Деолигархизация: бизнес Ахметова страдает из-за ожившего мертвеца
Бизнес Рината Ахметова продолжает испытывать давление со стороны властей. 29 мая по иску Генеральной прокуратуры Печерский районный суд Киева арестовал счета Нефтегаздобычи - крупнейшей в стране частной газодобывающей компании, принадлежащей холдингу ДТЭК. Этот арест стал третьим для компании за последние два месяца. Кроме ареста счетов суд запретил предприятию Ахметова реализовывать добываемый газ и газовый конденсат.
Из-за ситуации вокруг Нефтегаздобычи на поверхность всплыли подробности корпоративного конфликта, который разгорелся вокруг компании более трех лет назад и результатом которого стал переход компании в собственность Ахметова.
Генпрокуратура добивается ареста счетов Нефтегаздобычи в рамках уголовного производства, открытого в 2012 году по факту убийства бывшего главы Нефтегаздобычи Олега Семинского. Последний пропал из виду в феврале 2012 года, когда за контроль над компанией боролись Нестор Шуфрич и Николай Рудьковский. С тех пор Семинского никто не видел, а его профиль висел на сайте МВД в разделе "пропавшие без вести".
Видимо, менеджеры Ахметова работают лучше милиции. ДТЭК удалось разыскать Семинского. Пресс-служба холдинга 29 мая распространила пресс-релиз, в котором цитируется заявление бывшего топ-менеджера о беспочвенности претензий Генпрокуратуры в адрес Нефтегаздобычи.
ЛІГАБізнесІнформ разобралась, в чем реальная причина давления на компанию Ахметова и почему появление пропавшего топ-менеджера может быть на руку олигарху.
Вечный конфликт
Нефтегаздобыча была основана в 1997 году нынешним президентом Петром Порошенко и Николаем Рудьковским. После того как Порошенко в начале 2000-х ушел в оппозицию к Леониду Кучме и Виктору Медведчуку, его место в газодобывающем бизнесе занял Нестор Шуфрич.
К середине 2000-х Нефтегаздобыча превратилась в лидера частной газодобычи, добывая более 500 млн кубометров ежегодно. Компания разрабатывает крупное Семиренковское газоконденсатное месторождение в Полтавской области. Структуры Шуфрича и Рудьковского в итоге сконцентрировали по 50% акций компании.
Партнеры по бизнесу жили мирно вплоть до 2012 года, пока не исчез Семинский. 3 февраля он выехал из киевского офиса компании, но домой так и не добрался. Топ-менеджера начала искать милиция, его портреты еще несколько месяцев висели на всех станциях метро с надписью "Внимание, розыск".
Согласно расследованию украинского Форбса, Шуфрич и Рудьковский начали конфликтовать из-за контроля над компанией. Рудьковский попытался отбить управление у своего партнера, но Шуфричу на помощь пришли друзья Виктора Януковича - младшего. Помирить всех взялся Ринат Ахметов, который давно искал для себя газодобывающий актив.
В результате Ахметов выкупил у Шуфрича и Рудьковского по 25% Нефтегаздобычи, сконцентрировав к декабрю 2013 года контрольный пакет компании. ДТЭК сделка обошлась в $225 млн. Бывшие партнеры по бизнесу сохранили миноритарные доли в компании, но их отношения значительно ухудшились.
После смены основного собственника Нефтегаздобыча благодаря инвестициям резко нарастила объемы производства. По итогам прошлого года компания увеличила добычу природного газа почти на 50% - до 752 млн кубометров, а выручка Нефтегаздобычи составила 3,4 млрд грн.
Старое дело
Проблемы у Нефтегаздобычи начались с прошлого года. Генеральный директор компании Игорь Щуров жалуется, что с января 2014-го компания пережила 12 проверок и 5 обысков от разных инстанций. Впрочем, эти неудобства не помешали компании продлить до 2034 года лицензию на разработку Мачухского газового месторождения.
30 марта 2015 года по требованию Генпрокуратуры Печерский районный суд Киева в первый раз наложил арест на счета и все скважины компании, запретив реализовывать свою продукцию. ДТЭК добился отмены этого решения апелляционной инстанцией. Такая процедура повторилась еще дважды.
В качестве основания для арестов Генпрокуратура использует уголовное производство, открытое в феврале 2012 года по факту убийства Олега Семинского. Если после двух арестов ДТЭК обходился пресс-релизами, то после подачи ГПУ третьего ходатайства о блокировании работы компании Ахметов достал свой козырь - пропавшего без вести бывшего топ-менеджера.
Юристы ДТЭК предоставили в суде заявление Семинского, который якобы находится в Киеве. "Я заявляю, что не существует оснований для ареста движимого и недвижимого имущества, счетов, денежных средств, продукции, которые добыты или добываются обществом на скважинах Семиренковского и Мачухского месторождений Полтавской области", - говорится в заявлении Семинского. В документе бывший топ-менеджер, которого более трех лет безрезультатно искала милиция, отмечает, что находится в удовлетворительном физическом состоянии.
Самое интересное, что Семинский до сих пор значится на сайте МВД как пропавший без вести. Несколько человек из руководства Нефтегаздобычи сообщили
ЛІГАБізнесІнформ, что Семинский сейчас находится с родными. "Последними следственными действиями со стороны правоохранителей, проводившимися в этом деле, был осмотр квартиры Семинского", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ сотрудник компании. Впрочем, появление пропавшего топ-менеджера Ахметову не помогло. Печерский районный суд Киева в третий раз арестовал скважины и счета Нефтегаздобычи.
"В случае продолжения блокирования работы Нефтегаздобыче придется полностью остановить добычу газа. В результате Украина только в 2015 году может недополучить до 1 млрд кубометров топлива, которое будет вынуждена импортировать из-за границы, в частности из России", - говорит Щуров.
Дело Порошенко
Официально менеджеры ДТЭК, а также участники рынка не комментируют возможные причины давления на Нефтегаздобычу. Но off records говорят о спланированной акции, целью которой является снизить политическое влияние Рината Ахметова. Генеральная прокуратура на запрос ЛІГАБізнесІнформ о причинах ареста имущества не отреагировала.
Начатая властью политика деолигархизации напрямую задевает интересы Ахметова в энергетической сфере, где донецкий бизнесмен является крупнейшим игроком, а в некоторых секторах - фактически монополистом.
Проблемы с Генпрокуратурой у Ахметова возникли не только вокруг газодобывающего бизнеса. Еще в начале апреля ГПУ начала судебный процесс по отмене приватизации 25% энергогенерирующей компании Днепрэнерго, которые приобрел ДТЭК.
Пиком конфликта по линии Порошенко-Ахметов стали организованные ДТЭК совместно с Независимым профсоюзом горняков протесты шахтеров, основным требованием которых было повысить тарифы для ТЭС и добиться отставки министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина. По фактам финансирования протестов СБУ открыла уголовное производство, а Порошенко назвал акции горняков политическими.
На фоне ухудшающегося финансового состояния энергетического холдинга Ахметова политика власти вполне может привести к потере Ахметовым ряда активов. О том что ДТЭК стоит задуматься о продаже отдельных компаний, ранее говорил министр энергетики Владимир Демчишин, которого считают креатурой президента.
"На данный момент компания фактически лишена возможности для защиты своих законных прав и интересов в Украине. Компания готовит обращения в международные судебные инстанции", - отмечает пресс-служба ДТЭК.