f5b4f00fa3841a6b0b5ebb0e75b0a9b8.jpg

Если пошлины на импортные нефтепродукты все-таки будут введены, их размер составит от 100 до 120 евро за тонну. В результате цены на АЗС повысятся на 1-1,20 грн., уверены эксперты. Это повышение сразу же отразится на себестоимости большинства товаров и услуг в стране.

Дополнительный налог: как это работает

Защита украинского товаропроизводителя и попытки выровнять ситуацию в украинской нефтепереработке являются слабым аргументом для введения пошлин. В выигрыше могут остаться лишь нынешние и потенциальные владельцы украинских НПЗ, считают представители рынка.

Украинская нефтепереработка действительно испытывает проблемы, признает президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. По его словам, экономическая эффективность переработки на отечественных НПЗ сильно отстает от европейской или даже белорусской. Для сравнения, глубина переработки на украинских заводах составляет 67%, а в Европе - перевалила за 90%. "Все из-за технологической отсталости. Потому что собственники НПЗ не желали вкладывать средства в реконструкцию и модернизацию своих производств", - констатирует Косянчук.

Он видит два пути решения этой проблемы. Можно инвестировать средства в модернизацию производства, но в случае, например, Лисичанского НПЗ, это сотни миллионов долларов. Или же необходимо повышать отпускные цены. "То есть либо выпускать больше продукции с тонны нефти и иметь большую выручку, либо выпускать столько же, только по более высокой цене", - поясняет эксперт, добавляя, что более высокая цена может оказаться неподъемной, и продукт не будет продаваться.

К тому же, чтобы повысить цену, придется увеличить таможенную стоимость, поскольку у нас цена внутреннего производства формируется на основе импортного паритета. "Если, например, растаможенный бензин стоит условно под $1000 тыс. за тонну, то он (украинский производитель, - ред.) не может ставить больше $1000 тыс. на свою продукцию, хоть и очень этого хочет", - отмечает Косянчук.

Все из-за технологической отсталости. Потому что собственники НПЗ не желали вкладывать средства в реконструкцию и модернизацию своих производств 

По его оценке, пошлины будут установлены в размере 100-120 евро за тонну нефтепродуктов. Ведь технологический разрыв, который существует между заводами Украины и НПЗ Европы и Беларуси, оценивается от $120 до $140 на тонне нефти, говорит представитель рынка.

Тень Фирташа

Не исключено, что пошлины введены под возможную покупку Лисичанского НПЗ. На роль покупателя прочат бизнесмена Дмитрия Фирташа, считает заместитель директора НТЦ Психея Геннадий Рябцев. Во-первых, заявление профильного министра Юрия Бойко прозвучало именно в Лисичанске, бюджетообразующим предприятием которого является ЛИНИК. "Было бы очень странно ожидать, что в этом городе будет сказано, что ваш завод настолько отстал (в техническом отношении, - ред.), что он не в состоянии производить качественные нефтепродукты, и никогда уже не заработает", - отмечает Рябцев.

Читайте подробнее: Активные продажи. Лисичанскому НПЗ ищут покупателя

Во-вторых, решение о введении импортных пошлин совпало во времени с многочисленными заявлениями местного руководства о смене собственника предприятия. "Если не ввести пошлины, если не обеспечить поступления нефти без уплаты НДС на это предприятие, то любая экономическая целесообразность смены собственника отсутствует", - говорит эксперт.

Косянчук также считает, что сделка по покупке завода может состояться лишь в том случае, если будет введена импортная пошлина, или же будет введена нулевая ставка на нефть.

Фактор ВТО

Введение пошлин может оказаться не такой уж легкой задачей. Одного решения правительственных чиновников здесь недостаточно. Поскольку Украина является членом ВТО, необходимо соблюсти все процедуры в рамках спецрасследования Межведомственной комиссии по внешней торговле. Сроки расследования могут затянуться минимум на полгода.

По мнению Рябцева, на сегодняшний день не существует оснований для каких-либо ограничений импорта. Существует дефицит доказательной базы для применения этих мер, в частности, нет доказательств того, что кто-то демпингует отрасль. Если же идти по пути антисубсидиарных мер, то нужно будет доказать, что, например, в странах Таможенного союза, в Беларуси, эта отрасль субсидируется. Однако, заверяет эксперт, в этих странах субсидий для отрасли нет.

Украине придется доказать, что нынешнее состояние вещей угрожает национальному производителю, национальной безопасности. "В прошлом году был дефицит этих доказательств. Даже при сумасшедшей поддержке Минэнергоугля не удалось доказать ни один из пунктов этих обвинений, которые выдвинули собственник украинских НПЗ. Так что можно утверждать, что высказывание министра еще не является гарантией введения пошлин", - подчеркивает Рябцев.

Последствия

Сегодня 50% нефтепродуктов Украина поставляет с белорусских НПЗ, по 10% - из Литвы и Румынии и около 30% производит на отечественных НПЗ. В случае введения пошлин рынок будет монополизирован, а цены на нефтепродукты повысятся. Кроме того, возникнет угроза зависимости от поставок российской нефти.

"Сколько бы мы не говорили об альтернативных источниках поставок нефти в Украину, конкурировать с российской нефтью, даже по тем ценам, которые есть на мировом рынке, невозможно", - отмечает Косянчук.

Косянчук уверен, что цены на топливо вырастут через 20 дней после введения пошлин (по прогнозам Бойко, пошлины начнут действовать с декабря). Это произойдет после того, когда бензин по уже новым ценам вытеснит запасы бензина, купленного без учета пошлин. Цены на АЗС повысятся на 1-1,20 грн, то есть бензин марки А-95 будут отпускать дороже 12 грн. за литр.

В свою очередь Рябцев предупреждает, что повышение цен на нефтепродукты приведет к подорожанию всех инфраструктурных товаров, поскольку в них заложена и транспортная составляющая.