Энергобезопасность - тема в последнее время особо популярная. Этому не мешает, а скорее, наоборот, помогает тот факт, что потребители и производители понимают эту безопасность принципиально различно. Наглядно в этом можно было убедиться на прошедшей вчера в Берлине конференции, посвященной газовой составляющей энергодиалога между Россией и Евросоюзом.

Монополестроительство наперегонки

С тем, что энергетическое и прежде всего газовое сотрудничество между Россией и ЕС нуждается в обновлении, согласны все. Вопрос в том, что под обновлением понимается. Главный организатор конференции зампред российской Думы Валерий Язев сформулировал задачу весьма образно: необходимо заключить новое "многостороннее соглашение с природой". По мнению Язева, перевод этой формулы на язык конкретной энергетической политики предполагает формирование системы соглашений, в которые на равных входили бы как крупнейшие производители, так и крупнейшие потребители. На макроуровне в такое соглашение или систему соглашений должны были бы входить ЕС, Россия, страны Центральной и Юго-Восточной Азии, возможно, Китай. Альтернатива - создание объективно противостоящих друг другу союзов: производителей, с одной стороны, и потребителей - с другой, оценивается Язевым как существенно менее эффективная.

Как пишет российское издание "Газета", кому-то покажется, что картина, нарисованная Язевым, слишком розовая. Но по сути постановка вопроса такова: любое объединение что производителей, что покупателей, как бы они ни обосновывались - это формирование монополии на рынке. Другими словами, это была дипломатичная критика энергетической политики ЕС. Язев идет дальше и утверждает, что основные получатели газовой ренты - вовсе не "Газпром", а государства-потребители через механизм налогов, пошлин и акцизов. Последняя идея не обсуждалась. Но конструкцию, выстроенную Язевым, можно достроить так: проекты строительства газовой ОПЕК, само упоминание которых вызывает резкие отклики прежде всего в Европе, серьезно отстают от формирования межгосударственной монополии потребителей на уровне ЕС.

Причем эта монополия, созданная еврочиновниками, все чаще обращается за помощью к НАТО. В апреле 2006 года НАТО, кстати здесь же, в Берлине, обсуждало гарантии доставки энергоресурсов в Европу, что можно понимать и как принудительное обеспечение этих поставок. Острота спора об энергобезопасности, таким образом, совершенно очевидна.

"Газпром" получил пакет

Собственно, остроту дискуссии можно было ощутить и на вчерашней конференции в Берлине, в которой иные генералы, кроме газовых, участия не принимали. Матиас Рюте, гендиректор генерального директората Еврокомиссии по энергетике и транспорту, формально выступал за дальнейшее расширение газового сотрудничества между ЕС и Россией. Но главная его мысль заключалась в том, что новое соглашение между ЕС и Россией - "это многосторонние условия доступа к энергоресурсам и их транспортировке". Рюте, чтобы тем не менее закрепить миролюбивое впечатление от своего выступления, завершил его экскурсом в историю собственной семьи: его бабушка родилась в Петербурге.

Но точки над "i" расставил Станислав Цыганков, начальник департамента внешнеэкономической деятельности ОАО "Газпром". Он подробно рассказал о новых газовых директивах Еврокомиссии, которые уже обсуждаются в Европарламенте. Речь идет о так называемом "третьем энергетическом пакете", выдвинутом в сентябре 2007 года. Эта инициатива прежде всего антигазпромовская. Центральное положение - необходимость "отчуждения" из вертикально организованных энергетических компаний, независимо от их формы собственности действующих на территории ЕС, транспортной составляющей. Этот принцип уже назван "вертикальной дезинтеграцией". Сетевые активы должны быть переданы независимым операторам. Их поглощение, то есть их переход под контроль поставщиков ресурсов, возможно в исключительных случаях со специального разрешения Еврокомиссии.

При этом, как подчеркнул Цыганков, нет четких критериев "контроля", не предусматривается даже "дедушкина оговорка". Совершенно понятно, что под угрозой оказывается вся нынешняя организация газового рынка Европы, целая система существующих соглашений. Новый "энергетический пакет" - это ни много ни мало объявление войны "Газпрому" в Европе.

Берлинская конференция была попыткой эту войну не допустить. Ближайшие события должны показать, в какой мере достигнуто продвижение к этой цели.