Прочь из России. Зачем Юрий Косюк меняется землей со шведами
Агрохолдинг Юрия Косюка Мироновский хлебопродукт ушел из России. Во вторник, 9 июня, компания сообщила о том, что обменяла свои 40 000 га земли (из которых около 60% в собственности) и зернохранилища на 150 000 тонн в Воронежской области на 60 000 га арендованных земель и хранилища на 90 000 тонн шведской компании Agrokultura, расположенные во Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. Сделка была завершена 8 июня.
"Переговоры были непростыми: сказались высокие требования обеих сторон к оппонентам и условиям сделки. Но в итоге совместные усилия топ-менеджмента компаний и их советников дали желаемый результат", - сказал ЛІГАБізнесІнформ директор инвестиционно-банковского департамента компании Dragon Capital Юрий Астахов, который выступал финансовым советником Agrokultura. По его словам, переговоры между компаниями длились около полугода, а практическая реализация осложнялась тем, что в сделке участвовали компании из полдесятка различных юрисдикций, которые являются частью обеих групп.
ЛІГАБізнесІнформ разбиралась в том, эквивалетным ли был обмен и какие выгоды получили стороны от сделки.
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ:
МХП - крупнейший производитель куриного мяса в Украине с долей рынка около 50%. Компания работает на украинском рынке с 1998 года. Вертикально интегрированный холдинг занимается также производством зерновых, подсолнечного масла, других продуктов питания. Торговые марки - Наша Ряба (охлажденная курятина), Легко! (замороженные полуфабрикаты), Дружба народов, и др. 2014 год компания завершила с убытком $412 млн при выручке $1,379 млрд.
Шведская агрокомпания Agrokultura (ранее - Alpcot Agro) зарегистрирована в 2006 году. Согласно информации на сайте компании, по состоянию на ноябрь 2014-го ее основными владельцами были инвесткомпании Steenord Corp, подконтрольная бизнесмену Николаю Фартушняку, и Magna Investments Ltd, подконтрольная Игорю Худокормову. Magna Investments в мае 2015 года владела 96% акций Agrokultura. Худокормов является владельцем российской продовольственной группы Продимекс-Холдинг, которая имеет крупнейший земельный банк в стране и является наибольшим производителем сахара в России.
За 2014 год Agrokultura AB впервые за свою историю получила чистую прибыль 22 млн шведских крон при выручке 539 млн шведских крон. В 2014-м в Украине компания обрабатывала 70 800 га земли, в России - 145 800 га.
Взаимная оптимизация
"Сделка - чистый своп без денежных корректировок и на основе равного оборотного капитала", - отмечается в сообщении МХП на сайте Лондонской фондовой биржи. Как рассказала ЛІГАБізнесІнформ начальник отдела по работе с инвесторами МХП Анастасия Соботюк, активы оценивали на основе потенциально возможного денежного потока (DCF) при использовании земель, а не по текущей их стоимости. Аналогичный подход для оценки российского бизнеса МХП с учетом синергии с уже существующим бизнесом использовала и Agrokultura. После обмена земельный банк Agrokultura в России составит 185 800 га, а земельные активы МХП вырастут до 350 000 га.
Стоимости обменянных активов стороны не раскрывают. Но, по оценкам аналитика инвесткомпании Eavex Capital Ивана Дзвинки, стоимость российского бизнеса МХП эквивалентна $60-80 млн.
Читайте также: Все в минусе. Насколько критичны убытки украинских агрохолдингов
<a href="http://liga.net/">Источник</a>
Соботюк не скрывает, что МХП пошел на сделку преимущественно в связи с ухудшением отношений между Украиной и Россией. "Поэтому в рамках стратегии увеличения земельного банка такой шаг оптимален", - говорит она.
Генеральный директор группы Agrokultura Стивен Пикап сообщил ЛІГАБізнесІнформ, что соседство земель акционеров Agrokultura и Воронежского агрохолдинга стало поводом для того, чтобы начать переговоры. "Для нас мотивацией для осуществления сделки с МХП стала привлекательность актива, который принадлежал им на тот момент", - поясняет гендиректор группы Agrokultura. При этом Стивен Пикап уверяет, что программа сокращения расходов, которую компания инициировала в 2013 году, не предусматривала скорой продажи бизнеса. Топ-менеджер шведской агрокомпании акцентирует внимание на том, что полностью покидать Украину компания не намерена. "У нас еще остались сельскохозяйственные активы - около 10 000 га - в западной части Львовской области, которые мы планируем по мере возможности развивать", - отмечает он.
Читайте также: Fitch понизил рейтинг Нафтогаза и других крупных компаний
Выгодная партия
"Сделка по обмену активами целесообразна, поскольку она позволяет сконцентрироваться на "домашнем" рынке и усилить позиции на нем. Если компания таким образом производит полный выход из страны, поскольку условия в другой юрисдикции ей подходят больше, - почему бы и нет?" - говорит Владислав Остапенко, руководитель отдела корпоративных финансов и M&A компании EY в Украине.
Сделка выгодна для обоих участников, считает Юрий Астахов. "Для Agrokultura это возможность увеличить присутствие в стратегическом регионе и нарастить ресурсную базу, для МХП - логичный шаг по увеличению земельного банка под управлением и географической диверсификации активов, не говоря уже о сокращении рисков, присущих ведению украинцами бизнеса в России", - поясняет он. Схожего мнения придерживается и руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. "Основные земли шведской группы находятся в Курской и Воронежской областях. Теперь компании не нужно будет рассредоточивать свои ресурсы между двумя отдаленными регионами земледелия", - отмечает Паращий.
Дзвинка не исключает, что аналогичная судьба ожидает и 30 000 га земли, которыми МХП распоряжается в Крыму.
По мнению Ивана Дзвинки, сделка помогает МХП убить двух зайцев одним выстрелом. "Во-первых, это синергетический эффект для МХП, учитывая многолетний опыт и высокую эффективность выращивания зерновых МХП в центральной Украине на фоне довольно слабых результатов фарминга российских активов группы, достигнутых в 2014‑м (актив был приобретен в первой половине 2013-го)", - говорит он.
Кто в выигрыше?
По мнению Паращия, из-за того что украинские активы Agrokultura оценивали исходя из возможных денежных потоков, МХП несколько теряет от сделки. "Украинские активы Agrokultura всегда были убыточными из-за чрезмерных затрат. EBITDA на гектар составила в 2014 году всего $77 (в 2013-м было отрицательное значение в $416) против среднего показателя по МХП в $294 в 2014-м и $136 в 2013-м", - отмечает он. Однако если предположить дальнейшее уменьшение затрат Agrokultura и более высокую EBITDA на гектар уже в 2015 году, параметры сделки будут иметь смысл и для МХП.
Анастасия Соботюк сообщила, что на новых землях планируется выращивание рапса и озимой пшеницы для экспорта. Agrokultura же планирует перепрофилировать земли под выращивание сахарной свеклы.
Владислав Остапенко допускает, что по проторенной Косюком дорожке может пойти Кернел Андрея Веревского, также располагающий активами в России. Теоретически уход с российского рынка может быть выгоден и фонду NCH, но у него слишком большой земельный банк в РФ, и вряд ли ему предложат аналогичный в Украине, добавляет эксперт.
"После ареста счетов и остановки кондитерской фабрики Roshen в Липецке практически все украинские бизнесмены стали искать пути выхода с российского рынка с наименьшими потерями, - рассказывает старший аналитик инвестиционной компании Арт-Капитал Андрей Патиота. - Тем более что главный акционер МХП Юрий Косюк работал короткое время в Администрации президента Украины и его активы в любой момент могли попасть под политически мотивированные санкции в соседнем государстве".