Глава Газпрома Алексей Миллер

Северный поток можно рассматривать как символ провала России в развитии конструктивных торговых отношений с Украиной. И вместо того, чтобы тратить миллиарды долларов на новые трубопроводы, Газпрому стоило бы использовать те активы, которые уже есть, пишет The Financial Times.

С тех пор, как в прошлом году Россия запустила Северный поток и Газпром начал экспортировать газ в Европу по другому маршруту, доходы Украины от транзита газа снизились на 15% за год. Еще большие потери вырисовываются в связи с открытием новой нитки газопровода, что ослабляет позиции Украины в переговорах с Россией.

Украина пытается пересмотреть условия газового договора 2009 года и снизить цены на импорт российского газа, но Газпром отказывается идти на уступки.

В свою очередь Украина решает проблему путем более широкого использования ее больших ресурсов угля, чтобы ограничить зависимость от импорта российского газа.

Газпром, который страдает из-за снижения спроса на газ в Европе, вряд ли может позволить себе потерять украинский рынок, который, благодаря соглашению 2009 года, является клиентом, который платит высокую цену за газ, пишет издание.

Напомним, Газпром начал коммерческие поставки газа по второй нитке газопровода Nord Stream. Глава российской компании Алексей Миллер отметил, что во вторую нитку пока будет перераспределен газ из первой.

Но и первая нитка, открытая 8 ноября 2011 года, не загружена даже наполовину. С момента запуска до 1 октября по ней прокачано всего 8,7 млрд. кубометров газа, тогда как мощность каждой из ниток составляет 27,5 млрд. кубометров газа в год.

Сейчас Газпром в основном перераспределяет в Nord Stream газ, шедший через Украину (в январе-августе объем транзита через страну снизился на 22%).

Алексей Миллер объявил, что комитет акционеров Nord Stream AG признал экономическую целесообразность и техническую возможность строительства третьей и четвертой ниток газопровода, подтвердив, что одна из них может дойти до Великобритании.