Как украсть 1 млрд грн, или Мыши съели 250 000 тонн зерна
В понедельник, 7 сентября, новый руководитель Государственного агентства резерва Вадим Мосийчук (назначен в июле 2015-го) провел выездное совещание с руководителями региональных предприятий Госрезерва, на котором отчитывался о проведенном аудите подразделений ведомства. Посетил мероприятие и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. Визит министра был незапланирован, и руководители региональных складов не знали о том, что на совещании будет глава Минэкономики. По тому, как энергично заерзали на стульях руководители региональных подразделений Госрезерва, можно судить, что сюрприз министра удался.
"Я ознакомился с результатами аудита, тут большие недостачи. Кроме того, есть поручение премьер-министра: надо посмотреть, что нужно закупить в ближайшее время. Но для того чтобы закупить, надо разобраться с тем, что уже закуплено, и по каким причинам есть недостачи", - сказал Абромавичус.
Министр экономики доложил, что сумма ущерба, нанесенная государству из-за недостачи зерновых в количестве более 250 000 т, составляет 800 млн грн. "Давайте, рассказывайте, как это произошло, - обратился он к присутствующим. - И возможно, сможете рассказать, чем хищения обычно заканчиваются. Потому что у нас все обо всем знают, но виновные не наказываются".
Кто украл четверть миллиона тонн зерна
Абромавичус пожелал выяснить, что же следовало после выявления недостач. "Заключение по факту недостачи находилось в пассивном действии у руководства Госрезерва. В принципе, все обо всем знали, но информацию не афишировали", - пояснил Мосийчук. По фактам нарушений возбуждено около 20 уголовных дел, однако на сегодня никто ответственности за воровство и мошенничество не понес, добавил он.
Интересно, что около половины всего пропавшего зерна исчезло на черкасском госпредприятии Златодар - 115 000 т. Руководитель предприятия Владимир Бельницкий тут же отчитался о том, что крупные недостачи на вверенном ему с прошлого года предприятии выявляли дважды: 107 000 т - в 2009 году и 8 703 тонны зерна Госрезерва пропало в 2012-м. Ответственного по первому факту потенциального виновного уже нет в живых, а предшественник Бельницкого сейчас находится в СИЗО.
Министра отчет не удовлетворил. Абромавичус захотел узнать о конкретных схемах. "Вот интересно узнать, как зерно может пропасть с элеватора?" - поинтересовался он. Руководители рассказали три схемы.
1. Бестоварная закладка. Госрезерв выделял деньги на закупку, оформлялись поставки зерна, но самого товара фактически не было. А деньги оседали в карманах менеджеров предприятий Госрезерва.
2. Незадокументированное коммерческое зерно. На предприятия Госрезерва завозили зерно коммерческих компаний. Но существовало оно только на бумаге, в натуральном выражении его никто не видел. А отгружали по истечении сроков хранения, прописанных в контрактах, как раз зерно Госрезерва, закупленное за бюджетные средства. Так и формировалась недостача.
3. Псевдозаполненный элеватор. Перед приездом проверяющих в нижней части элеватора сооружали некий промежуточный этаж, на который сверху насыпали 1-1,5 м зерна. А снизу путем вывоза-выноса зерна мешками или машинами образовывалась пустота - так сотрудники элеваторов укрывали от проверяющих недостачи.
Помимо этого, имел место факт порчи зерна. Но специалисты утверждают, что само по себе зерно испортиться не может. Процесс порчи проходит только вследствие халатности ответственных лиц, то есть директоров элеваторов. Вадим Мосийчук заверил, что поступившее на хранение на Новотроицкий элеватор зерно было надлежащего качества и само по себе испортиться не могло. "Сейчас его невозможно не только переработать, его нельзя скормить животным", - отметил чиновник. По этому факту, уточнил советник Абромавичуса Михаил Роман, заявление главы Госрезерва направлено в Главное следственное управление. К слову, процент порчи зерна на элеваторах по стандартам не должен превышать показатель в 1%.
Не зерном единым
Айварас Абромавичус признался, чтоне только мыши съедают сотни тонн зерна или оно безвозвратно портится. По его словам, на одном из подотчетных Минэкономики предприятий Госрезерва "через щель" вытекло около 600 тонн топлива. Также имеет место смешивание дизельного топлива с бензином в объеме 1 200 т. Ущерб от пропажи нефтепродуктов руководитель Госрезерва оценил более чем в 80 млн грн в учетных ценах (в ценах до девальвации). "Сейчас эту сумму можно смело увеличить в два, а то и в три раза", - сказал Мосийчук.
Он добавил также, что по продуктам питания, закупаемым Госрезервом, хищения не настолько масштабны. Больший ущерб получен от порчи продуктов: не подлежат использованию мясные консервы, сливочное масло, которые до сих пор находятся на складах Госрезерва. Глава ведомства выразил надежду на то, что испорченные продукты удастся утилизировать собственными силами без лишних затрат, однако их объемы назвать затруднился, ссылаясь на гостайну.
Технологии и люстрация как панацея
В скором времени Госрезерв обещают "оздоровить" и очистить от нерадивых чиновников. "Система учета и контроля материальных ценностей работала крайне неэффективно, фактически это была дорога с односторонним движением", - говорит Мосийчук. Он обещает принять кадровые решения и сократить штат ведомства на 20%. Тут Абромавичус не упустил возможности похвастаться: "Минэкономики является живым примером того, как сократить количество сотрудников и платить оставшимся больше. В последние два месяца такие сотрудники получают довольно большие премиальные".
Кроме того, министр искренне удивился тому, что на предприятии до сих пор не автоматизирована система учета. "Все агрохолдинги уже давно пошли путем электронного учета зерна и его переработки. Давайте уже, внедряйте электронную систему учета зерна. Она не такая уж и дорогая", - посоветовал Абромавичус. Он также добавил, что 24 сентября собирается обсудить вопрос реформирования Госрезерва с литовскими, венгерскими и польскими руководителями и по итогам встречи представит правительству концепцию реформирования ведомства по примеру европейских стран.