ca332a6a1fd1527a00bd27acfcfcdad7.jpeg

У энергетического холдинга ДТЭК Рината Ахметова большие неприятности. 30 июля Хозяйственный суд Киева по иску Генеральной прокуратуры отменил приватизацию 25% акций энергогенерирующей компании Днепрэнерго. Три года назад холдинг ДТЭК Ахметова заплатил за этот пакет 1,18 млрд грн.

Если ДТЭК проиграет апелляцию и решение суда вступит в силу, Ахметов может лишиться контроля над одной из крупнейших энергогенерирующих компаний в стране. На смену самому богатому дончанину может прийти днепропетровский олигарх Игорь Коломойский, который много лет боролся с Ахметовым за контроль над этой компанией.

ЛІГАБізнесІнформ разобралась, кому выгодна реприватизация Днепрэнерго и чем она грозит обычным украинцам.

Сила прокурора

Генеральная прокуратура подала иск об отмене приватизации 25% Днепрэнерго еще в апреле этого года. Позже к иску присоединился Игорь Коломойский, давний конкурент Ахметова в борьбе за Днепрэнерго. Его компания Бизнес-Инвест стала одним из участников процесса, инициированного Генпрокуратурой.

С момента начала рассмотрения дела вынесение окончательного решения по спору несколько раз откладывалось. В итоге аргументы ГПУ взяли вверх. Вечером 30 июля приватизация 25% акций Днепрэнерго была отменена.

Суд признал незаконным распоряжение Кабинета министров Украины от 2 ноября 2011 года № 1106-р в части согласования условий продажи пакета акций Днепрэнерго, отменил решение Фонда государственного имущества об итогах конкурса и обязал ДТЭК вернуть государству 25% компании.

Холдинг Ахметова уже заявил, что будет подавать апелляцию. "Мы считаем сегодняшний вердикт необоснованным и незаконным, - сказал Сергей Пионтковский, управляющий партнер компании Baker & McKenzie, которая представляет интересы ДТЭК. - Генпрокуратура так и не смогла представить ни одного доказательства ущерба для государства или нарушения интересов государства в результате приватизации акций".

Решение по Днепрэнерго стало первым по реприватизации приобретенных во времена президентства Виктора Януковича энергетических активов. Еще 7 апреля Генеральная прокуратура начала два судебных процесса по отмене приватизации - 25% Днепрэнерго, и 50% Закарпатьеоблэнерго.

Но, в отличие от Днепрэнерго, суд по закарпатской энергокомпании ГПУ проиграла. Иск ведомства Хозсуд Киева отклонил еще в мае.

ДТЭК купил 25% Днепрэнерго в марте 2012 года на приватизационном конкурсе без конкуренции. Компания Ахметова стала единственным участником торгов и заплатила за пакет 1 179,7 млн грн - на 100 000 грн больше, чем установленная ФГИ стартовая цена.

На то время ДТЭК уже владел 47,6% акций энергокомпании и полностью контролировал ее оперативную деятельность после победы в корпоративном споре с Игорем Коломойским. Покупка дополнительного пакета нужна была, чтобы закрепить за Ахметовым мажоритарную долю.

Не считая "отсуженных" акций, на сегодня государство владеет 25% Днепрэнерго. Поскольку недавно в Украине был снижен кворум для собрания акционеров до 50%+1 акции, потеря Ахметовым своей доли сулит полную утрату контроля над Днепрэнерго.

"К сожалению, суд удовлетворил абсолютно надуманный иск, - считает директор по регуляторным и правовым вопросам ДТЭК Алексей Захарчук. - В ходе судебного процесса были допущены значительные нарушения, а доказательства и ходатайства представителей Кабинета министров, ФГИ и ДТЭК не принимались во внимание и не исследовались".

Время Коломойского

Если ГПУ доведет свою правоту в высших инстанциях, ДТЭКу ничего не останется, как вернуть государству 25% Днепрэнерго и добиваться справедливости в международных судах. "При необходимости компания будет принимать все меры для защиты своих прав и законных интересов как инвестора, включая обращение в международные судебные инстанции", - заявлял ДТЭК в апреле этого года.

В этом контексте судебный процесс по Днепрэнерго противоречит политике государства по привлечению инвесторов. Не секрет, что в следующем году ФГИ планировал выставить на приватизацию 25% акций компании на открытом конкурсе.

Получается, что, с одной стороны, государство возвращает себе "незаконно купленные" 25% Днепрэнерго, а с другой - выставляет другие 25% на продажу. Несложно предположить, что в таком случае основным претендентом на этот пакет будет известный украинский инвестор Игорь Коломойский, который более 10 лет боролся за этот актив.

К слову, группа Приват также оспорила продажу ДТЭКу 25% Днепрэнерго, но, в отличие от ГПУ, свой суд проиграла в июне. Аналогичные иски компании Коломойского по реприватизации Закарпатьеоблэнерго, Западэнерго также были отклонены судами летом этого года.

Сам днепропетровский бизнесмен никогда не скрывал своей заинтересованности в реприватизации. "Нам же обещали, что у нас новые правила. На Майдане - что они обещали? Что все, что было приватизировано при Януковиче, они вернут народу, - говорил Коломойский 22 июля на собрании акционеров Укрнафты. - Я считаю, что государство не выполнило обещанного. Народ обманули, ничего не вернули. Нам скажите правила игры - и мы в любые правила впишемся".

Угля не будет

Кроме обострения корпоративного конфликта, реприватизация Днепрэнерго может грозить Украине куда более серьезными проблемами. Днепрэнерго является одним из крупнейших производителей электроэнергии в стране. Компания эксплуатирует три тепловых электростанции - Запорожскую, Криворожскую и Приднепровскую - суммарной мощностью более 8 ГВт.

Все эти ТЭС приспособлены под сжигание угля, который производят угольные предприятия ДТЭК. Запорожская ТЭС снабжается газовым углем компании ДТЭК Павлоградуголь, Криворожская и Приднепровская потребляют дефицитные антрацитовые марки угля, которые вывозятся ДТЭКом из неподконтрольных Украине территорий Донецкой и Луганской областей.

Сейчас на складах всех украинских ТЭС 1,5 млн тонн угля, а чтобы без проблем пройти отопительный период, к сентябрю нужно накопить еще столько же. "Сейчас заниматься реприватизацией - это играть с огнем. Кто будет снабжать станции углем? - считает старший аналитик Dragon Capital Денис Саква. - Если будет неопределенная ситуация с Днепрэнерго, угольные компании ДТЭК просто-напросто могут отказаться поставлять на эти ТЭС топливо".