоовощную группу товаров, говорит аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса Светлана Литвин. Ведь запасы овощей и фруктов сокращаются, а нового урожая ждать еще долго.
Кроме того, с учетом анонсированного роста цен от поставщиков, молочные и мясные продукты в ближайшее время точно не подешевеют.
"В то же время укрепление обменного курса гривни и более экономное поведение населения на фоне высоких рисков новых карантинных ограничений являются весомыми сдерживающими факторами", – говорит Николайчук. Он ожидает, что индекс продовольственных цен еще немного вырастет в ближайшие месяцы (на 0.5-1.0 п.п.) и к концу года составит 6-8%.
Снижения цен на отдельные продукты питания при хорошем урожае и отсутствии форс-мажоров стоит ждать со второй половины года, считает Юрий Шоломицкий, руководитель Центра макроэкономического моделирования Киевской школы экономики.
Но другой фактор – повышение мировых цены на энергоносители, по мнению Шоломицкого, может выйти на первое место по важности и удерживать инфляцию на высоком уровне.
По прогнозу Альфа банка, максимальная инфляция ожидается в конце третьего квартала 2021 года – 9,5%. В КШЭ прогнозируют 7,3% на конец 2021 года.
Такая ситуация, прогнозирует Николайчук, с высокой вероятностью приведет к тому, что НБУ еще раз повысит свою учетную ставку – с нынешних 6,5 до 7%. "Но если текущий всплеск инфляции даже на фоне определенного укрепления обменного курса отрицательно скажется на инфляционных ожиданиях, НБУ будет вынужден действовать более агрессивно", – говорит он.
Блинов почти уверен, что учетная ставка не ограничится 7%. "По нашим ожиданиям, учетная ставка будет 8% к концу этого года", – говорит он. Это означает, что летом вверх могут пойти и рыночные ставки по депозитам. "Вероятно, к июню движение ставок вверх станет системным, ведь ситуация, когда инфляция приближается к 10%, а деньги стоят 6-7%, не может продолжаться долго", – говорит он.