239d041b7752cb61e729c831afc51e29.jpg

Украинская газотранспортная система (ГТС) остается главным аргументом в переговорах с Россией о скидке на газ. Первые лица страны заявляют о возможной продаже части системы россиянам и совместном управлении ГТС.

На прошлой неделе Нафтогаз заявил о поиске оценщика для ГТС. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ предложил отраслевым экспертам высказать свою оценку стоимости газотранспортной системы.

По их словам, стоимость системы будет сильно зависеть от того, какие именно активы будут включены в список. Кроме того, не стоит забывать о таких факторах, как конкурентная среда, износ системы и необходимые для ее модернизации средства.

Ситуацию усложняет тот факт, что в сложившихся условиях единственным претендентом на ГТС является Россия, которая не упустит шанс сбить цену. При худшем варианте цена может оказаться и вовсе смехотворной.

Посмотреть на конкурентов

Отечественная ГТС включает в себя 38,2 тыс. километров газопроводов, 73 компрессорные станции (110 компрессорных цехов) общей мощностью 5400 Мвт, а также 13 подземных хранилищ газа (ПХГ).

Пропускная способность системы на входе составляет 288 млрд. кубометров в год, а на выходе - 178,5 млрд. кубометров. Система, оператором которой является предприятие в составе Нефтегаза - дочерняя компания Укртрансгаз, обеспечивает подачу газа украинским потребителям и осуществляет экспортные поставки российского газа в Европу.

Официальный ответ на вопрос о том, сколько стоит стратегический актив, будет получен после проведения соответствующей оценки. В настоящее время Нафтогаз уже завершает подготовительные процедуры по выбору оценщика. "В соответствии с действующим законодательством, компания в ближайшее время опубликует объявление о закупке услуг по оценке активов украинской ГТС в Вестнике государственных закупок Украины", - заявили в НАКе.

Отправной точкой должна быть цена конкурентных систем, по которым идет параллельный транзит газа

Когда начнется оценка и сколько она продлится - пока неясно. Более важным вопросом является то, что именно будут оценивать эксперты: будут ли рассматривать отдельно систему транзита, включат ли в оценку управляющую компанию. "Здесь важное значение имеет правильная постановка задачи - оценивать газотранзитную или газотранспортною систему. Это не совсем одно и то же. Ведь газотранзитная система не существует отдельно от газотранспортной", - говорит директор энергетических программ центра НОМОС Михаил Гончар.

Он также указывает на то, что в оценку могут включить и оператора ГТС, компанию Укртрансгаз. Однако на сегодняшний день компания является "дочкой" Нафтогаза. "Если Укртрансгаз реорганизовать, выделить из НАКа, сделать финансово самодостаточной компанией - оценка будет другая, - подчеркивает Гончар. - Снова таки, если задача будет поставлена на уровне Министерства, что оценивается железо, то это даст один результат, а если будет применен комплексный подход -  будет другой".

Отправной точкой при оценке должна быть цена конкурентных систем, по которым осуществляется параллельный транзит газа, полагает директор Института стратегических исследований Дмитрий Марунич. Однако эксперт признает, что ни Северный поток (конечная стоимость проекта оценивается в $7,4 млрд.), ни белорусскую ГТС (за нее Россия заплатила $5 млрд.) нельзя в полной мере сравнивать с украинской трубой, поскольку каждый из этих активов ориентирован на определенную часть европейского рынка.

"Конкурентными в чистом виде их назвать нельзя. Однако можно было бы использовать этот метод в том случае, если бы покупателей было много", - указывает Марунич.

Россия сбивает цену

Экспертные оценки стоимости ГТС колеблются от $20 до $40 млрд. Российский Газпром называл сумму в $20 млрд., говорит директор департамента Due Diligence 2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл Александр Шток. По его словам, представители Нафтогаза оценили систему в $40 млрд., но готовы начать торги с $30 млрд.

А вот экс-премьер Юлия Тимошенко считает такие цифры смехотворными. По ее подсчетам, в сегодняшних ценовых координатах украинская ГТС стоит более 200 млрд. евро.

Такой разброс цен объясняется разными подходами к оценке, поясняет Шток. Он уверен, что просто учесть длину украинской трубы будет недостаточно. "Для более точной оценки ГТС Украины необходимо проделать большую работу. При этом конечная стоимость системы будет зависеть не только от итоговой мощности трубопроводов, километража, перекачивающих станций, ПХГ и прочих активов. Будет необходимо посчитать полезную часть системы (те трубы, которые используются), рассчитать износ трубопроводов, оценить необходимые инвестиции на ремонт и поддержку ГТС в рабочем состоянии", - отмечает эксперт.

Кроме того, добавляет Шток, итоговая цена украинской системы будет зависеть от доли, которую может получить в ней Газпром. "Если это будет контрольный пакет и полный доступ к управлению ГТС, конечная цена будет ближе к украинской оценке ($30-40 млрд., - ред.). Если это будет небольшая доля в ГТС и ограниченный доступ, итоговая стоимость системы будет ближе к российской оценке ($20 млрд., - ред.)", - подчеркивает он.

Ни одна серьезная зарубежная компания не решится сегодня купить часть украинской ГТС. Газпром это очень активно использует

Директор Института стратегических исследований Дмитрий Марунич сомневается, что Украине можно было бы рассчитывать даже на $20 млрд. за ГТС, учитывая, что пока речь идет об одном покупателе. "Дай бог, чтобы он (Газпром, - ред.) заплатил $10-15 млрд. Однако, думаю, что это не устроит украинскую сторону", - сказал эксперт.

По его словам, на эту суму Украина может рассчитывать, только продав полностью всю ГТС. Если же речь идет о продаже лишь части актива, то сумма становится "вообще несерьезной". В любом случае, продолжает Марунич, реализовать сделку без ущерба украинской стороне будет проблематично. "Газпром не устроит та цена, которую выставит Украина, это однозначно. А та цена, которую предлагает Газпром, слишком низкая", - полагает эксперт.

Директор энергетических программ центра НОМОС Михаил Гончар отмечает, что назвать точную цену ГТС пока невозможно. "На этом этапе цифры могут называться какие угодно. От минимальной на уровне $4 млрд., которую озвучивал Газпром, до максимальной 200 млрд. евро, которую указывала Юлия Тимошенко На самом деле, оценить реальную стоимость невозможно", - отмечает он.

Оценить железо несложно, говорит Гончар, но вопрос в том, будет ли оценка ГТС в целом носить рыночный характер. По словам эксперта, стоимость ГТС будет включать и оценку среды, в которой работает эта система, а также перспективы ее развития. "Факторы, которые существуют сегодня, играют на понижение стоимости ГТС", - констатирует он.

Более того, констатирует Гончар, из-за "абсолютно иррациональной, бездарной политики в последние месяцы, Украина оказалась в полуизолированном положении". В связи с этим, покупка украинской ГТС возможна только одним покупателем - российским Газпромом. "Поэтому если все остается как есть на сегодня, то никакая из более-менее серьезных зарубежных компаний не примет решения приобрести себе часть украинской ГТС. Газпром же это очень активно использует", - подытожил эксперт.