В России компанию "BP" обвинили в "геббельсовской пропаганде"
Словесная баталия между "BP" и ее российскими партнерами вчера достигла нового накала: Михаил Фридман обвинил Питера Сазерленда, который является председателем совета директоров британского нефтяного гиганта, в применении нацисткой тактики и "геббельсовской пропаганды".
Как пишет британское издание "The Times", экстраординарная вспышка Фридмана знаменует резкую эскалацию кампании, организованной консорциумом "Alfa Access Renova" ("AAR"), дабы получить преимущество на переговорах о дальнейшем владении совместным предприятием "ТНК-BP".
Тот факт, что российский олигарх сравнил главу совета директоров "BP" с печально известным Йозефом Геббельсом, руководившим нацистским ведомством пропаганды, всплыл в интервью, опубликованном российской газетой "Ведомости". Так Фридман прокомментировал заявления, сделанные на прошлой неделе Сазерлендом, который сравнил поведение российских партнеров с действиями рейдеров.
Председатель совета директоров "BP" сказал, что тактика, применяемая консорциумом "AAR", - это возвращение в 1990-е годы, период беззакония, когда многие из крупнейших в России состояний получила кучка людей, часто именуемых олигархами. Сазерленд также задал вопрос Кремлю, почему российское правительство не приняло мер к защите "ТНК-BP".
В ответ Фридман вчера обвинил "BP" в нарушении российского законодательства и недопущении расширения "ТНК-BP" за рубежом, особенно на Венесуэлу и Кубу.
Российские акционеры "ТНК-BP" заявили, что связи "BP" с американской администрацией сковывают "ТНК-BP" с точки зрения распространения деятельности на страны, которые занимают антиамериканскую позицию, но находятся в дружественных отношениях с Москвой.
По словам Фридмана, российские акционеры, разумеется, уважают правительства Великобритании и США, но считают, что "ТНК-ВР" - российская компания и должна руководствоваться прежде всего интересами акционеров и российскими экономическими интересами в целом".
Фридман, наряду с Виктором Вексельбергом и Леном Блаватником, входит в число трех магнатов, владеющих контрольным пакетом консорциума "AAR", которому принадлежит 50% совместного предприятия "ТНК-BP".
Вексельберг, в свою очередь охарактеризовал спор между партнерами как нечто, равносильное войне: "Существует конфликт. (...) В компании, по сути, ведутся военные действия, то, что происходит, - это дурдом". Опровергая заявление Сазерленда о неэтичности поведения "AAR", Фридман заявил, что российское правительство оказывает моральную поддержку российским акционерам предприятия.
Он повторил прежнюю угрозу подать на "BP" в Международный арбитражный суд, требуя, чтобы BP прекратила прикомандировывать своих сотрудников к "ТНК-BP", а также чтобы были назначены независимые члены совета директоров на место тех, кандидатуры которых внесены "BP".
Обмен оскорблениями отражает накал ссоры за контроль над ценным активом, который добывает примерно 1,5 млн. баррелей сибирской сырой нефти в день. По сообщениям в российской прессе, партнеры по "AAR" вызвались обменять свою половинную долю предприятия на 7,5% акций "BP"; стоимость этого пакета превышает 8 млрд. фунтов.
Внутреннюю борьбу усугубляет широко распространенное мнение, что Кремль хочет взять это предприятие под свой контроль посредством какой-либо государственной компании - "Газпром" или "Роснефть".
На протяжении последних шести месяцев "ТНК-BP" подвергается систематическим притеснениям: сотрудникам отказываются выдавать визы, административно-регулятивные органы проводят проверки, звучат обвинения в промышленном шпионаже. Кульминацией всего этого стала кампания "AAR", направленная на отстранение от должности Роберта Дадли, президента "ТНК-BP", кандидатуру которого внесла "BP".