Фото: EPA

С 15 ноября Украина вводит полный запрет на экспорт пшеницы. Информацию о принятии такого решения корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ подтвердил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк. Запрет был ожидаемым, говорят зернотрейдеры, поэтому серьезных убытков, как в прошлые годы, не принесет. Но даже мягкие ограничения не идут рынку на пользу, в отличие от свободного экспорта.

Плановый запрет

К 15 ноября экспортеры вывезут из страны 5 млн. тонн пшеницы - именно этот объем, по подсчетам ведомства, Украина может поставить на внешние рынке без угрозы для продовольственной безопасности. В меморандуме, который подписали зернотрейдеры с Минагропродом, были заложены еще меньшие показатели (пшеницы - 4 млн. тонн, ячменя - 3 млн. тонн, кукурузы - 12, 4 млн.), но в начале октября по просьбе зерновиков лимит по пшенице увеличили до 5 млн. тонн.

По состоянию на 24 октября из Украины было экспортировано порядка 4 млн. тонн пшеницы, а контрактов заключено на 5,44 млн. тонн, то есть на 440 тыс. тонн больше лимита, сообщила старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital Тамара Левченко. Зерновиков утвержденные объемы устраивают, но все же они хотели бы поставить больше.

В этом сезоне Украина может без проблем вывезти 6-6,5 млн. тонн. В Минагропроде тоже это понимают, но считают, что лучше перестраховаться и посмотреть на результаты посевной

По оценкам президента Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимира Клименко, в этом сезоне Украина может без проблем вывезти 6-6,5 млн. тонн. Ведь производство пшеницы в этом маркетинговом году составило 15 млн. тонн, переходящие остатки с прошлого сезона - 5 млн. тонн. Учитывая объем внутреннего потребления (12 млн. тонн), за вычетом экспорта в Украине остаются еще более 2 млн. тонн, говорит аналитик Dragon Capital. В Минагропроде тоже это понимают, говорит Клименко, но считают, что лучше перестраховаться и посмотреть на результаты осенней посевной.

Весной предельный объем вывоза пшеницы из страны может быть увеличен на 1,5-2 млн. тонн, считает президент УЗА. Уже сейчас видно, что озимая посевная кампания прошла удовлетворительно. При благоприятной погоде, в следующем сезоне Украина может собрать на 10 млн. больше, чем в 2012 году, считает Клименко. О достаточном объеме пшеницы в стране говорят и данные по наполнению зерном Аграрного фонда. В ближайшее время в нем может быть саккумулировано порядка 2 млн. тонн, говорит эксперт.

Цены замрут

Учитывая то, что Украина является одним из крупнейших экспортеров зерна в мире, информация о запрете на экспорт может существенно повлиять на динамику мировых цен. Но в этом году резких скачков не было. После первого сообщения о введении запрета на экспорт пшеницы, которое датируется 19 октября, цены на пшеницу на Чикагской бирже выросли на 1,5%, но уже через несколько дней вновь снизились. Рынок допускал введение запретительных мер, и эксперты рассчитывали зерновой баланс Украины из расчета экспорта пшеницы на уровне 5-5,5 млн. тонн, говорит Тамара Левченко. А Минсельхоз США (USDA), прогнозные данные которого непосредственно влияют на изменение мировых цен, установил в своем отчете показатель украинских поставок на уровне менее 5 млн. тонн.

При этом запрет на экспорт позволит удержать внутренние цены. По мнению Левченко, стабильный рост цен на пшеницу, который наблюдался в Украине до сих пор, может приостановиться на нынешнем уровне - $250/т. "Как минимум цена стабилизируется", - соглашается Владимир Клименко.

Директор ПроАгро Николай Верницкий допускает легкое падение внутренней цены на пшеницу непосредственно после 15 ноября. Цена может снизиться с 2050 до 2000 грн. за тонну (с $256,47 до $250,22 по курсу НБУ). Более сильного снижения, говорит эксперт, ожидать не стоит, так как внутренняя цена в Украине, даже при действующем запрете, отражает динамику цен мировых, а они, по прогнозам ведущих аналитических агентств, будут расти.

Открытым остается вопрос, смогут ли трейдеры физически вывезти зерно из страны после 15 ноября по контрактам, заключенным до этой даты. Тамара Левченко полагает, что правительство позволит это сделать, в противном случае имидж Украины как одного из ведущих экспортеров зерна может ухудшиться. Поставщикам придется ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы. "Если официально будет закрыт экспорт, то, даже если кто-то из трейдеров выиграл тендер с поставкой в декабре или январе, он имеет право отказаться от выполнения этого контракта, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства", - говорит Владимир Клименко.

Можно и лучше

В этот раз введение запрета на экспорт не стало неожиданностью для участников рынка, как это было в прошлые сезоны, поэтому не обернулось непредвиденным потерям для экспортеров.

Кабмин испробовал на практике разные виды работы на зерновом рынке, напоминает Владимир Клименко. Например, в 2001 году был разрешен экспорт зерна без ограничений. В итоге из страны было вывезено столько зерна, что понадобился его импорт, причем по существенно более высокой цене. Также имели место полный запрет экспорта и экспорт по квотам. Введение запретительных мер без предупреждения привело к огромным потерям экспортеров зерна - приходилось платить штрафы за невыполнение внешнеэкономических контрактов. Страдали от этого и производители зерна, из-за резкого обвала закупочных цен.

Ситуация в текущем маркетинговом году (июль 2012-июнь 2013) кардинально отличается в лучшую сторону, признается президент УЗА. Пока что правительство придерживается подписанного меморандума. За последние полтора месяца зернотрейдеры встречались с руководством Минагропрода каждые две недели и рассчитывали баланс зерна. "Мы нашли механизм, который позволил никому из участников этого рынка не влететь в деньги", - говорит Клименко.

Несмотря на прогресс в отношениях с государством, свободный экспорт, как в США, остается самой оптимальной моделью для рынка

Несмотря на такой прогресс в отношениях государства и бизнеса, Клименко убежден, что свободный экспорт, по модели США, остается самой оптимальной формой работы рынка. В штатах Минсельхоз гасит всплески внутренних цен за счет дотаций, но никак не за счет производителей и экспортеров, говорит глава ассоциации. Когда в этом году из-за сильной засухи упало производство кукурузы, в США начали дорожать корма, а потом и готовые продукты, правительство начало выплачивать дотации малоимущим, но не ограничило экспорт, осознавая потенциальные потери производителей. Правда, такие меры обеспечивает огромный бюджет Минсельхоза на уровне $120 млрд., из которых $100 млрд. направляются на программы помощи малоимущим.