ipnews.in.ua


Сокращение количества каналов УПУ позволит кабельным оператором взимать плату с каналов, которые были исключены из обязательного пакета. Оставшиеся за бортом каналы  заявляют, что будут обжаловать в суде решение регулятора. Они ссылаются на опыт западных стран, где ситуация прямопротивоположная - кабельные сети  платят телеканалам за трансляцию.
 
ЛІГАБізнесІнформ разобралась в экономике отношений производителей и распространителей ТВ-контента.

Кто теряет

Если в старой редакции списка УПУ насчитывалось от 32 до 35 каналов в зависимости от региона, то из новой редакции выпало сразу 17 цифровых телеканалов. Больше всех потеряла группа Интер - из восьми каналов осталось всего три. Медиагруппа Украина (МГУ) потеряла два из трех телеканалов, 1+1 медиа - один из трех. Сокращение списка не распространилось на четыре канала StarLightMedia (SLM). "За бортом" списка остались еще 8 телеканалов - государственный БТБ, Xsport Бориса Колесникова, Эспрессо Николая Княжицкого, Business, 112 Украина, а также каналы-пустышки Dobro, Винтаж и Эскулап. ( собственники неизвестны)

Кроме местных вещателей, в УПУ осталось 13 аналоговых телеканалов: три канала группы Интер (Интер, НТН, К1), один канал МГУ (Украина), четыре канала SLM (СТБ, Новый канал, ICTV и М1), два телеканала 1+1 медиа (1+1, ТЕТ), государственный НТКУ, 5 канал и Тонис.

Против сокращения УПУ выступают все крупнейшие телегруппы,  кроме 1+1 медиа. "Мы считаем, что пришло время очистки рынка от каналов, которые попали в УПУ вследствие политических решений. Сокращение создаст конкуренцию. Например, Телеканалы БТБ, Эскулап, Винтаж полностью неконкурентоспособны с точки зрения качества контента.", - считает исполнительный директор 1+1 медиа. Ярослав Пахольчук,

Правда кабельщиков

Раздутый список УПУ невыгоден кабельным операторам, использующим устаревшую аналоговую сеть. Таких большинство - по данным Киевского международного института социологии (КМИС) - 85%. Эти провайдеры технически не могут показывать более 50 каналов, поэтому чем меньше обязательных бесплатных каналов тем  для них выгоднее.  "Решение Нацсовета в 2012-м было дискриминационным. Это прямое вмешательство в наш бизнес", -  поясняет директор регионального кабельного оператора Основа ТВ в Чернигове Сергей Малявко.

Телеканалы не состоящие  в УПУ тратят на присутствие в кабельных сетях всех мало-мальски крупных городов от  четырех до десяти млн грн ежегодно, говорит директор по развитию сети одного из телеканалов "Например, Воле мы платим 50 000 грн в месяц. Это было добровольно-принудительное условие: хотите в сеть - тогда платите. Но Воля далеко не одна", - объясняет он.

Сергей Бойко, президент кабельного оператора Воля, уверяет, что цена услуг обоснована - компания несет затраты на трансляцию: "Расходы на распространение одного аналогового канала составляют примерно 60 000 грн., а цифрового в два раза меньше - 30 000 грн в месяц",  - уверяет Бойко.

Естественно, что сокращение списка УПУ позволяет кабельным провайдерам заработать дополнительные средства за счет 17 "выпавших" цифровых телеканалов. Сегодня кабельщикам платят за трансляцию своего сигнала около 30 украинских спутниковых каналов. Если к ним присоединятся еще 17 "выпавших" из УПУ цифровых телеканалов, операторы кабельного ТВ получат шанс заработать дополнительно от 60 до 150 млн грн в год.

На тропе войны

В то же время в западных странах преобладает противоположная практика - именно кабельные сети платят телеканалам за поставку контента. А существование УПУ ограничивается государственными и общественными каналами. Но в Украине сложилась традиция, когда кабельные операторы  платят  исключительно иностранным телеканалам, в том числе российским. В среднем роялти составляет 10 центов с абонента в месяц. К примеру, при такой схеме Воля, которая декларирует 1,1 млн абонентов, должна выплачивать каждому телеканалу, который она транслирует, по $1,3 млн в год.

"Рекламодатели нам неоднократного говорят, что они устали оплачивать телеканалам ту часть бизнеса, которую должны финансировать кабельные операторы", - уверяет баинг-директор рекламного холдинга Dentsu Aegis Network Ukraine Юля Карпушина.

Сейчас телегруппы пытаются найти механизм воздействия на кабельных провайдеров. Но Нацсовет, как госрегулятор, в этой борьбе телеканалам не поможет: "Лезть в кошелек кабельщиков, чтоб выяснить, кто кому должен платить, регулятор не будет", - отмечает глава Нацсовета Юрий Артеменко.

Читайте также: Кризис на ТВ. Что лишает сна главных телебоссов Украины?

В SLM считают, что отношения кабельных операторов и телеканалов должны решаться путем переговоров. "Стоимость трансляции канала зависит не только от кабельного оператора и его покрытия, но и от телеканала. Есть более или менее ценные для зрителя каналы, и мы готовы обсуждать с кабельщиками их цену", - объясняют в SLM.

Группа 1+1 медиа также готова находить компромиссы с кабельщиками. "Цена необязательно должна быть единой для всех операторов, ведь они предоставляют различные сервисы по качеству, и отличаются по размерам абонентской базы, - отметил Похальчук. - Мы сейчас приблизились к тому моменту, когда для телегрупп может образоваться новый рынок".

В то же время Интер, МГУ и Эспрессо не отказываются от перспективы оспорить через суд сокращение списка УПУ. По словам юриста Эспрессо Юрия Крайняка закон не разделяет эфирное телевидение на аналоговое и цифровое. Поэтому список УПУ все равно должна включать цифровые телеканалы. В этом Крайняка поддерживает и МГУ. Однако дискуссии по этому вопросу между участниками рынка далеки от завершения.