Запасов нефти хватит как минимум еще на 40 лет
Кристоф Рюль, главный экономист энергетического концерна "ВР", считает, что разговоры о заканчивающихся запасах нефти служат исключительно для подогрева общественности.
Как пишет немецкое издание "Suddeutsche Zeitung", всяческие "ужастики" о скором окончании эры нефти - это для Кристофа Рюля грязная возня с целью воздействия на общественное мнение. По мнению главного экономиста энергетического концерна "ВР", мир имеет достаточно подтвержденных запасов нефти, чтобы покрывать спрос как минимум в ближайшие 40 лет. "Постоянно звучат прогнозы, будто нефть скоро иссякнет. Однако на деле все время открываются новые месторождения", - сказал Рюль нашему корреспонденту.
Для раздуваемой сейчас истерии нет никакого повода, полагает Рюль. С учетом ресурсов, которые еще находятся под землей, нефти хватит надолго. Если запасы указывают на то, сколько нефти или природного газа можно добыть наличествующими средствами, то ресурсы - это совокупный потенциал. Поэтому будущее зависит от того, насколько на базе новых технологий ресурсы превратятся в новые запасы.
Месторождения в океанских глубинах
В этой связи Рюль ссылается на огромный технологический прогресс, который сегодня позволяет выявлять месторождения, которые еще несколько лет назад открыть, а тем более освоить было невозможно. Это, например, месторождения нефти в океанских глубинах. Так называемые нетрадиционные нефтяные резервы вроде нефтеносных песков в Канаде, по мнению Рюля, тоже имеют значительный потенциал. Нефть, говорит он, в экономическом смысле не является статической величиной. "Мы можем получать ее из различных источников, к примеру из биомассы. Решающим фактором является цена с учетом производственных издержек и того, сколько готовы платить потребители", - поясняет Рюль.
Только на прошлой неделе появились результаты исследования независимой организации "Energy Watch Group", свидетельствующие о том, что нехватка нефти почувствуется уже в ближайшие годы. Эксперты рассчитали, что мировое суточное производство, составлявшее 81 млн. баррелей в 2006 году, сократится к 2020 году до 58 млн. Международное энергетическое агентство (МАГАТЭ) в Париже тоже работает над новым прогнозом, который предполагает значительный дефицит мирового предложения сырой нефти. "Ошибка большинства прогнозов заключается в том, что для регистрации имеющихся резервов они продолжают использовать линейную шкалу. Но таким образом недостаточно учитывается технологический фактор", - говорит Рюль.
Впрочем, вполне вероятно, что проблема поглотительной способности двуокиси углерода, влияющей на изменение климата, окажется для мира гораздо более значимой темой, чем сокращающиеся запасы ископаемых энергетических ресурсов. "Споры вокруг конечности запасов нефти уводят от настоящих проблем, которые человечеству необходимо решать с учетом меняющегося климата", - заключает главный экономист "ВР".
Ухватившие свою удачу
Рюль считает, что в настоящее время сложно прогнозировать, продолжится ли рост цен на нефть и достигнут ли они, как полагают некоторые аналитики, $200 за баррель. "Если Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, как и было объявлено, повысит нефтедобычу, то в относительно скором времени ситуация может разрядиться", - объясняет эксперт. Уже заметны признаки, продолжает он, что мировые запасы в нефтехранилищах снова растут. Исходя из этого, Рюль не видит повода приписывать ответственность за повышение цен на нефть спекулянтам, действующим по всему миру. "Они, без сомнения, ухватили свою удачу. Однако было бы заблуждением считать, что кто-то дергает ниточки за спинами потребителей".
По мнению эксперта, за прошедшие 30 лет нефтяной рынок коренным образом изменился. Более 90% резервов находятся в управлении государственных нефтяных компаний нефтедобывающих государств. Тем самым они в значительной мере влияют и на цену. Напротив, большие западные энергетические концерны все сильнее подталкиваются к специализации на высоких технологиях. И хотя они получают выгоду от высокой цены на нефть, им приходится сосредотачиваться на труднодоступных месторождениях, цитирует издание "InoPressa".
Освоение таковых предполагает крайне высокие инвестиционные вложения и наличие самой современной техники. К тому же от постройки деррик-крана до начала нефтедобычи проходит в среднем семь лет. По мнению Рюля, узкие места международного нефтяного рынка - это, в частности, результат недостаточного объема инвестиционных вложений в больших нефтедобывающих государствах вроде России и Венесуэлы. Там постоянно случаются аварии, ведущие к сокращению нефтедобычи.
Одновременно Венесуэла и другие производители субсидируют собственных потребителей. То же самое происходит в Китае. Там государство тоже в значительной мере субсидирует топливо. Эксперты исходят из суммы дотаций в $37 млрд. в год. Рюль говорит: "Спрос в этих государствах растет. Таким образом, дотации искажают рынок и провоцируют рост цен на нефть".