4992b2e4c7991b74db8105fd5f767f0a.jpg

Первого декабря президент России Владимир Путин объявил о закрытии проекта Южный поток. Вместо него глава РФ объявил о начале нового - строительства газопровода в Турцию мощностью 63 млрд кубометров в год. В этот же день газовые компании обоих стран Газпром и Botas подписали меморандум о взаимопонимании. Новая труба должна служить альтернативой Южному потоку. Но цель турецкого проекта та же - лишить Украину статуса главного транзитера газа в Европу.

ЛІГАБізнесІнформ проанализировала, какие угрозы несет Украине новый проект Путина.

Начало

За месяц до подписания меморандума по строительству нового газопровода Газпром применил свою старую тактику и снизил поставки газа в Турцию почти на 40%. На протяжении ноября турецкие потребители получали в среднем на 15 млн кубометров российского газа в сутки меньше, чем предусмотрено контрактом. На просьбы Турции привести поставки к договоренному уровню Газпром не реагировал.

В первый день зимы декабря Газпром и Botas подписали меморандум, а поставки российского газа возобновились в полном объеме. Более того с нового года Турция получит 6% скидку на газ от Газпрома.

Новый газопровод, согласно проекту, будет проложен по дну Черного моря параллельно уже существующему Голубому потоку (мощность 16 млрд кубометров в год) и доведен до границы Греции. Дальше Газпром тянуть трубу не планирует. Вместо этого россияне хотят создать газовый хаб (виртуальная точка продажи газа).

Проектируемая мощность турецкого газопровода - 63 млрд кубометров (соответствует мощности Южного потока). Из этого объема 14 млрд предназначено для Турции, остальные объемы будут поставляться на границу с Грецией. "И все, кто заинтересован в получении оттуда энергоерсурсов, смогут туда приходить и там приобретать", - объяснил Путин после подписания меморандума. Правда в этом случае европейским компаниям придется самостоятельно строить газопроводы к новой точке продажи газа.

Строительство газопровода в Турцию теоретически лишает Газпром главной проблемы - необходимостью делится половиной мощности газопровода с другими поставщиками, как этого добавился ЕС при реализации Южного потока.

Именно нежелание соблюдать нормы третьего энергопакета ЕС дали юридические основании приостановить Южный поток. О том, что этот проект не будет реализован из-за агрессии России против Украины, европейские чиновники говорили только неофициально.

"Газпром вложил в Южный поток почти $5 млрд, - напоминает генеральный директор Нефтегазстройинформатики Леонид Униговский. - И акционерам монополии как-то нужно объяснить что эти деньги не были потрачены просто так".

~0993546.jpg

Украина

Для Украины очередной "обходной" проект Газпрома теоретически означает сокращение транзита газа. Если Россия и Турция доведут проект до конца, украинский транзит может как минимум лишиться 13 млрд кубометров. Именно такой объем Газпром поставляет в Турцию через Украину. Правда, такие же прогнозы звучали, когда в 2007 году были подписаны первые документы по Южному потоку.

"С экономической точки зрения для Газпрома выгоднее поставлять газ через Украину - это кратчайший путь, - говорит Униговский. - Но когда речь идет об Украине у Газпрома политическая логика превалирует над экономической".

Новый мегапроект Газпрома кроме украинского аспекта, призван создать конкуренцию Трансанатолийскому газопроводу (TANAP-TAP), по которому страны ЕС рассчитывают уже в 2019 году получать газ из Каспийского региона в обход России.

Но Газпрому буде тяжело помешать реализации этого проекта. О том что TANAP-TAP является приоритетом в один голос заявляют как представители ЕС так и Турции.

"Мы рассмотрим и оценим предложение Владимира Путина по новому газопроводу через Турцию, - сказал министр иностранных дел Турции Мовлуд Чавушоглу. - Но приоритетом для Турции является проект TANAP. Подписанный меморандум подразумевает проведение обсуждений, после которых Турция даст свой ответ". Сейчас в ЕС пытаются активно привлечь в TANAP кроме Азербайджана еще одного крупного производителя газа - Туркменистан.

"На мой взгляд, шумиха вокруг российско-турецких договоренностей связана с тем, что остались неосвоенными очень большие деньги на строительство сухопутных газопроводов в России, признававшихся под Южный поток, - говорит глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. - Их стоимость составляет 18,5 млрд евро. И пока освоена меньшая часть этих средств".