Фото: EPA / Максим Шипенков

Российский угольный сектор понес убытки в 225 миллиардов рублей ($2,8 миллиарда) за первые семь месяцев 2025 года, что вдвое больше, чем за весь 2024-й. Это резко контрастирует с 2023 годом, когда отрасль принесла почти 375 миллиардов рублей ($4,6 миллиарда) прибыли, сообщила в понедельник газета Financial Times.

Уже 23 угольные компании закрылись, еще 53 находятся на грани банкротства.

"Война плоха для большинства российских бизнесов, если не для всех. Но угольный сектор в действительно глубокой заднице", – признался один из топ-бизнесменов России в разговоре с Financial Times.

Гендиректор компании "Русский уголь" Владимир Коротин ранее в этом году сказал, что "угольная промышленность переживает самый острый кризис с 1990-х".

Хотя уголь не играет в российской экономике такой роли, как нефть и газ (менее 1% ВВП России), на отрасль приходится более 140 000 рабочих мест. Она остается критической для отдельных регионов, в частности Кемеровской области (Кузбасса).

Международные санкции заставили Россию продавать уголь со скидками до 20% от и без того низких мировых цен, а стоимость железнодорожных перевозок выросла с 50% до почти 90% от цены угля из-за перегрузки путей.

Российские производители "продолжают экспортировать с низкой маржой или даже с убытками, потому что сокращение производства ограничит доступ к твердой валюте, которая является приоритетом для Москвы, и создаст риски социальных последствий в шахтерских регионах", сказал аналитик Kpler Фират Эргене.

На временно оккупированном Донбассе ситуация особенно тяжелая.

"Донбасская горная промышленность старая и сильно зависела от государственной поддержки Украины, субсидии достигали около $1 млрд в год", – пояснил Павел Кухта, бывший заместитель министра экономики Украины. Когда Россия захватила регион, субсидии исчезли – "и теперь отрасль разрушается", добавил Кухта.