Соль земли. Почему открытие рынка земли - не панацея для АПК
Как и почти все страны СНГ, Украина в начале 1990-х совершила серьезную ошибку, разделив земли колхозов между рабочими в среднем по 1-1,5 га на человека. У бывших колхозников не было ни финансовых ресурсов, ни достаточных знаний для того, чтобы превратить эти участки в жизнеспособные сельскохозяйственные предприятия. Государство также не оказывало достаточной поддержки небольшим агропроизводствам. Часть земель, которые все же кое-как обрабатывались, были сданы практически в беззалоговую аренду.
Читайте также: Самый дорогой лот. Зачем банку Ахметова Чугуевский МЭЗ
Это создало все условия для развития агрохолдингов, практически лишив перспектив малый и средний бизнес. В результате приблизительно к 2004 году у крупных компаний уже были свои банки арендованных за небольшую плату участков - в среднем по 10 000-30 000 га. Денег, чтобы выкупить землю у холдингов, не хватало, а у владельцев земельных паев не было ресурсов, чтобы самостоятельно заняться обработкой земли. Им приходилось соглашаться с существующими условиями. Иностранные инвестиции реально начали поступать в Украину из Западной Европы и Северной Америки с 2005 года. Все это привело к тому, что сегодня агрокорпорации с банком земли от 50 000 до 500 000 га арендуют от 7 до 10 млн га из общего банка украинских сельскохозяйственных угодий в 32 млн га.
И Министерство аграрной политики, и те, кто занимается реформами в стране, посылают четкий месседж - как и в развитых экономиках мира, сельское хозяйство в Украине должно строиться на малом и среднем бизнесе.
При этом нужно четко понимать, что отмена моратория - это важнейший шаг земельный реформы, но без оперативной реализации других решений он не станет эффективным. Непростая регуляторная и правовая среда, отсутствие государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса, низкий уровень собственного капитала у небольших агропроизводителей и их вполне понятное нежелание брать дорогой кредит - основные препятствия для развития в Украине небольших семейных ферм. Кроме того, на данном этапе серьезную преграду для покупки земли создает раздробленность и фрагментарность паев. Простыми словами: фермер, желающий приобрести 500 га земли, должен провести сделки приблизительно с 250 владельцами. Теоретически без моратория 50-60% владельцев продадут свои участки, но около 20% земельных паев принадлежат "мертвым душам", 10% собственников просто невозможно отследить.
Пока у небольших фермерских хозяйств нет достаточного финансового ресурса для покупки участков, подъемное банковское кредитование только начало восстанавливаться, тормозятся реформы, агрохолдинги привлекают инвестиции, спекулируя популистскими месседжами и нанимая лоббистов. Таким образом, ключевой вопрос заключается в том, как поддержать частных фермеров и развивать рынок земли.
Чтобы решить все перечисленные проблемы, не нужно придумывать велосипед. Как правило, эта земля разделена на участки размером в 100-400 га. На протяжении многих лет как украинские, так и зарубежные эксперты обращают внимание на коррупционную составляющую в процессе аренды этих участков: зачастую земля сдается по заниженной цене или вовсе бесплатно за взятку.
Читайте также: Аграрные налоги. Какое будущее ждет спецрежим возмещения НДС
И даже принимая во внимание нынешнюю госреформу, учет договоров аренды государственных земель в разы ниже, чем частных (24 против 71%). Это свидетельствует о непрозрачности сделок. Земля передается в пользование госкомпаниям или бывшим колхозам, которые на непрозрачных условиях сдают ее арендаторам. Колхозы в свою очередь демонстрируют убытки, не показывая договоры аренды, и получают поддержку от государства. Нынешняя государственная политика, которую поддерживает МВФ, декларирует избавление от подобных неправомерных схем.
Механизм приватизации может быть реализован путем комбинации нескольких элементов.
1. Открытый аукцион. При этом участники торгов будут представлять фермерские хозяйства только этого или близлежащих районов. Например, одной из важных составляющих успеха польской приватизации послужил тот факт, что как минимум 25% от каждого колхоза оставались "зарезервированными" за местными фермерами.
2. Внедрение госпрограмм по поддержке небольших фермеров. Перед отменой моратория необходимо провести реформы, которые помогут создать жизнеспособный рынок малых и средних агропроизводств. Недавно появилась идея передать государственные земли в собственность областей и районов. На наш взгляд, это бессмысленно, так как по сути коррупционные схемы будут осуществляться на местном уровне, что в дальнейшем навредит агрорынку еще больше, поскольку контролировать прозрачность сделок станет сложнее.
3. Рассрочка. Одним из вариантов господдержки небольших фермеров может стать возможность рассрочки по уплате приобретаемой земли на несколько лет. Все должны понимать, что роль государства в этом вопросе должна быть более долгоиграющей. Украина не должна гнаться за хорошей ценой здесь и сейчас, а напротив - передать актив в частный сектор, который и будет развивать экономику, сможет обеспечить новые рабочие места, расширить производство и, соответственно, экспорт.
4. Фиксированный срок приватизации. Это должно произойти за 2-3 года после старта земельных продаж. Так как рынок госземли не слишком раздроблен и фрагментирован, фермерам будет проще покупать ее, нежели частные мелкие участки. И это окажет более позитивное влияние на рынок земли в Украине, чем просто отмена моратория.
Нельзя говорить, что агрохолдинги - это плохо. Ведь в свое время они решили важнейшую проблему финансирования отрасли - арендовали внушительные площади, приобрели оборудование и технику, дорогие семена и средства защиты растений для повышения урожайности. Во многом именно они способствовали такому стремительному росту украинского экспорта агропродукции. Но в то же время запущенные частные небольшие фермы в Украине в совокупности продолжают производить больше зерна, чем агрокорпорации. А особенно важную роль небольшие предприятия играют в животноводстве, выращивании фруктов и овощей.
Читайте также: Станет ли расширение квот в ЕС бонусом для украинского АПК
Как правило, агрохолдинги манипулируют неоднозначным термином "экономики масштаба". Крупные компании с банком земли до 500 000 га в последние несколько лет являются в Украине доминирующими на агрорынке. Но, например, в тех же Соединенных Штатах Америки, где почва и урожаи схожи с украинскими, нет настолько крупных компаний с такими банками земли. Дело в том, что наиболее эффективное управление фермерскими хозяйствами может быть при площади до 5 000-8 000 га. Когда же речь идет о больших объемах производства, управление становится более рискованным и менее качественным исключительно из-за самого характера агробизнеса. Так, большинство растениеводческих производств в США (96%) - это семейные фермы со средней площадью в 500 га. А в Европе средний размер сельскохозяйственных угодий составляет 40 га, в то время как крупными считаются производства площадью 200-600 га.
Небольшие фермерские хозяйства есть и в Украине. И к слову, они очень интересны банковскому сектору. Ряд финучреждений декларируют свое желание инвестировать в их развитие. И эта заинтересованность в целом очевидна. Приведем конкретный пример, рассчитав денежные обороты частного семейного производства площадью в 500 га.
Итак, рабочие требования к капиталу - 1,6 млн грн в год, затраты на оборудование оценены в 4 млн грн из расчета на 5 лет. На основании расчетов по кредитам (при условной ставке 25% годовых) производство способно не просто покрыть затраты на оборудование, но и генерировать прибыль в размере 2,5 млн грн в год. Предполагая, что структура семейного производства распределяется следующим образом: двое человек, работающих полный день, и четверо, занимающихся хозяйством частично, - ежемесячный доход на каждого члена семьи составит 35 000 грн. Этого достаточно, чтобы поднять престиж профессии среди молодежи, остановить миграцию сельских жителей в города и сохранить украинское село.
Читайте также: Рекорд под угрозой срыва. Что стопорит экспорт зерна из Украины
Частные фермы используют гораздо больше людей на 1 000 га, чем агрохолдинги, ориентирующиеся на громадные масштабы пахотных угодий. Кроме того, небольшие производства создают больше добавленной стоимости за счет диверсификации своей деятельности, например садоводства или выращивания домашнего скота.
Следует также акцентировать внимание и на том, что одним из условий МВФ для выделения следующего кредитного транша является вопрос рассмотрения в парламенте законопроекта о создании рынка сельскохозяйственных земель. Технически правительство требования фонда выполнило, подав в Верховную Раду проект закона о снятии моратория на продажу. Но вряд ли результат сможет удовлетворить Международный валютный фонд. Договоренность о постепенном старте продаж государственных сельскохозяйственных угодий при условии реальной господдержки фермеров может стать куда более жизнеспособным вариантом, в то время как резкая отмена моратория на продажу земли воспрепятствует развитию агроотрасли.
Украина должна иметь положительные примеры семейных ферм еще до отмены моратория. Но сейчас они все еще продолжают оставаться вне игры и, несмотря на заявления правительства, практически ничего для их развития не было сделано. А от срочной отмены моратория выиграют только агрохолдинги, продолжающие свою экспансию. Из-за отсутствия перспектив будет расти миграция молодежи из сельской местности в крупные города или вовсе на заработки в ЕС.
Ричард Розвадовский, эксперт проекта ЕС Поддержка и реализация сельскохозяйственной и продовольственной политики в Украине
Гари Роше - PhD сельскохозяйственных наук, экс-руководитель проектов Всемирного банка в Украине, советник Банка Кредит Днепр по вопросам кредитования сельского хозяйства