foto1

Работая IT-менеджером в одном из подрядчиков новоиспеченного оператора мобильной связи Астелит (сейчас -lifecell), Назар Курочко в далеком 2005 году столкнулся с серьезной проблемой. У турецких акционеров life:) требования к инфраструктуре и сервисам были на то время намного выше, чем у наших.

«С меня спрашивали такой уровень услуг, который сложно было предоставить, работая с Укртелекомом или с региональными подрядчиками. Но все камни все равно летели на меня», - вспоминает он.

У Назара произошел внутренний конфликт. С одной стороны решения не было, а с другой – проблему в любом случае надо было решать. Ему повезло, что за два года работы с life:) (2004-2006) он раззнакомился с менеджерами из первой двадцатки операторов и понял, как этот бизнес работает.

IT-менеджер принял решение испытать счастье и начать собственный телеком-проект. Тем более что оптоволоконных сетей в 2004-2005 годах было мало. Большая часть сетей последней мили (участки непосредственно до абонента) работала «на меди». А самым большим оператором интернет-доступа, да и в принципе всей телеком-инфраструктуры в стране был Укртелеком.

Гигатранс. Начало

В 2006 году появилась компания Гигантранс (впоследствии - Гигатранс Украина, GigaTrans), которая станет со временем одним из крупнейших в Украине операторов на рынке транспорта интернет-трафика и передачи данных.

Назар Курочко утверждает, что не привлекал для старта дополнительное финансирование и партнеров.

«Все началось с аренды половины стойки маленького телеком-оператора GigaTrans на Леонтовича, 9. У меня были хорошие отношения с турецким клиентом (life:)). Не нужен был отдел продаж. Я сам на первых порах им был», - вспоминает предприниматель.

Cложно представить, что бизнесмен создал довольно крупный по украинским меркам бизнес вообще без финансовой поддержки - за свои. «Я знаю, где он взял деньги. Но сказать об это мне могу», - отмечает один из игроков на рынке. Собеседники редакции в сфере телекома обходят этот вопрос стороной. Возможно, не стоит искать черную кошку в темной комнате. Но чувство недосказанности сохраняется.



У Назара были хорошие отношения не только с life:), но и с компанией K-Trade, которая раньше была крупным поставщиком серверного оборудования. И запуск проекта, по его же словам, не обошелся дорого. «Для создания интернет-провайдера нужно было только два сервера Dell и один маршрутизатор», - рассказывает бизнесмен.

Плюс нужно было заплатить до тысячи евро за регистрацию автономной системы интернет адресов в RIPE. Тогда еще не было проблем получения IP-адресов и они стоили копейки. «Еще за $200 долларов можно было сделать сайт. И все, самое время начинать рассказывать, что появился новый провайдер», - уточняет бизнесмен.

Началась стройка транспортной сети связи для большинства структур, которые в Украине входили в турецкий холдинг Turkcell. Каналы арендовались у магистральных компаний, а последние мили в городах прокладывались самостоятельно. Изначально было построено около 16 км своей оптики в Киеве.

Все деньги, которые GigaTrans зарабатывал, снова вкладывались в развитие сети. Так он постепенно рос. Выручали поступления от такой уходящей в прошлое услуги, как подключение к сети. По оптике включиться в интернет было недешево. И клиенты были готовы за это платить, чтобы оперативно получить каналы передачи данных на больших скоростях.

«В те времена – 2006 -2010 годы - каждую неделю были какие-то обрывы. Или все так стремительно развивалось, или работало много непрофессионалов», - вспоминает Назар.

Как он говорит, довольно долгое время прошло, чтобы «охотники за ценными металлами» научились различать, где лежит медь, а где – оптика. «И у нас чуть ли не половина таких обрывов была связана с действиями «ребят-металлоискателей»», - подчеркивает бизнесмен.

Строили-строили и наконец построили

Сейчас собственная сеть оператора составляет более 800 км в столице. В Киеве Гигатранс вложил в прокладку оптики около $10 млн. «GigaTrans – заметный игрок на рынке каналов связи», - отмечает директор по корпоративным коммуникациям Укртелеком Михаил Шуранов. Он добавляет, этот рынок значительно более системный, чем рынок провайдеров непосредственно доступа к интернету, поскольку требует значительных инвестиций в инфраструктуру.

Основные конкуренты GigaTrans, по словам Назара, часто являются и основными партнерами (GigaTrans имеет отдельное направление бизнеса по построению последней мили для других компаний). К партнерам-конкурентам он относит Инфоком, Киевстар, Vega, Датагруп, ВОЛЗ.

СЕО Датагруп Михаил Шелемба говорит, что GigaTrans играет преимущественно в другом ценовом и клиентском сегменте. Расценки у Гигатранс, как правило, ниже. Компания играет ценой.

Как появились первые партнеры

Как уже говорилось, Назар Курочко не привлекал партнеров, чтобы начать бизнес. В некоторых юридических нюансах бизнеса ему помогал его брат Максим. И до сих пор в Гигатрансе партнеры не появились, так же как и во второй компании, которую Курочко открыл по мере роста своего дела, - Гигацентр (центр обработки данных, GigaCenter).

Первые партнеры вошли только в третий бизнес предпринимателя -Гигаклауд (GigaCloud). Одним из них стал Антон Хвастунов, с которым Назар знаком еще со времен работы на Астелит ( life:) ). Антон также является коммерческим директором группы компаний Нараза Курочко. В прошлом он - коммерческий директор крупнейшего датацентра Украины BeMobile. Вторым партнером в проекте GigaCloud стал Олег Полищук, соучредитель девелоперской компании UDP, а также партнер ряда известных на рынке проектов в сфере информационных технологий, таких как E-Tender, E-Docs, Health24.

Почему никто из политиков не "отжал" компанию или долю в ней?

Журналист LIGA.net не мог упустить этот вопрос. К успешным бизнесам, а особенно во времена старой власти, часто приходили люди в должностях или при погонах и любезно просили поделиться. Даже крупным мобильным операторам приходилось продавать свои карточки пополнения счета через компанию младоолигарха Сергея Курченко.

Назар и Антон говорят, что всегда старались вести себя на рынке "аполитично и аккуратно". И поэтому, мол, никто не отжал их бизнес и не стал «партнером поневоле».

"Если доверяют сердце бизнеса, то, как правило, заказчик видит в нас стратегического партнера. Ни один переезд клиента в облако не завершился тем, чтобы мы не познакомились с владельцем бизнеса или управляющим»», - разъясняет Антон Хвастунов.

Он советует обратить внимание, что группа компаний не продает железо, где чаще всего происходят какие-то разборки, идут откаты. Не занимается интеграцией, где та же история. «Мы всегда занимались сервисом, за который в принципе всегда готовы платить деньги», - уточняет Хвастунов.

Времена FS и EX - трафик взлетел

«В 2010 году начался новый тренд: каждый уважающий себя интернет-провайдер считал, что у него должна быть своя серверная или центр обработки», - вспоминает Назар Курочко. Так можно было продавать услуги в комплексе: каналы связи + хранение серверов.

В истории Гигатранс очень важную роль сыграло развитие файлообменных сервисов и хранилищ с видеоконтентом.

GigaCenter (отдельный коммерческий датацентр Назара) запустился в 2014 году. «В то время, когда был расцвет EX.ua и FS.to, мы были для них главной сетью раздачи трафика», - отмечает основатель GigaTrans. Время этих сервисов продолжалось вплоть до конца 2016 года, пока их деятельность не приостановила киберполиция.

Серверы видеохранилищ находились на площадках разных операторов и датацентров. А GigaTrans, по утверждениям его основателя, предоставлял им услуги передачи данных, будучи крупнейшим на то время трафикогенератором в стране.

«Поэтому много шишек сыпалось именно на нас. Наши же IP-адреса были указаны. Но они хорошо платили», - вспоминает Назар.

Хотя, как говорит один из собеседников редакции на рынке, полный эксклюзив у GigaTrans был только на трафик fs.to. По его словам, наибольшая концентрация трафика Ex.ua действительно была у проекта Назара Курочко. Но только в течение одного года.

Среди так называемых белых онлайн-кинотеатров в клиентах у GigaTrans есть Megogo, который размещался на его площадках с момента своего основания.

«Если FS возродится, мы с радостью их подключим опять», - посмеивается CEO GigaCloud Артем Коханевич. Но группа компаний при этом минимизирует риски и старается подключать клиентов только тогда, когда такая услуга осуществляется на законных основаниях.

Потеря трафика FS и EX не сказалась на компании настолько негативно, как уход с рынка многих банков за последние годы. «Банковский кризис ударил по нам значительно сильнее», - сетует Курочко. Например, часть сети Дельтабанка была построена на GigaTrans.

Как растет облако

«Основные наши клиенты сегодня – это финансовые структуры, ритейл, агро, государственные проекты (КГГА, Метрополитен), разработчики софта», - рассказывает Антон Хвастунов. Облако GigaCloud размещено на площадках в Киеве и в Варшаве. В GigaCloud работает 35 человек и его штат быстро растет. Всего в группе компаний - порядка 120 человек.

Доходы от облачного бизнеса уже начинают обгонять доходы от предоставления услуг размещения в датацентре. Спрос на колокейшен (размещение серверов) на рынке слабый. Гигацентр работает уже 4 года, а заполнен только на 40%. «По нашим оценкам, сейчас мы продаем больше всего облачных услуг на рынке. То есть, к нам приходит больше всего новых заказчиков», - отмечает Артем Коханевич. Соперничает GigaCloud, по его словам, разве что с облаком Де Ново.

“Если они были первыми, то как они могли при этом тягаться только с нами? А мы при этом ой как тягались с Amazon Web Services и Microsoft Azure (глобальные облачные провайдеры – Ред.)” – удивляется CEO Де Ново Максим Агеев. Он намекает на то, что конкуренция явно не ограничивается сугубо украинскими облаками. Рынок хранения данных глобальный.

«Мы готовы конкурировать и с Amazon, и с Azure. И мы это делаем ежедневно», - говорит Антон Хвастунов.

По оценкам Агеева, оборот Gigacenter + GigaСloud (только колокейшн и облака, без телекома) в прошлом году составил несколько десятков миллионов гривень. “А, например, Lattelecom (прибалтийский датацентр, работающий удаленно через сеть Укртелекома – Ред. ) плясал где-то ближе к $2 млн», - отмечает Максим Агеев, давая понять, что крупных игроков на нашем рынке все-таки хватает.

Как Назар Курочко стал партнером Александра Ольшанского

По мере того как в украинском интернете появляется все больше контента, нужно искать пути, как эффективно им обмениваться между собой, чтобы у абонентов даже очень тяжелые файлы загружались быстро и без перебоев. Частично эту задачу решают так называемые точки обмена трафиком. Раньше в Украине была только одна такая точка UA-IX, которую создало сообщество интернет-провайдеров. Но чем больше трафика становилось, тем привлекательнее ставал этот бизнес. Появились коммерческие точки обмена. Одна из них – Giganet.ua. Но она не входит в группу компаний Курочко. Назар в ней участвует на правах миноритария. Главный акционер – Александр Ольшанский, основатель компаний Imena.ua, Mirohost.

«Меня пригласил Александр Ольшанский как стратегического партнера в этот бизнес. Из-за того же Megogo, FS, EX мы были основным трафикогенератором в Украине», - говорит Назар Курочко. По его словам, Ольшанскому нужен был трафик в новую точку.

«Мне, кстати, и название понравилось», - смеется Назар.

«Giganet сейчас – самая большая точка обмена трафиком в Украине. Где-нибудь в Европе это был бы уже высокодоходный бизнес. У нас же все услуги обходятся, как обычно, очень дешево. Но, я думаю, что в перспективе к нам зайдет международный игрок (например, европейская точка обмена трафиком) и выкупит одну из существующих на рынке компаний,» - рассчитывает Назар Курочко. Трафик в Giganet, по его словам, постоянно растет. И уже дотягивает до терабита.

Объемы трафика в Giganet

Когда в Европу

«Мы сейчас смотрим в сторону Европы и всего мира. Хорошо работаем на украинском рынке. Но все-таки хочется зарабатывать в Евро», - делится Назар.

Часть облака в Европе (в Польше) - это уже первый и стратегически важный шаг. Сейчас украинская компания только изучает близлежащие страны на предмет выхода туда в 2019 году. Появление в ЕС – это новые офисы: службы продаж и поддержки. Задача явно непростая.

Но основная цель на сегодня, как утверждают менеджеры группы, - все-таки сосредоточиться на Украине. Сначала все бизнес-процессы нужно отработать в нашей стране.

«Планы в Украине – стать национальным облачным оператором №1. Будем запускать новые сервисы на базе облака. Сейчас уже запущен первый SAAS (Software-as-a-Service) - облачное видеонаблюдение для среднего и малого бизнеса», - прогнозирует Антон Хвастунов. «Мы чувствуем, что у нас здесь есть где-то 3-5 лет спокойной работы без особого давления со стороны международных компаний. Таких как Microsoft (Azure), Amazon (AWS). Они, наверное, для нас все-таки основная угроза», - добавляет Артем Коханевич.

О потенциальных сделках и амбициях

Регулярно Назару Курочко поступают предложения по продаже бизнеса. Но он пока отказывается. Считает, что не время.

«Через пять лет я вижу свой бизнес как международную группу компаний. Которая присутствует на 2-3 рынках. Кроме Европы, может быть, еще в странах средней Азии, Африки», - рассказывает бизнесмен о своих более далеких планах. Он видит себя в будущем все-таки не основным собственником, а миноритарным управляющим партнером. Мажоритарием, как считает Назар, станет крупная международная компания.

«Это рано или поздно произойдет. Кто-то выйдет на наш рынок и купит самого крупного игрока. Соответственно, наша задача - стать им», - прогнозирует Артем Коханевич.

Сейчас Курочко оценивает, что его бизнес (вся группа компаний, куда, помимо GigaTrans, уже входят GigaCenter и GigaCloud) стоит десятки миллионов долларов.