b02a6ed7695e3b06b81c13b910a0a401.jpg

Еще полгода назад украинские власти не только не решались вывозить уголь из зоны АТО, но и приравнивали такие действия к финансированию терроризма. За последнее время ситуация в стране резко поменялась. Сегодня уголь из ДНР и ЛНР - единственный источник снабжения половины украинских тепловых электростанций, работающих на антрацитовых марках углей.

Чтобы начать поставки угля на подконтрольную Украине территорию, предприятиям в зоне АТО необходимо не только перерегистрироваться и завести счета в украинских банках, но и получить согласование Службы безопасности Украины. Несмотря на эти сложности, только в марте-апреле из ДНР/ЛНР на украинские ТЭС было поставлено около 380 000 тонн угля, а в мае ожидается поставка еще около 500 000.

ЛІГАБізнесІнформ выяснила, кто занимается вывозом "черного золота" из зоны конфликта, кто на этом зарабатывает и как бизнес обходит запрет на финансирование террористов.

Новый порядок

"Как мне как премьеру дать команду покупать уголь у ДНР и ЛНР? Это преступление, это финансирование терроризма", - говорил премьер-министр Арсений Яценюк в ноябре прошлого года. Спустя неделю Россия заблокировала железнодорожные поставки антрацитового угля в Украину, в результате чего половина украинских ТЭС остались без топлива.

По сути, уже тогда стало понятно, что без поставок угля из ДНР и ЛНР Украине не обойтись. Семь из четырнадцати украинских ТЭС работают на антрацитовых марках угля, которые добываются только на захваченных территориях. Львиную долю этого угля добывали государственные шахты.

После скандала с импортом угля из ЮАР украинские власти начали искать пути выхода из ситуации. Локальным решением был импорт электроэнергии из России взамен на стабильное энергоснабжение Крыма. Тем не менее проблему дефицита антрацитов на ТЭС это никак не решало.

Уже в конце декабря украинские власти изменили свою позицию. Яценюк и министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин заговорили о возможности вывоза угля из АТО при условии перерегистрации предприятий-продавцов на украинской территории и строгого контроля за денежными потоками.

В январе этого года СБУ утвердила временный порядок контроля за перемещением транспортных средств и грузов вдоль линии соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей. Согласно документу, разрешение на поставки угля выдает координационный центр (КЦ) при штабе АТО в Краматорске только по представлению Минэнерго. Реальные же поставки из зоны АТО начались только в середине марта, после прекращения активных боевых действий.

Уголь с кровью

Первыми, кто начал активно вывозить уголь с захваченных территорий, стали государственная Центрэнерго и ДТЭК Рината Ахметова. "В феврале по согласованию с министерством все станции ДТЭК Востокэнерго и Центрэнерго были включены в список компаний, которым разрешен вывоз угля из зоны АТО", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ
чиновник в Минэнерго.

С ДТЭКом ситуация понятна. Холдинг Ахметова вывозит уголь марки А, произведенный предприятиями Свердловантрацит, Ровенькиантрацит и Комсомолец Донбасса. За четыре месяца текущего года эти шахты добыли в совокупности около 1 млн тонн угля.

Вторым крупнейшим потребителем угля из ДНР/ЛНР является Центрэнерго. По словам главы компании Игоря Балабанова, антрацитовый уголь компания закупает у около двух десятков поставщиков. "Уголь закупается как у госпредприятий, так и у частных компаний, перерегистрировавшихся на подконтрольной власти территории", - рассказывал он в середине мая журналистам. Впрочем, названия предприятий Центрэнерго не раскрывает.

"Основные объемы мы (Центрэнерго, - Ред.) покупаем через ГП Шахта им. Киселева и государственное предприятие Луганскуголь", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ чиновник в Минэнерго, отказавшись называть объемы.

Впрочем, и ГП Шахта им. Киселева, и Луганскуголь только посредники при торговле углем с боевиками.

Дело в том, что Луганскуголь за четыре месяца этого года добыл 16 000 тонн угля. Этого объема Центрэнерго хватит всего на сутки работы. Но если Луганскуголь хоть что-то добывает, то Шахта им. Киселева и вовсе была закрыта четыре года назад распоряжением правительства № 912 (от 28 сентября 2011 года).

"Схема поставки выглядит просто: Луганскуголь и шахта им. Киселева используются как посредники с регистрацией в Киеве, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ один из угольных трейдеров в Краматорске. - Вы регистрируете любое угольное предприятие на подконтрольной части Украины и заключаете контракт на поставку угля на станцию. Откуда вы берете уголь, никто спрашивать не будет".

Он добавляет, что по такой схеме уголь поставляется на многие небольшие теплоэлектроцентрали, у собственников которых просто нет возможности искать другие пути доставки угля.

Кто реально зарабатывает на угле из АТО ? Сразу несколько участников рынка сообщили ЛІГАБізнесІнформ, что на украинские ТЭС Центрэнерго поступает уголь, в том числе, с шахты Ждановская в Донецкой области. Руководителем этого предприятия до сих пор значится Руслан Дубовский - нынешний так называемый министр энергетики ДНР.

Сразу несколько участников рынка сообщили ЛІГАБізнесІнформ, что на украинские ТЭС Центрэнерго поступает уголь с шахты Ждановская в Донецкой области. Руководителем этого предприятия до сих пор значится Руслан Дубовский - нынешний так называемый министр энергетики ДНР.

Шахта Ждановская прославилась в 2013 году, когда пыталась оспорить приватизацию энергогенерирующей компании Донбассэнерго. Предприятие проиграло дело во всех инстанциях. Подобные иски подаются для того, чтобы судебное решение утвердило законность приватизации. Ждановская помогла узаконить продажу Донбассэнерго бизнесмену Игорю Гуменюку.

Официально владельцем 99% акций шахты Ждановская является кипрская E.C.M. Energy Coal Mining Company. До этого собственниками компании числились донецкие бизнесмены Александр Ротов - младший и Антон Дьяченко. Один из руководителей Донбассэнерго сообщил ЛІГАБізнесІнформ, что Ротов и Дьяченко остаются собственниками шахты.

Примечательно, что шахта Ждановская наряду с Комсомольцем Донбасса Рината Ахметова - единственные работающие частные шахты в ДНР. Сегодня шахта добывает около 70 000-80 000 тонн в месяц.

О том, что Ротов пытался наладить поставки угля в Украину, говорил в начале января глава Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец. Впрочем, это было еще до того, как украинская власть приняла решение покупать уголь у ДНР/ЛНР.


Готовиться к холодам

Вывоз угля с неподконтрольных территорий не решает главную задачу - накопление угля на ТЭС для прохождения отопительного периода 2015-2016. Чтобы пережить зиму без веерных отключений электроэнергии, к осени на складах ТЭС должно быть 3-4 млн тонн угля. По состоянию на 24 мая на складах находилось 940 800 тонн, из которых антрацитовой группы - только 177 700.

Из-за нехватки угля с 23 мая остановилась Змиевская ТЭС, входящая в Центрэнерго. "В ближайшие дни мы ожидаем состав с углем, после чего будем принимать решение о возобновлении работы", - говорит сотрудник компании.

Ситуация усугубляется невозможностью доставлять необходимые объемы угля в связи с разрушенной инфраструктурой. После уничтожения дебальцевского ж/д узла основной угольный поток идет через Ясиноватую, пропускной способности которой не хватает для своевременного снабжения ТЭС.

По данным сепаратистов, в марте-апреле из ДНР в Украину было вывезено около 380 000 тонн угля, а в мае ожидается поставка 500 000 тонн. Но, несмотря на поставки из АТО и завершение отопительного сезона, Украина продолжает ощущать дефицит собственной электроэнергии. Для покрытия нехватки мощностей в энергосистеме, по данным Минэнерго, Украина закупила в апреле 143 млн кВт-час электроэнергии из России.

Если ситуация не изменится, Украине придется снова импортировать уголь по морю, считает генеральный директор DTEK Energy Всеволод Старухин. "Но даже если осенью регулятор (НКРЭКУ) даст нам тариф в 2 грн/кВт-ч и скажет: везите откуда можете, то будет поздно, - говорит он. - Мы загрузим южные порты, у которых есть ограниченная пропускная способность. А поскольку возможности для импорта электроэнергии из России также ограничены, то снова будут отключения".