Марк Ролинс

28 сентября британец Марк Роллинс приступил к исполнению обязанностей главы правления Укрнафты. Наблюдательный совет компании после длительного согласования условий утвердил контракт с топ-менеджером.

На нового руководителя крупнейшей в Украине нефтяной компании возложена сложная задача - положить конец монополии группы Приват на управление Укрнафтой. Этого не удавалось ни одному украинскому правительству, начиная с 2002 года.

Другая, не менее важная цель, - улучшить производственные показатели компании. За последние 5 лет добыча нефти и природного газа Укрнафтой ежегодно идет вниз, а акционеры компании не утруждали себя инвестированием в развитие компании.

1 октября Роллинс собрал профильных журналистов и рассказал о своем видении будущего Укрнафты.

ЛІГАБізнесІнформ собрала самые интересные цитаты Роллинса об условиях контракта, конфликте между акционерами и перспективах развития Укрнафты.

Контракт

Этот контракт обсуждали на протяжении нескольких месяцев. Я считал, что нужно убрать из контракта все те вещи, которые я бы не смог контролировать. В итоге мы получили стандартный трудовой договор с Укрнафтой.

Согласно контракту, моя основная зарплата составит $500 тыс. в год без учета дополнительных бонусов, выплата которых по итогам каждого года привязана к результатам работы Укрнафты.

Я прекрасно понимаю, что очень высокая зарплата для украинских реалий, но, тем не менее, она соответствует международной практике. Очень много менеджеров моего уровня получали подобную зарплату и даже выше. Укрнафта также платит за мое проживание здесь, и оплачивает медицинскую страховку.

Естественно эти деньги должны быть отработаны. Договор с Укрнафтой предусматривает ряд обязательств. В частности, мы должны выплатить дивиденды, решение о которых уже приняты акционерами. Уже на этой неделе мы перечислили государству часть дивидендов в размере 200 млн гривен, а на следующей неделе планируем завершить выплаты остальной суммы.

Смена правления

Нельзя ждать, что менеджмент в такой компании как Укрнафта будет работать эффективно, если не будет получать достойной зарплаты. В ином случае мы просто стимулируем коррупцию.

В самое ближайшее время будут наняты рекрутинговые агентства для поиска кандидатов на должности членов правления Укрнафты. Среди кандидатов будут и украинцы, и иностранные менеджеры. Отбор будет проводиться на основании профессионализма и опыта работы. Я также не исключаю, что изменится структура правления, и будут переопределены обязанности среди менеджмента.

Я собираюсь пересмотреть все договора с членами правления, они после отбора подпишут стандартные контракты с Укрнафтой , где также будет прописана оплата исходя из результативности их работы.

О конфликте акционеров

У меня есть достаточный опыт работы в структурах, где были конфликты между акционерами. Могу заверить, что я буду управлять Укрнафтой, чтобы соблюдать интересы всех акционеров без исключения. Потому что все акционеры имеют свои права, защищенные законом, как государственные, так и частные. Я уже разговаривал с командой Игоря Коломойского и с представителями правительства и рассчитываю получать поддержку от обеих групп акционеров.

Что касается акционерного соглашения (подписано в 2010 году в пользу группы Приват, - ред.), то это законный документ, и я просто не могу его не соблюдать. Конечно большинство норм в соглашении - это условия, поставленные миноритарными акционерами. Но не в моих полномочиях менять это соглашение.

Хочу сказать, что ни один из акционеров не может прийти и диктовать мне условия работы. Господин Коломойский или правительство не может сказать мне: делай то, то и то. Потому что это будет незаконно. Они могут проводить встречи и говорить, что им не нравится. Премьер-министр Арсений Яценюк неоднократно подтверждал, что я должен быть независим в управлении Укрнафтой.

Конечно, они (акционеры) будут пытаться влиять на меня, но я имею полное право сказать: извините, но я справлюсь сам. Я должен буду делать то, что в интересах компании - для этого меня наняли на работу. Я допускаю, что будут недоразумения с акционерами и в случае таковых, я буду решать их в интересах компании.

Налоговый долг и долг Нафтогаза

Необходимо найти решение относительно налоговых долгов Укрнафты. Это очень важно. Но хочу отметить, что сейчас цена нефти составляет $40-45 за беррель и свободных финансовых средств в компании, на самом деле, не очень много. Конкретные цифры приводит не буду, но мы не получаем огромные сумки денег, как кому-то может казаться. Те деньги, которые есть в компании, мы используем на выплату заработной платы работникам и на поддержку текущей деятельности.

Налоговой долг (на конец сентября составляет около 9,5 млрд гривен, - ред.) нам рассрочили. Мы эту проблему уже обсуждали с министром финансов и главой ГФС. Но нужно понимать, что если денег у нас не будет, мы не сможем его погасить. Единственная альтернатива - это разрушение компании, чего не хочет никто. Поэтому выход один - это достичь договоренности с правительством, как погасить такой долг. В ближайшее время я буду это обсуждать с правительством. Но сегодня мы не имеем достаточно денег, чтобы погасить весь долг сразу.

Я буду также обсуждать долг Нафтогаза перед Укрнафтой за природный газ. Решение этой проблемы может быть частью компромисса по погашению нами налогового долга. Нафтогаз действительно должен Укрнафте средства. Другой вопрос - сколько? Это перспектива ближайших переговоров и решений. У меня есть некоторые идеи по этому поводу, и как только они будут подготовлены, мы их обнародуем.

Перспектива Укрнафты

Если нет новых месторождений и увеличения запасов - бизнес Укрнафты просто умрет. Сейчас мы должны оптимизировать существующую добычу и инвестировать в ее увеличение или покупать другие компании или месторождения.

Могу сказать, что Укрнафта будет страдать, если акционеры будут полностью забирать деньги из компании. В таком случае развитие невозможно. Мы не должны в будущем ежегодно выплачивать всем акционерам все 100% чистой прибыли, иначе бизнес станет нерентабельным. Часть средств должна быть инвестирована в развитие. Для этого будет разработана новая дивидендная политика. Мы сделаем соответствующее предложение акционерам, и если они не согласятся, мне придется серьезно с ними спорить. Очень не разумно постоянно забирать средства из компании.

Что касается договоров Укрнафты (с компаниями, которыми владеет группа Приват, - ред.) то в случае если они коммерчески выгодны, то эти контракты останутся. Я буду пересматривать стратегию развития компании, и в январе-феврале будет представлена генеральная стратегия на утверждение акционерам.

Лично я считаю, что Украина должна добывать значительно больше газа, чем сегодня. В прошлом были ошибки в этой политике, что влияет на производственные показатели в настоящем. Я хотел бы увидеть реформирование именно в этом направлении.

Что касается Укрнафты, то мы будем рады продавать газ кому угодно, но должна быть разумная ценовая политика. Нельзя реализовывать топливо по цене ниже себестоимости. На рынке должно быть больше участников и конкуренции. Мы хотим быть конкурентом, например, тому же Нафтогазу.

Политика

Я встречался с депутатами, занимающимися энергетическим комплексом, также с господином Игорем Кононенко (заместитель главы фракции БПП, - ред.), депутатом Сергеем Лещенко, который очень интересуются Укрнафтой, планирую встретиться с Мартыненко (Николай Мартыненко, соратник Яценюка, глава комитета Рады по ТЭК, - ред.), и другими политиками, которые интересуются энергетикой. Но заниматься политикой на своей должности я точно не хочу.

Своего бизнеса у меня сейчас нет. Раньше я был партнером в энергетическом проекте в Латинской Америке, еще до работы в BG Group, но я продал этот актив.

Почти соседи с Коломойским

Последние шесть лет я прожил в Швейцарии. Когда я работал в BG Group, неделю проводил в Казахстане, неделю - в Швейцарии. Во время работы Укрнафте я неделю буду работать в Украине, а на выходные улетать домой в Швейцарию. Я считаю, что перевозить сюда семью нецелесообразно. У меня там трое детей подросткового возраста, они разговаривают на французском и учатся во франкоязычной системе образования.

Я читал в СМИ, что Коломойский живет в Швейцарии, в Женеве, но точно не знаю где. Наверное, теоретически у нас есть возможность случайно встретиться с ним. Мой дом находится в небольшом городке недалеко от Женевы. Мы уже виделись с Коломойским несколько раз, но в основном в присутствии премьер-министра и главы Нафтогаза Андрея Коболева.