Что ждет рынок нефти после ухода Уго Чавеса
Венесуэла остается одними из крупнейших экспортеров нефти, и смерть президента Уго Чавеса не может не отразиться на глобальном рынке нефти. Пока у власти останется Единая социалистическая партия, руководство станы останется верным заветам Чавеса, а значит политика в нефтегазовом секторе не изменится. Но если к власти придет оппозиция, можно ожидать увеличения добычи и снижения цен. При этом Минск и Москва, скорее всего, потеряют свои позиции в Венесуэле, уступив место западным добывающим компаниям.
Без потрясений
Сегодня экономика Венесуэлы основана на добыче нефти, которая дает 80% экспортных доходов, более 50% доходной части государственного бюджета и около 30% ВВП. Согласно Статистическому обзору мировой энергетики, подготовленному нефтегазовой компанией BP, Венесуэла является мировым лидером по запасам нефти. Доказанные запасы составляют 296,5 млрд. баррелей, или около 18% общемировых запасов. В 1975-1976 годах страна национализировала нефтяную промышленность, создав государственную компанию Petróleos de Venezuela, S.A. (PDVSA), которая контролирует запасы нефти и природного газа. При жизни Уго Чавес обещал нарастить добычу нефти в стране более чем в два раза. По его прогнозам, к 2019 году она может увеличиться до 6 млн. баррелей в сутки.
Руководство страны обещает придерживаться заветов Чавеса и после его смерти. Министр топлива и энергетики Венесуэлы, президент госкомпании PDVSA Рафаэль Рамирес накануне напомнил, что политика покойного президента в нефтегазовом секторе основывалась на сохранении госконтроля за нефтяными ресурсами. Основой этой политики стало достижение полного нефтяного суверенитета, а также восстановление единства в рамках Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). "Мы не будем нарушать наследие нефтяной политики президента", - сказал Рамирес, подчеркнув, что все предприятия работают в нормальном режиме, поставки топлива гарантированы.
Несмотря на то, что Венесуэла занимает значительную нишу в нефтяном секторе, смерть Чавеса вряд ли всколыхнет рынок, считает ведущий эксперт центра Разумкова Владимир Омельченко. "Нужно еще учесть, что уже больше двух лет Чавес не принимал активного участия в политике, больше занимался своим здоровьем. Я думаю, что его смерть не отразится на рынках", - добавил эксперт.
Эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Дмитрий Науменко соглашается, что оснований для потрясений на рынке нефти нет, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Ведь даже в периоды внешнеполитических обострений (с ярко выраженной антизападной риторикой) Венесуэла не сокращала объемов поставок в Соединенных Штатах (за исключением забастовки в компании PDVSA в 2002 году), которые являются крупнейшим торговым партнером страны. Венесуэльская нефть составляет около 15% нефтяного импорта США; в то же время США - крупнейший импортер промышленной и сельскохозяйственной продукции в страну.
"Очевидно, что экспорт нефти был и будет оставаться основой экономического роста Венесуэлы в ближайшем будущем и базой для выполнения обширных социальных программ, инициированных Уго Чавесом", - считает Науменко.
Политический фактор
В долгосрочной перспективе ситуация будет в значительной мере зависеть от политических изменений. В частности, от того, сохранит ли лидирующие позиции Единая социалистическая партия Венесуэлы (партия Уго Чавеса) в Национальной Ассамблее (парламент Венесуэлы), а также от ого, кто возглавит страну после проведения следующих президентских выборов. "Если левым партиям удастся сохранить существующий статус-кво в парламенте и выиграть президентские выборы, то в стране сохранится социалистическая модель экономической политики, которая, в частности, будет означать дальнейшее удержание нефтедобывающей отрасли в руках государства и сохранении достаточно сильной позиции Венесуэлы в ОПЕК, направленной на урезание квот по добыче нефти и, соответственно, сохранение относительно высоких мировых цен", - говорит Науменко.
Проведенная в 2007 году национализация нефтедобывающих компаний, установление ограничений для участия иностранного капитала в национальной нефтедобыче, а также более жестких квот на добычу (в рамках механизма ОПЕК) и перераспределение доходов от продажи нефти на социальные нужды (через госбюджет) привели к сокращению инвестиций в поддержание старых и разведку/освоение новых месторождений нефти в Венесуэле. "Это, одновременно с сохранением жесткой позиции ОПЕК по мировым квотам, может привести к снижению добычи нефти, постепенному сокращению поставок на мировой рынок и, соответственно, росту мировых цен на нефть", - считает эксперт.
С другой стороны, в случае победы на выборах Коалиции демократического единства (оппозиция Чавесу), можно предположить обратный сценарий, а именно частичную либо полную либерализацию экономики, допуск на рынок иностранных нефтедобывающих компаний и послабление позиции Венесуэлы в ОПЕК. Однако пока не до конца понятно, насколько при этом придется сокращать социальные расходы правительства, и готов ли будет парламент пойти на такой шаг. "В таком случае, на долгосрочном горизонте мы можем ожидать увеличение добычи нефти Венесуэлой, пропорционального увеличения объема предложения и снижения цен на нефть на мировом рынке (при прочих равных условиях)", - добавляет Науменко.
Глава Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин также указывает, что многое будет зависеть от политической ситуации в стране. "Мир помнит забастовку 2002 года, когда конфронтация между Чавесом и его противниками переросла в национальную забастовку, и вся нефтяная отрасль остановилась. Не исключено, что подобный сценарий может повториться, поскольку на последних президентских выборах 2012 году Уго Чавес победил своего оппонента Энрике Каприлеса с не очень большим перевесом, а это значит, что шансы Каприлеса на новых выборах не менее весомы, чем шансы официального наследника, вице-президента Николаса Мадуро. На фоне ожесточенной политической борьбы вполне возможны новые военные перевороты, с непредсказуемыми последствиями для нефтяной отрасли страны и всего мирового рынка", - добавил Надеин.
С другой стороны, вся экономика Венесуэлы базируется на нефти. "Ее экспорт - это половина доходной части бюджета страны. Кто будет рубить сук, на котором он сидит?", - отмечает он. Любая власть после Уго Чавеса будет уделять большое внимание добычи нефти. Вот только если Мадуро, скорее всего, сохранит курс Уго Чавеса (национализация нефтяной отрасли, заключение контрактов на поставку нефти в угоду политической конъюнктуре), то Каприлес намерен привлечь международные инвестиции в разработку месторождений и создание инфраструктуры, которая бы позволила существенно нарастить экспорт нефти с нынешних 2,5 млн. барр/день до 3,5-4 млн. барр/день, говорит аналитик.
Риски для Путина
Но и первый, и второй сценарий развития политической ситуации в стране предполагает, что в ближайшие несколько лет фактор Венесуэлы не будет определяющим на мировом рынке. "Вероятнее всего, сохранится статус-кво. Изменения возможны только через 5-7 лет, в случае прихода на местный нефтяной рынок глобальных игроков", - считает он.
Уход Чавеса и возможная смена политического курса несет определенные риски для друзей Венесуэлы - России и Беларуси. "Уго Чавес откровенно симпатизировал Лукашенко и Путину, вследствие чего допустил компании этих стран к добыче нефти в этой стране", - говорит Надеин.
Он напоминает, что по итогам 2012 году совместное белорусско-венесуэльское предприятие Петролера БелоВенесолана добыло 1,1 млн. тонн нефти и 790 млн. куб. газа. Россия в прошлом году только приступила к добыче нефти, ей принадлежит 40% в совместном российско-венесуэльском предприятии Petromiranda. И в планах этого СП - вложить $46 млрд. в добычу нефти до 2019 года. "Удастся ли воплотить задуманное в жизнь, сейчас это большой вопрос. Думаю, Минск и Москва очень внимательно следят за развитием ситуации в Венесуэле. Исходя из этого, они и будут корректировать собственную политику в сфере добычи углеводородов. А это наш регион, который имеет непосредственное отношение к Украине", - подчеркивает глава комитета энергетической независимости.
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также предупреждает, что приход к власти оппозиции может негативно отразиться на российских компаниях. "Победа оппозиции будет означать изгнание российских компаний из Венесуэлы и безусловное сокращение обязательств Венесуэлы по отношению к закупкам российского оружия. В этом плане ничего хорошего тех, кто ставил на эту лошадку под названием Чавес, не ждет", - подчеркнул он.