Андрей Дыкун: Сырный запрет - только повод снизить цены на молоко
Об этом в интервью корреспонденту рассказал ЛІГАБізнесІнформ президент Ассоциации производителей молока Андрей Дыкун.
О последствиях сырного запрета
- Запрет на импорт украинского сыра в Россию снят. Как в связи с этим изменились закупочные цены на молоко?
- Цена на молоко в Украине в этот период всегда снижается в связи с ростом предложения молока от населения. Но тот уровень, до которого цена упала в этом году, чрезвычайно низкий - на 15% год к году. А если учесть инфляцию, удорожание газа и электричества, то убытки производителей еще больше.
Главную скрипку в падении цен на молоко сыграл не столько запрет на импорт сыров в Россию... Понятно, что производители сыра снизили закупочные цены на молоко, однако снизили цены и те, кто работает только на внутреннем рынке.
- То есть часть переработчиков просто воспользовались поводом?
- Однозначно.
- В чем основная причина падения цен на молоко?
- На сегодня две основные причины: сезонное увеличение производства и запрет на импорт украинских сыров. И хотя официально дано разрешение на возобновление поставок сыра в Россию, потребуется не один месяц, а может и не один год, чтобы восстановить позиции. Российского покупателя придется завоевывать снова.
- Какие дополнительные факторы давят на закупочные цены?
- За последние годы спроса на молочные продукты в Украине сильно упал. Украинцы не могут себе позволить покупать дорогие твердые сыры, йогурты, ряженку.
О динамике цен
- У производителей молока остался запас прочности?
- Цена на молоко чрезвычайно низкая, в итоге в хозяйствах населения вырезают скот. Если раньше молоко продавали по 2,5-3 грн./л, то сегодня - по 1,5 грн. Цена для с/х предприятий сегодня - 2,5-3,2 грн., в начале года - 4-4,5 грн., год назад - 3,5-3,7 грн. При этом 80% всего молока в стране производится частными хозяйствами, 20% - сельхозпредприятиями.
Для многих производство молока - не бизнес, а возможность выжить. В частном секторе сегодня 2 млн. коров, которые кормят порядка 4-5 млн. сельского населения. Таких людей поставили за черту бедности.
- Падение цен началось еще в январе? Ведь запрет на импорт сыров был введен на месяц позже...
- Да, в январе уже начались спекуляции. Уже тогда Роспотребнадзор предупреждал, что введет запрет на импорт сыра.
- Правительство в лице Аграрного фонда обещало стимулировать цены путем закупок сухого молока и масла. Закупки уже проводились?
- Закупки излишков Аграрным фондом - очень правильный механизм регулирования, если он работает на полную мощность. Такие закупки проводятся и в США, и в Канаде, и в ЕС. Когда цена на рынке поднимается, государство начинает продавать молоко или масло из своих фондов и, соответственно, сбивает цену. А когда цена для селянина очень низкая, государство активно скупает молоко, чтобы поднять цену. Очень хороший механизм и правильная идея, но он сегодня в Украине не работает.
- По вашим данным, закупки еще не проводились?
- Я не слышал о закупках. Если они и были, то мизерные.
- Получается, что цены на сырое молоко падают, а на готовые продукты в рознице - не меняются?
- Да, это так. Сегодня мы наблюдаем абсурдную ситуацию. Цена на сырое молоко упала за 4 месяца на 20%, а цена на прилавках не изменилась. На этом наживаются, но уж точно не производители.
- Кто же виноват - торговые сети, переработчики, перекупщики?
- Могу сказать, что некоторые переработчики ведут себя достаточно порядочно. Они держат цену на молоко для сельхозпредприятий на уровне 3,3 грн.
- А таких порядочных - большинство или меньшинство?
- Пятьдесят на пятьдесят. Есть и те, кто хотят на этом просто нажиться.
К торговым сетям, к примеру, не подступишься: они владеют рынком, потребителем, прилавком. На сегодня переработчики и сети делают все для того, чтобы цена на прилавках не опустилась. Если опустится, то поднять ее снова будет очень трудно. Хотя с другой стороны, если цена опустится, то больше людей смогут купить продукты, и спрос будет расти.
- Многие переработчики жалуются на качество молока. Готовы ли переработчики платить больше за качественное молоко?
- Многие говорят, что готовы, а, на самом деле - нет.
- Вы можете указать, каковы средние цены закупки молока в Украине, России, Беларуси, и, какие, например, в одной из европейских стран?
- На сегодня самая высокая закупочная цена в России, на втором месте - Украина, потом ЕС и после Беларусь. Возникает вопрос, почему же мы плачем, что у нас такая низкая цена? А потому, что в ЕС идет дотация на гектар: фермер, который имеет 1 корову, должен иметь гектар земли для нее. Например, в Голландии фермер получает 800 евро дотации на 1 га, это примерно 1 грн. дотации на литр. У нас таких дотаций нет. Кроме того, европейские фермеры получают дизтопливо по специальной цене, а у нас цена на дизель дороже, чем в Европе.
О господдержке
- Вы наверняка слышали об инициативе народных депутатов ввести минимальные цены на сырое молоко в Украине. Что могла бы дать молочникам эта мера?
- Украина входит в состав ВТО. На формирование цены на молоко на внутреннем рынке влияет цена на внешних рынках. Если на бирже будет высокая цена, а у нас - очень низкая, появится дисбаланс, поэтому такие инициативы - популизм. А если у нас будет инфляция, кому нужна будет эта фиксированная цена?
Это - прямое вмешательство государства, а вмешательство должно быть рыночным - посредством закупок в Аграрный фонд. Необходимо дотировать бизнес, а не заниматься плановой экономикой.
- В Беларуси, к примеру, государство устанавливает закупочные цены на молоко, и эти цены заметно ниже украинских. Как получается, что отрасль процветает даже при низкой цене закупки?
- Сегодня молочное скотоводство Беларуси - одна из приоритетных отраслей. Беларусь является крупнейшим экспортером молочных продуктов в Россию, в том числе - сыра. Их объемы экспорта не сопоставимы с нашими, но продуктивность их ферм примерно такая же. Однако там есть феноменальные вливания денег государством.
В Беларуси государство выделяет фермеру или колхозу деньги на строительство. Наш фермер должен пойти в банк, взять кредит под 25% годовых, а молочное скотоводство - это бизнес, который окупается через 8 лет. Знаете, почему у нас государство не инвестирует в молочное скотоводство?
- Почему?
- Потому что при власти у нас одна политическая сила бывает 5 лет, потом власть меняется. Свиноводство окупается за 4 года - в него инвестируют, так как успевают это сделать при власти. Птицеводство - за 2-3 года - тоже успевают, а скотоводство - за 8 лет. Поэтому есть еще и политические риски.
- За первый квартал производителям молока начислили 63 млн. дотаций, что в разы больше, чем в прошлом году. Эти дотации помогают отрасли?
- В 2011 году система дотаций была сломана, сейчас к ней вернулись. Она дает возможность производителю получать за 1 л молока примерно на 0,3 грн. больше.
Это много - примерно 10% от закупочной цены на молоко от фермерского хозяйства, которая сегодня составляет 3 грн. за литр. Правда, эта дотация идет больше переработчику, чем производителю, но за счет этого переработчик может платить производителю более высокую цену. Фермеры получают дотацию, однако я сомневаюсь, что она доходит до селянина.
- Почему?
- Потому что дотации платятся через перерабатывающие предприятия. Если я фермер - сдаю на перерабатывающее предприятие, если я селянин - то сдаю не переработчику, а посреднику, который закупает молоко в регионе.
- То есть дотацию от переработчиков получают посредники?
- Да, они получают эти деньги.
- Еще одна инициатива - введение ограничений (7 дней) для расчетов за закупленное сырое молоко. Что это даст производителям?
- В большинстве случаев на рынке Украины молока не хватает. Многие переработчики даже платят наперед. Для чего эта инициатива нужна - я вообще не понимаю. Сегодня нет в Украине такого, чтобы молокозаводы не рассчитывались с фермерами. К тому же ни Минагрополитики, ни одна профильная организация или комитет ВР - никто об этом ничего не знает. Народные депутаты по этому поводу вообще ни с кем не советовались.
О молочном бизнесе
- По данным Госстата, поголовье коров сокращается, а производство молока растет. Аналитики говорят, что причина - увеличение числа крупных производителей. Так ли это?
- Да, этот так. Производительность коров растет, но только в агрофирмах, а поголовье падает. В 2011 году, впервые в истории Украины, производство молока от агрофирм немного выросло. До этого как поголовье, так и производство молока постоянно снижались.
- Выгодно ли вообще заниматься производством молока в Украине?
- На сегодня рентабельность производства молока ушла в "минус". Однако за счет того, что до этого производители молока смогли немного заработать, к тому же ожидается повышение цены с середины лета, они более-менее держатся. Однако при закупочной цене на молоко в размере 3 грн./л - этот бизнес нерентабельный.
- По вашим прогнозам, когда Украина сможет перейти на промышленное производство молока?
- Вскоре не перейдет. Для этого необходимы феноменальные средства и серьезная государственная программа. Однозначно, будущее - за крупнотоварным производством, однако в Украине имеет право на существование и должно развиваться фермерство, которое сейчас зарождается. Молоко от единоличных хозяйств населения должно стать переходным этапом.
- Отличается ли по качеству украинское молоко от российского или европейского?
- Если мы говорим о сырье, то нет. Абсолютно не будет разницы в качестве молока от украинской и европейской фермы. На сегодня есть не один десяток украинских ферм, производящих молоко по мировым стандартам. Некоторые свои фермы мы сейчас готовим для аккредитации по системе НАССР (система управления безопасностью пищевых продуктов - англ. Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические точки контроля). Не все, конечно, но некоторые наши фермы по технологическому оснащению намного лучше европейских.
Если же говорить о молоке, которое находится на прилавке, это вопрос к переработчикам. У нас есть недобросовестные переработчики, которые подмешивают растительные жиры и называют эти продукты молоком.