bddb24c67807de779c6af48afe1b0f06.jpg

Во вторник, 14 июня, и.о. главы правления крупнейшего государственного зернотрейдера - Государственно продовольственно-зерновой корпорации - Борис Приходько рассказал журналистам о взаимоотношениях с Государственной фискальной службой, китайском контракте, инвестиционных возможностях и состоянии активов компании.

ЛІГА.net публикует наиболее интересные тезисы из общения Приходько с прессой.

ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ

ГПЗКУ создана правительством Украины в августе 2010 года. В ее состав входит разветвленная сеть филиалов - линейные и портовые элеваторы, мельницы, комбикормовые и крупяной заводы. Суммарно 53 подразделения-филиала ГПЗКУ могут хранить 3,75 млн тонн зерновых.ГПЗКУ в 2015 год нарастила чистую прибыль на 7,3% - до 3,794 млрд грн.

Госкорпорация в 2012 году договорилась с Экспортно-импортным банком Китая о предоставлении кредита $1,5 млрд, который планировалось использовать на закупки зерна для их экспорта по торговым соглашениям с КНР. Оператором с китайской стороны по данному контракту, рассчитанному на 15 лет, выступила Китайская национальная корпорация машинной промышленности и генеральных подрядов (ССЕС). Предполагалось, что в дальнейшем китайская сторона выделит еще $1,5 млрд на проекты орошения и развития зерновой логистики.

Было очень много слухов-скандалов вокруг корпорации ГПЗКУ в 2014-2015 годах. Якобы зерно на льготных условиях покупалось у каких-то компаний, а потом продавалось конечному потребителю. Хочу развенчать этот миф. У нас сегодня около 1 600 контрагентов, которые поставляют нам зерно, в основном это сельхозпроизводители. И в структуре нашей закупки 10 крупнейших поставщиков занимают не более 15%. В основном мы закупаем зерно, которое хранится на элеваторах ГПЗКУ, что позволяет одновременно инвестировать и в модернизацию собственной элеваторной сети. Так мы сокращаем риски при хранении, сокращаем логистическое плечо, у нас нет необходимости стоять в очереди.

Мы создали систему закупок, в которой работает около 70 человек в каждом регионе. В прошлом году заключили около 7 000 контрактов по закупке зерна у производителей.

Читайте также: Что происходило за кулисами конкурса на должность главы ГПЗКУ

Что касается форвардной программы, тут наш девиз - не количество, а качество. Поскольку очень высоки риски валютных колебаний. Общий объем авансовых денег - 300 млн грн по 2015 году. Таким образом мы добились, что все наши поставщики выполнили свои обязательства и впервые за историю корпорации не было дебиторской задолженности, сформированной в результате работы с офшорными компаниями.

В основном мы закупаем зерно, которое хранится на элеваторах ГПЗКУ, что позволяет одновременно инвестировать и в модернизацию собственной элеваторной сети. Мы создали систему закупок, в которой работает около 70 человек в каждом регионе. В прошлом году заключили около 7 000 контрактов по закупке зерна у производителей.
У нас уже сегодня есть потенциальные контракты на поставку 45 000 т зерновых и мы уже подписали договор на 89 млн грн аванса. Форвардная программа продолжается. Мы ее в этом году начали несколько позже, поскольку Эксимбанк Китая задерживал согласования контрактов.

Экспорт прошлых лет через офшорные компании формирует дебиторскую задолженность корпорации - $132 млн долга. С 2015 год мы себе категорически запретили заключать контракты с офшорными компаниями на экспорт зерна. Поэтому в 2015 году нет ни одного контракта, по которым мы или наши партнеры ушли в дефолт. За год мы получили порядка $554 млн выручки. В 2015 году отгрузили около 80 кораблей.

В 2015 году перечень контрагентов корпорации расширился, хотя ССЕС осталась на первом месте с долей 43%. Среди новых партнеров: Nidera BV (15%), Ameroрa AG (9%), Daewoo Int Corp (6%), AL-Ghurair Resources (6%), Soufflet Negoce (4), Holbud LTD (4%), Louis Dreyfus (3%).

В сезоне 2015-2016 мы экспортируем суммарно около 3 млн т зерна. Я думаю, что по результатам следующего маркетингового года экспорта в 3,5 млн тонн зерновых мы достигнем. Мы планируем наращивать объемы за счет сокращения срока получения средств от контрагентов с нынешних 60-70дней до 45-50 дней. А также намерены увеличить мощности Одесского портового элеватора.

Читайте также: Глава ГПЗКУ - о приватизации корпорации и нюансах работы с Китаем

Кроме то того, сейчас мы делаем ставку на экспорт муки. Все давно понимают, что экспортировать продукт с добавленной стоимостью выгоднее, чем сырье.У нас есть конкретное преимущество в виде китайских партнеров. В 2015 году мы отправили на экспорт 16 000 т муки, план на 2015-й - 50 000 т.

Отношение с китайскими партнерами у нас непростые. В генеральном соглашении очень много неточностей, корректировка которых идет уже довольно долго. Наша задача - сделать так, чтобы интересы ГПЗКУ были защищены. Мы раз в месяц ездим в Китай, чтобы доносить до китайских партнеров нашу позицию.

У нас есть намерение инвестировать деньги в строительство портового терминала. Проект на стадии разработки, мы в активных переговорах с Мининфрасруктуры. Сейчас у нас работают два терминала в Одесском и Николаевском морпорту. Где буде новый объект - в Одессе или в Николаеве - пока непонятно
Чтобы обслуживать кредит, нам необходимо зарабатывать ежедневно $123 прибыли. Сейчас часть этих средств лежит на депозите в Укрэксимбанке. Ставка по кредиту практически компенсируется депозитной ставкой.

Сейчас мы практически достигли договоренности с корпорацией ССЕС о снижении преференциальной маржи (доплата за экспорт каждой тонны зерна в Китай ранее составляла $5 - ред.) до 1,5% от стоимости партии, но не более $5 с тонны в случае повышения мировых цен.

Читайте также: Борьба за ГЗПКУ: кому достанется главный аграрный актив страны

Сейчас мы ведем переговоры с китайской стороной, чтобы нам разрешили $57 млн средств первого транша направить на развитие корпорации - в частности, на модернизацию.

Продать корпорацию надо, как можно быстрее. Цену ей сложит рынок. Сейчас у компании есть излишняя ликвидность в виде $1,5 млрд китайских кредитных средств, и которые давят на ее финансовые результаты. В предыдущие периоды из корпорации вывели около $660 млн, и сегодня эти суммы давят на нас. Мы работаем, безусловно, с правоохранительными органами, около 27 млн грн уже возвращено в корпорацию.

У государства нет потребности в таком операторе. Если бы у нас был дефицит зерна, то компания-импортер такого масштаба была бы очень кстати. Сегодня не нужен госоператор, который, вследствие волатильности цен, берет на себя очень высокие торговые риски. Но компания обременена кредитом китайского банка и положениями генерального кредитного соглашения. При этом я не вижу ничего страшного, если на рынке Украины появится крупный китайский игрок, если ССЕС захочет приватизировать ГПЗКУ. Ведь Китай имеет колоссальный потенциал с точки зрения рынка сбыта, и приход китайского инвестора даст толчок для развития украинского агросектора. ССЕС рассматривает возможность приватизации, и я думаю, у них нет поводов не соглашаться с предложением, которое им поступит. Они знают наши возможности, наши активы, и я думаю, что шансов у китайцев в плане приватизации гораздо больше, чем у других.

Сейчас мы ведем переговоры с китайской стороной, чтобы нам разрешили $57 млн средств первого транша направить на развитие корпорации - в частности, на модернизацию
Конкуренцию Китаю могут составить, например, Саудовская Аравия или Иран. Но нам важно в этом вопросе не испортить отношения с нашим кредитором и сделать так, чтобы не пострадал бюджет.

К сожалению, за предыдущие два года установлены многочисленные нарушения и санкции на 1 700 млн грн. Некоторые из этих санкций надуманные. Например, в ГФС считают, что один и партнеров, который нас кредитовал - Экспортно-импортный банк Китая, не является резидентом Китая. То есть резиденция Эксимбанка Китая не подтверждена документально в соответствии с украинским законодательством. По этой причине мы должны были выплатить штраф 25 млн грн.

Это не единственный пример, таких ситуация множество. К сожалению, нам пришлось уплатить 159 млн. грн штрафа, за то, что еще в 2013 году один из иностранных контрагентов не заплатил за отгруженное зерно.

Мы очень плотно работаем сейчас с правоохранительными органами в Украине по вопросам возвращения дебиторской задолженности предыдущих лет. На сегодняшний день по нашим исковым заявлениям открыто 103 уголовных дела.

Мы представлены практически во всех регионах Украины. К сожалению, у нас нет элеваторов в Винницкой, Киевской, Запорожской и Днепропетровской областях. При этом семь элеваторов ГПЗКУ работают не на полную мощность. Три предприятия находятся в Крыму, и поэтому де-факто не являются нашими активами, одно предприятие - в Донецке и три элеватора - в зоне АТО. Общий уровень загрузки мощностей - около 68%.

Читайте также: Китайская Cofco вложила $75 млн в николаевский зерновой терминалза $100 млн

Тем не менее мы смогли сохранить фактически 2 117 тыс. т зерновых и выделить из бюджета компании 230 млн грн, чтобы модернизировать наши предприятия, сделать их более конкурентоспособными и привлекательными. На модернизацию одесского портового элеватора из этой суммы приходится треть, и за эти деньги мы планируем увеличить мощности терминала. К сожалению, мы не могли использовать средства первого транша китайского кредита на модернизацию. Но сейчас ведем переговоры о том, чтобы часть денег все же использовать на развитие - в контракте предусмотрена такая статья расходов.

Продать корпорацию надо, как можно быстрее. Цену ей сложит рынок. Сейчас у компании есть излишняя ликвидность в виде $1,5 млрд китайских кредитных средств, и которые давят на ее финансовые результаты
У нас есть намерение инвестировать деньги в строительство портового терминала. Проект на стадии разработки, мы в активных переговорах с Мининфрасруктуры. Сейчас у нас работают два терминала в Одесском и Николаевском морпорту. Где буде новый объект - в Одессе или в Николаеве - пока непонятно. Несмотря на то, что недавно открылись терминалы COFCO и Bunge, этих мощностей все равно недостаточно для бесперебойного экспорта из Украины.