Фото: EPA

Торговые войны стран содружества вышли на новый виток. На этот раз инициатором запрета стала Украина, ограничив ввоз молочных продуктов из Беларуси. Запрет может оказаться превентивной мерой со стороны украинских молочников - импорт дешевой продукции растет угрожающими темпами.

Новый запрет

Согласно вчерашнему сообщению Госветфитослужбы, с 21 января были введены временные ограничения на ввоз в Украину молочной продукции с белорусских предприятий ОАО Бабушкина крынка и ОАО Молочные продукты, а с 23 января - с ОАО Оршанский молочный комбинат. Официальная причина - несоответствие украинским нормативам безопасности. О каком именно нарушении идет речь ветеринары не уточняют, но по данным источника издания Коммерсантъ-Украина в Госветфитослужбе, в продукции предприятий якобы содержатся антибиотики.

Подобное ограничение в отношении белорусской "молочки" Украина уже вводила в марте 2012 года. В Госветфитослужбе тогда заявили, что Беларусь уже почти как полгода систематически поставляет загрязненную продукцию, и неоднократные официальные обращения с просьбой устранить нарушения остались без внимания.

Прошлогодние санкции Украины эксперты единодушно охарактеризовали как давление на Россию через Беларусь, из-за разгоревшегося в феврале "сырного" конфликта. Кроме того, Украина имела в этом деле и совершенно конкретную цель: решить возобновления поставок пива в Беларусь. Следует отметить, что это ей удалось - в начале мая, спустя два года после ведения запрета (ограничение было введено в январе 2010 года), пивной вопрос наконец был благополучно решен.

При более близком рассмотрении нынешних ограничений, четкий экономический или политический мотив найти довольно трудно. По словам Василия Винтоняка, директора консалтинговой компании ИнфАгро, доля белорусских предприятий, поставки которых были ограничены, в структуре белорусского молочного импорта составляет всего лишь 25%. По данным Kreston GCG, за 9 месяцев 2012 года доля ОАО Молочные продукты иОАО Бабушкина крынка в общем объеме белорусского молочного экспорта в Украину составила 32%. Основные же импортеры, такие как ОАО Савушкин продукт и ОАО Рогачевский молочно-консервный комбинат, по-прежнему осуществляют импортные поставки.

Превентивные меры

Следует отметить, что импорт белорусской цельномолочной продукции в Украину за прошлый год заметно подрос. Так, если в начале 2012 года (до запрета импорта в марте) ежемесячный объем поставок составлял порядка 400 тонн, то в конце 2012 года показатель вырос до 800 тонн, отметил директор ИнфАгро. Как сообщила Дарья Головнина, руководитель аналитического департамента Kreston GCG, за 9 месяцев 2012 года экспорт молочной продукции составил 5,83 тыс. тонн (94 млн.грн.), что на 47% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (3,95 тыс. тонн, 60 млн.грн.). Однако даже с учетом такого роста поставок, общий объем белорусской продукции едва ли оказывают существенное влияние на украинский рынок, объем которого оценивается в 90 тыс. тонн в год.

Хотя не стоит исключать и превентивные меры со стороны украинских молочников. Несмотря на то, что львиная доля (порядка 90%) поставок белорусов приходится на Россию, в Украине они видят большой потенциал. Об этом может свидетельствовать заявление одного из крупнейших объединений мясомолочной промышленности Беларуси - Мясомолпром (объединяет 17 предприятий): члены объединения намерены уже с января увеличить поставки до 500 тонн цельномолочной продукции в месяц.

К тому же российские производители молочной продукции крайне возмущены огромным количеством на их рынке дешевых белорусских продуктов (себестоимость производства молочки в Беларуси гораздо ниже, чем в РФ и Украине, преимущественно за счет господдержки отрасли). По словам Василия Винтоняка, Беларусь в 2012 году существенно превысила заранее утвержденный с Россией объем экспортных поставок молочки в эту страну. Поэтому вероятное снижение поставок в Россию Беларуси придется компенсировать за счет увеличения поставок на другие рынки, в том числе в Украину.

Без политики

Мария Колесник, директор аналитического департамента консалтинговой компании ААА, считает, что в данном случае, скорее всего, речь идет не об экономическом давлении Украины, а об обычном "проколе" белорусов. Если в продукции были найдены остатки ветеринарных препаратов, значит сырье, поставленное на предприятия, было не достаточно хорошо проверено белорусскими ветеринарами, и вины перерабатывающих предприятий в этом нет.

Несмотря на то, что без применения ветпрепаратов в животноводстве не обойтись, их остатки должны полностью выводиться из организмов животных и не должны попадать ни в мясо, ни в молоко. Наличие остатков ветпрепаратов в молокопродуктах, может свидетельствовать о том, что производители либо резко увеличили объемы препаратов ввиду заболеваний, либо применили менее качественные, но более дешевые препараты, которые медленно выводятся из организма.

Если украинская сторона сможет без задержек предъявить результаты анализов, то у белорусов не будет повода применять какие-либо встречные меры, считает аналитик ААА. "Если в нашей сырной войне с Россией мы не могли никак получить документы (подтверждающие нарушение, - ред.), и сразу было видно, что это - политический вопрос, то в данном случае вопрос, я думаю, будет решен прозрачно и быстро, тем более, что названные предприятия - не лидеры отрасли", - говорит Мария Колесник.

Насколько дипломатичной окажется Беларусь в этот раз - станет понятно в ближайшие дни. В прошлом году, в ответ на введение Украиной ограничений на ввоз белорусских молочных продуктов, Беларусь пригрозила ввести ответные меры: запретить импорт растительного масла, соли, кукурузы, кондитерских изделий и шпрот.