- В закон Княжицкого-Денисенко о запрете российских фильмов-сериалов все же вошла норма о запрете фильмов-сериалов, выпущенных после 2014-го. Как планируете изменить программные сетки каналов 1+1, 2+2 и ТЕТ?

- В самом начале закон был очень понятным: там было четко прописано, что независимо от того, где фильм производился, если в нем рассказывается о бравом русском солдате или полицейском, то такой продукт пропагандирует страну-агрессора. Мы поддерживали этот законопроект. А те поправки, которые вносились то ли от "всей души", то ли от двойной игры, - они запутали ситуацию. Никто не понимает, что такое российский продукт. Думаю, что здесь будет широкое поле для манипулирования, свободная трактовка этой нормы. Нужно вносить дополнительные поправки в закон, для того чтобы всем было понятно и все находились в одной плоскости.

- Вы как-то сказали, что если в титрах российского фильма-сериала будет указана украинская компания, то он не подпадет под этот закон. Это действительно так?

- Да.

Россияне стали сговорчивее

- Телегруппы в прошлом году уменьшили закупки сериалов в России, но их не стало меньше на экране: новые сериалы заменили повторами ранее купленных. Вы уменьшили закупки?

- Мы с апреля прошлого года активно призывали три другие телегруппы отказаться от показа российских сериалов о силовиках. К сожалению, мы не были услышаны. Мы уменьшили такого рода показы сериалов сознательно. С тех пор мы поняли, что, учитывая кризис на рынке и отношения с Россией, следует делать акцент на собственном производстве. Мы сфокусировались только на некоторых российских мелодраматических сериалах и сериалах, представлявших художественную ценность.

Мы сфокусировались только на некоторых российских мелодраматических сериалах и сериалах, представлявших художественную ценность.

- Как события последнего года повлияли на ценовую политику российских продавцов телеконтента? Стали ли сериалы дешевле?

- Все наши коллеги обратились к российским и западным партнерам с просьбой снизить цены. Ничего нового или особого мы не просим. Многие страны переживали кризис, и компании шли на реструктуризацию долгов или уменьшение цен.

В результате сейчас цены для Украины уменьшились в среднем в два раза в долларовом эквиваленте. Хотя с Россией странная ситуация: кому-то в Украине правообладатели продают в долларах, кому-то - в рублях. С западными партнерами понятнее, речь идет о долларах.

- Вы первый раскрылиданные о том, что на закупку российского контента четыре украинских телегруппы в прошлом в среднем тратили $300 млн ежегодно, тогда как на западный контент - только $50 млн. Как изменились суммы и соотношения в прошлом году?

- 2014-й был очень своеобразным. Я не знаю, какая конфигурация взаимоотношений с российскими партнерами сейчас у коллег-конкурентов. Думаю, можно будет оценить только по окончании этого года. Дело в том, что еще продолжаются старые контракты, обычно речь идет не о покупке одного сериала, а о пакетных закупках. Иногда это может быть даже совместное производство. В прошлом году точно не было $300 млн. Наверное, вдвое меньше, а может, и еще меньше. Точнее пока трудно сказать.

- 1+1 - один из немногих центральных каналов, который показывает западные сериалы, но они идут поздно. Например, на этой неделе стартовал показ британского сериала "Мистер Селфридж", который начинается в 23:30. Наверное, они вам очень дешево достаются, раз вы их ставите на ночь глядя? Когда 1+1 покажет западный сериал в прайм-тайм или хотя бы в дневное время?

- Не думаю, что скоро. Большинство центральных каналов европейских стран очень редко показывают американские или зарубежные сериалы в прайм-тайм. Есть такие случаи, но они единичны. Украина здесь не исключение. Показывают обычно местный продукт, что в Польше, что в Чехии, Австрии, Германии или Франции. Это и понятно: собственные герои, истории, близкий контекст. Показ таких сериалов - это, скорее, прерогатива каналов нишевых, чем национальных.

Мы сейчас активно думаем над тем, чтобы ввести новую инициативу - показывать иностранные сериалы без перевода, только с украинскими субтитрами. Такая традиция существует во многих европейских странах, пора ей прижиться и у нас. Английский - язык международного общения. Такая практика значительно расширяет возможности для украинского зрителя.

"Мыльное" производство

- На каналах группы стартуют первые сериалы вашего производства: 4-серийная картина "Гвардия" об АТО и 16-серийная комедия "Последний москаль". Знаю, что запустили в производство 60-серийный медицинский сериал с акцентом на украинскую аудиторию. Хотя изначально планировали снимать на два рынка с прицелом на Россию. Почему изменили фокус?

- На самом деле мы два медицинских сериала снимаем. В том, о котором говорите, взят за основу новозеландский формат Shortland. Это история клинической больницы со всеми подробностями, которые происходят не только в медицинской, но и в личной жизни врачей. События будут происходить в украинском городе. Хотя мы его не будем упоминать. Главную роль сыграет Ахтем Сейтаблаев. Когда ты смотришь этот сериал, погружаешься в украинский контекст, украинскую историю. Мы не хотим в этой ситуации быть бедными родственниками, особенно в отношениях со страной, которая ведет необъявленную войну. Если российские партнеры заинтересуются, то мы готовы к сотрудничеству, но сами стучаться в двери не будем. У нас есть потребность в собственных героях, собственных историях.

Мы не хотим в этой ситуации быть бедными родственниками, особенно в отношениях со страной, которая ведет необъявленную войну

- У вас была неудача с 16-серийным сериалом "Давай поцелуемся". Вы снимали этот сериал на два рынка, но в итоге так и не продали в Россию. Это было еще одним толчком для вас отказаться от давней традиции украинских компаний снимать продукт для России?

- Там длинная история. Я бы не хотел вдаваться в подробности, но думаю, что "Давай поцелуемся" когда-то выйдет на российском телевидении.

Украинское кино

- Прошлый год был переломным для украинского кино: вышли фильмы "Поводырь", "Иван Сила", мультик "Бабай". Все они, особенно "Поводырь", вписываются в концепцию канала 1+1, но, тем не менее, телеправа купил Интер. Говорят, что с продюсером "Поводыря" вы не сошлись в цене.

- Вы еще не назвали "Вий", к которому Украина также была причастна. Украинских фильмов сейчас меньше, чем каналов. Заинтересованность не только наша, но и других каналов в украинском кино, слава Богу, существует. По поводу "Поводыря"… На самом деле переговоров с нами не было. Все вокруг говорили, что проект для 1+1, что его аудитории он понятнее. И когда мы узнали о том, что фильм готов через 3-4 месяца выйти в прокат, то мы сами поинтересовались, нужна ли помощь в прокате и у кого телеправа. Нам объяснили, что уже у Интера.

После оранжевой революции все бросились снимать украинское кино, но на это не было средств. Средства появились только, когда киноиндустрия оказалась под опекой уже покойного Януковича-младшего. Стабильное финансирование дало толчок к созданию когорты украинских фильмов. Сегодня опять все хотят снимать, но денег нет. Речь идет о системном подходе и к кино, и к сериалам. Надеюсь, Вячеслав Кириленко таки создаст широкомасштабную программу поддержки производства украинского кино и, подчеркиваю, сериалов тоже. Можно сделать 1-2 фильма и даже взять Оскар, но это почти не повлияет на массовое производство. Киноиндустрию создаст только массовое производство украинских сериалов.

Можно сделать 1-2 фильма и даже взять Оскар, но это почти не повлияет на массовое производство. Киноиндустрию создаст только массовое производство украинских сериалов.

- На этой неделе выходит в прокат украинский фильм "Незламна", у которого есть все шансы повторить успех "Поводыря". И, опять же, права на него у канала Украина. Почему не у 1+1?

- Фильм носит название "Незламна" только в украинском прокате. В российском прокате его название - "Битва за Севастополь". Вот это не наш фильм. Когда перевели на украинский - было поздно. Мы не претендуем на это кино и рады за коллег с канала Украина и тех, которые показывают украинские фильмы. В том числе рады за тех коллег, которые снимали этот фильм и называют его первым патриотическим.

- Зато вы купили нашумевший фильм "Племя", который собрал чуть ли не 50 наград на всевозможных фестивалях. Но это арт-хаус, в прайм-тайм не поставишь. Почему купили? Цена телеправ была низкой?

- Уверен, что с фамилией Слабошпицкого (режиссер фильма "Племя". - Ред.) украинское кино может ожидать еще много открытий. Нам приятно поддерживать не только конкретные продукты, но и перспективных режиссеров. "Племя" собрало в прокате 377 000 грн, его посмотрело около 5 000 человек. Возможно, мы его адаптируем для телеэфира. Когда мы его покажем на экране с титрами даже в позднее время, то его посмотрят сотни тысяч человек. Это больше, чем в кино.

- Вы - бизнес-партнер Сергея Таруты в Одесской киностудии, сети кинотеатров Линия кино и дистрибьютора фильмов Warner Bros компании Киномания. Но сейчас у вас конфликт, говорят, не поделили доходы в Киномании. Также есть информация, что вы создаете нового дистрибьютора. На каком этапе создание?

- Юристы мне запрещают комментировать эту тему, к сожалению.


Телевидение - не бизнес

- На рынке много разговоров, что из-за кризиса в ближайшие два года украинское телевидение не будет таким интересным: станет меньше дорогих шоу, меньше качественного контента. Согласны?

- Кризис - это шанс на обновление, он позволяет заново посмотреть на привычные вещи и воспользоваться возможностью, которую дает трудное положение. Этот кризис особый, поскольку речь идет не только об экономике, но и о геополитической национальной окраске. Это отличная возможность обновить украинское телевидение, сделать его ярче, интереснее. В первую очередь - избавиться от зависимости от российского импорта, на которую телегруппы тратили треть всех своих средств. Переключиться на собственное производство.

Кризис - это возможность избавиться от зависимости от российского импорта, на которую телегруппы тратили треть всех своих средств. Переключиться на собственное производство.

- Телевидение - дорогое удовольствие для владельцев. Согласно только официальным данным, убытки Интера в прошлом году выросли в три раза - до 750 млн грн. На какую сумму приходится Игорю Коломойскому дотировать группу 1+1 медиа?

- К сожалению, мы убыточные - и это не секрет. Мы не хотели бы конкретизировать какие-то определенные суммы. Мы постоянно работаем над тем, чтобы стать "легче". Оптимизируем затраты, учитывая уменьшение доходов от рекламы на рынке в целом. Но в первую очередь у нас есть заинтересованность в людях, поэтому мы делаем акцент не столько на том, чтобы экономить на людях, как на том, чтобы находить пути сбережения, в частности, на импорте западного и российского продукта.

- Украинское телевидение сосредоточенно в руках четырех олигархов. Но даже на маленьком болгарском телерынке есть международные игроки: присутствует телехолдинг Руперта Мердока и другие западные телесети. Почему международные телевизионные игроки обходят стороной украинский телерынок?

- Как только экономика в Украине начнет поправляться, сюда тоже придут. Вспомните, в конце 1990-х у многих была большая заинтересованность в украинском телерынке. Медиахолдинг СМЕ здесь был, другие крупные компании тоже пробовали сюда зайти. Но довольно быстро рынок стал полузакрытым и политически мотивированным. Учитывая это и неблагоприятную экономическую ситуацию, никто не рисковал. Потом было правление Януковича. Ну кто при нем мог на Западе серьезно интересоваться украинскими медиа? А сейчас кризис. Когда он пройдет и общество станет гражданским, а ценности в этой стране будут действительно европейскими, тогда сюда, несомненно, придут крупные международные игроки.

- Ваш коммерческий директор Валерий Вареница в прошлом году публично поспорил с руководителем сейлз-хауса телегруппы Виктора Пинчука Андреем Партыкой, что в 2015-м объем рекламы вырастет в гривне. Прошел первый квартал. Уверены, что оправдается прогноз Вареницы?

- Мы остаемся на своих позициях - в гривне рекламный рынок вырастет.

Когда кризис пройдет и общество станет гражданским, а ценности в этой стране будут действительно европейскими, тогда сюда, несомненно, придут крупные международные игроки.

- Вы продаете рекламу дешевле, чем каналы Альянса, у вас даже другие рекламодатели. Ценовая война между вами и Альянсом привела к тому, что в Украине телереклама уже, наверное, самая дешевая не только в Европе, но и во всем мало-мальски развитом мире. Не логичнее объединиться с Альянсом, поднять цену на рекламу и хотя бы попытаться сделать телеканалы прибыльным бизнесом?

- Она у нас дешевле, потому что мы живем в капиталистических условиях. Мы в картельные сговоры и другие альянсы, в отличие от коллег, играть не собираемся. И не можем отвечать за наших коллег. Значительное количество рекламодателей, включая и ведущих западных, в этом году вообще не появились на телевидении или существенно снизили свою активность. В среднесрочной перспективе ситуация вряд ли выглядит оптимистичной. Нужно привыкать, что мы на украинском рынке оперируем в гривнях. Если мы уменьшаем расходы в долларах - пожалуйста, работайте над созданием собственного контента: его стоимость зависит от гривни.

- В парламенте зарегистрирован законопроект соавторства депутата Елены Кондратюк, который уменьшает продолжительность рекламы с 12 до 9 минут в час. Заполняемость рекламных блоков на Плюсах выше, чем на каналах Альянса. В мире мало стран, где есть 12 минут рекламы. Даже в России она ограничена 9 минутами в час. Каково ваше отношение к инициативе?

- Наверное, все эти инициативы будут подаваться под соусом того, что зрители устали от рекламы - она же длинная! Вы совершенно правильно отметили, для чего подается этот закон. Мы его не поддерживаем. При его лоббировании будут манипулировать общественным мнением.

- Год назад рейтинги начала считать компания Nielsen. Довольны? Почему выступаете за прекращение измерения телеканалов в Донбассе?

- Очень корректная и профессиональная работа, если сравнивать Nielsen и GfK, которая измеряла рейтинги ранее. Очень тщательное и корректное отношение к клиентам. Насчет Донбасса - ситуация достаточно странная: на этой территории практически нет украинских телеканалов. У Nielsen нет возможностей контроля этих данных. На наш взгляд, они должны быть исключены, так как некорректно влияют на общие результаты. Но у коллег другая точка зрения.

- Вы публично призвали "отпустить" Донбасс, потому что мы их потеряли ментально. Вас за это много критиковали. Изменили ли вы свою позицию?

- Нет, не изменил. Честнее сказать, что мы их не контролируем, и сосредоточиться на собственных проблемах. Минские договоренности говорят, что мы контролируем эту территорию, а парламент признает ее оккупированной. Так оккупирована или не оккупирована, финансируем или не финансируем? Эта ситуация мешает нам понять, что нам нужно для реформирования Украины, что нужно сделать в экономике и обществе. Эта территория является реально оккупированной, и нести за нее ответственность должна Россия, которая поставляет туда оружие и фактически контролирует ее. Вот тогда совсем по-другому на эту историю посмотрит международное сообщество. Не будет справедливых упреков от них, почему мы финансируем эту территорию, если она нам неподконтрольна.

Взрослые мальчики

- Сегодня ваш основной конкурент - СТБ. Мало кто помнит, но именно вы в свое время привели в телегруппу Пинчука Владимира Бородянского, с которым связывают прорыв СТБ и всей телегруппы. Не жалеете? Может, какие-то сантименты остались?

- Не совсем так. Бородянский работал в Альфа Банке и был фактически контролером Нового канала, пока его не выкупил Виктор Пинчук. Когда я начал работать в медиахолдинге Пинчука, то пригласил Владимира. Он хорошо разбирался в процессе, был наиболее подготовленным с точки зрения понимания того, что такое телевидение как бизнес. Когда видимся, то спокойно общаемся, шутим. Он взрослый мальчик, я тоже: какие сантименты?

- Но конкуренция между вами видна невооруженным глазом…

- Я некоторое время не работал на телевидении, а когда вернулся на 1+1, то уже была другая конфигурация сил, была проделана плодотворная интересная работа того же СТБ. Много открытий было сделано, в том числе запуск талант-шоу. Мы воспринимаем и СТБ как конкурента, и Украину, и Интер.

Вообще на украинском рынке слишком много национальных телеканалов. Нигде в Европе вы не найдете такой безумной конкуренции, которая и приводит к убыточности. Бесспорно, Бородянский относится к людям, с которыми интересно конкурировать. Хотя многие из его взглядов и методов работы мы не разделяем. У нас разные ценности.

Вообще на украинском рынке слишком много национальных телеканалов. Нигде в Европе вы не найдете такой безумной конкуренции, которая и приводит к убыточности.

- Бюджет телекомпаний, вошедших в Общественное ТВ, составляет практически 800 млн грн. Этого достаточно для запуска двух национальных каналов, реформирования областных ТРК и трех национальных радиостанций, как предусматривает закон? Вы помогаете руководителю НТКУ Зурабу Аласании. В чем проявляется помощь? Может Общественное ТВ стать конкурентом олигархическим телегруппам? Нужно ли оно нам? Например, Бородянский убежден, что мы еще не созрели.

- Мы уже перезрели. Общество гораздо больше для него созрело, чем политики. Еще в 2004-2005 годах необходимость в нем чувствовалась очень сильно. Нужен образец для других каналов, мерило, которое должно показывать, как освещать те или иные события. Отсутствие стандартов в определенной степени способствовало приходу к власти Януковича. Сейчас с учетом того, как общество самоорганизуется, оно демонстрирует гораздо большую потребность в таком вещателе, в отличие от политиков, которые пытаются сделать все для того, чтобы затянуть процесс. Мы сотрудничаем, обмениваясь телепродуктом. Средств, которые вы назвали, хватает на полноценный запуск двух каналов точно. Меня беспокоит дискуссия относительно региональных вещателей и прозрачность расходов, которые там существуют. Во Франции, Германии, Польше два публичных канала, один из которых региональный. У нас областные ТРК завязаны на местных князьках, тогда как там представляют местную общину.

- Ваша группа в августе прошлого года запустила пропагандистский информационный канал Ukraine Today, нацеленный на европейскую аудиторию. С какими трудностями столкнулись? Почему не договорились с министром Стецем, который запускает канал Ukraine Tomorrow? Получается, почти УТ-1, УТ-2 для европейцев…

- Канал Ukraine Today никоим образом не пропагандистский. Мы не используем методов наших российских коллег, которые манипулируют фактами, подтасовывают их и занимаются пропагандой. Мы рассказываем о новостях в Украине и странах-партнерах, которые поддерживают Украину. Нас лучше сравнивать с Deutsche Welle, France 24 и BBC Word News. Мы успешны, несмотря на несопоставимые с Russia Today расходы (ежегодный бюджет Russia Today составляет более $350 млн. - Ред.). Мы представлены на спутнике, а также в кабельных сетях Италии, Великобритании, Германии и Испании. Надеемся, что получим новый толчок. Многие партнеры заинтересовались поддержкой канала в виде определенных проектов. Готовы сотрудничать с медиаорганизациями, которые будут предоставлять нам контент. Также речь идет о классическом фандрейзинге. Об акционировании никто не говорит, хотя мы открыты.

Трудность одна - нет денег. Была бы треть бюджета Russia Today, тогда бы трудностей не было почти никаких. Мы сталкивались с огромной армией пророссийских политиков, разного рода лоббистов в медиа и т. д. в странах Западной Европы. Жалею, что решение о создании Ukraine Tomorrow было принято на государственном уровне. Это расточительство - тратить госденьги на запуск еще одного канала. Я предлагал Стецю объединить усилия, создать совместное предприятие в любой форме, но получил отказ. Мы до сих пор открыты для сотрудничества. Украина не может выступать в неловком виде, когда в стране война, а мы бегаем наперегонки по Европе с двумя каналами и говорим, что представляем Украину.

- Дмитрию Фирташу украинская лицензия Euronews обходится в 3,9 млн евро в год. Не дешевле было бы купить лицензию Euronews?

- Весь Ukraine Today нам обходится в сопоставимые деньги. Euronews - это довольно странная частная структура, где акционерами выступают телеканалы ряда государств. Я разговаривал с руководителем Euronews. Мне не понравилась система ценообразования и система принятия решений. Когда нам предложили стать партнерами - мы отказались. Но в Украине нашлись добрые люди, которые согласились. Это политическое решение. Насущной востребованности украинцев в этом канале нет. Новости, которые там идут, можно увидеть на нескольких украинских информационных каналах.

Зеонбуд и закадровый голос

- Народный депутат из Оппозиционного блока Юрий Марокко предлагал группе 1+1 медиа войти в число владельцев Зеонбуда?

- Нет.

- Ну хорошо. Зеонбуд сейчас переживает не лучшие времена. Вы, как и другие телегруппы, перестали платить. Почему не платите? И все же, если бы поступило предложение стать акционером Зеонбуда, согласились бы?

- Мы готовы принять участие в любом прозрачном и понятном процессе акционирования Зеонбуда. Любой непрозрачный процесс в работе с таким монополистом, который возник при очень специфических и непрозрачных обстоятельствах, для нас неприемлем. Не знаю, как все остальные на рынке - платят или не платят, знаю, что мы воздерживаемся от платежей до того момента, пока не станет понятным ценообразование тарифов Зеонбуда и то, какие услуги они нам предоставляют. Мы до сих пор не знаем, каково покрытие сигнала Зеонбуда. Нам до сих пор неизвестны владельцы этой компании.

- Медийное сообщество критиковало вас и журналистов 1+1 за то, что ТСН и УНИАН необъективно освещали конфликт с участием владельца 1+1 Игоря Коломойского вокруг Укртранснафты и Укрнафты. Вы согласны с обвинениями?

- Нет, абсолютно нет. Во-первых, мы показывали разные точки зрения. Во-вторых, во время интервью Игоря Коломойского для ТСН-тиждень мы задавали вопрос о досадной ситуации, возникшей при общении с журналистом. Поэтому я думаю, что мы дали полную картину, осветили в полном спектре этот скандал. Мы дали возможность зрителям выделить точку зрения нашего акционера, который являлся главным героем этой истории.

- Кто ведущий политического ток-шоу "Право на власть" на 1+1? Это вы?

- Коломойский! Только когда с ним общались, была подмена. Шучу. Это специальный формат, по которому ведущий программы является тайной, человеком в маске. Пусть его имя останется секретом.

Полезная информация

В группу 1+1 медиа Игоря Коломойского входят восемь телевизионных вещателей: общенациональный 1+1, мужской 2+2, молодежный ТЕТ, детский ПлюсПлюс, женский Бигуди, информационный Униан-ТВ, международные 1+1 International и Ukraine Today, а также сейлз-хаус Плюсы и компания по производству телеконтента 1+1 продакшн. Общая зрительская доля телеканалов группы в 2014 году, по данным исследовательской компании Nielsen, составила 19,16% (по аудитории: люди в возрасте 18-54 лет, выборка "вся Украина"). Телегруппа Коломойского - третья по доле рынка после каналов группы StarLightMedia Виктора Пинчука (26,27%) и Inter Media Group (22,18%). В медиагруппу входят также информационное агентство УНИАН, интернет-издания tsn.ua, Главред, Телекритика, а также кейтеринговая компания Эфир.