Фото: pixabay.com

На днях премьер-министр Владимир Гройсман обратился в правоохранительные органы, чтобы те детально проверили, как проходил 4G-конкурс. Глава правительства моментально отреагировал на скандальные заявления лидера Радикальной партии Олега Ляшко. Последний буквально ошарашил своим инсайдом: недавний тендер на частоты в диапазоне 1800 МГц - это якобы "масштабная афера". Напомним, по его результатам эфир разделили между собой Киевстар, Vodafone и lifecell, которые заплатили за лицензии государству в общей сложности 5,43 млрд грн.

Ляшко считает, что стартовая стоимость 4G-лотов была занижена в 15 раз. А настоящая стоимость частот, если бы их продажа была честной - не менее 20 млрд грн. "В результате коррупционного сговора у украинцев украли как минимум 15 млрд грн", - утверждает главный радикал.

Читайте также - Имя, сестра! Как мошенники воруют по SMS и при чем здесь Monobank

Как объяснил Гройсман, ответственным за проведение открытого конкурса является Национальная комиссия по вопросам регулирования связи - орган, независимый от Кабмина. "Но правительство не может не отреагировать на заявление о возможном вреде, нанесенном государству", - подчеркнул премьер. 

Здесь примечательно, что и условия 4G-тендера, и непосредственно стартовую цену лотов разрабатывал и просчитывал телеком-регулятор, а утверждало правительство. А теперь его глава подверг сомнению постановления, подписанные им же. Заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив называет такой ход "странным поведением". Но замглавы МЭРТ Максим Нефьодов его оправдывает. "Когда депутат нам присылает (жалобу. - Ред.), мы передаем в органы всегда. Иногда ТАКИЕ жалобы бывают (грустный смайл)", - подчеркивает он. По мнению Нефьодова, если бы Гройсман так не поступил, это выглядело бы, как "не дали ход, покрывают преступников, бла-бла".

Теперь самое интересное: откуда у Олега Ляшко расчеты по частотам? Ведь он явно не телеком-эксперт и не участвовал в рабочих группах по подготовке конкурса. И на самом конкурсе этого не было.

На это у Нефьодова тоже есть ответ - вопросом на вопрос: "А откуда у него данные по тепловозам?! А по проникновению импорта в закупки? Депутаты - цвет нации, им виднее!".

А тепер серьезно. В любом случае Олегу Ляшко вряд ли приснились "украденные" 15 млрд. Хотя и этой версии тоже исключать нельзя. Три независимых друг от друга источника (два - во власти, один профильный топ-менеджер) на правах анонимности предположили, что с информацией депутату могли подсобить представители компании Giraffe, которую контролирует экс-президент Киевстар Игорь Литовченко. Его компания тоже претендует на 4G. Но она требовала от Нацкомиссии переоформить ей на льготных условиях лицензию в диапазоне 2,3 ГГц для связи нового поколения еще до проведения больших 4G-конкурсов, в которых участвовали Киевстар, Vodafone Ukraine и lifecell. Но НКРСИ отказала - посчитала, что для такого переоформления нет законных оснований.

"Логично предположить, что есть компания, которая недовольна прозрачными тендерами и выдачей лицензий 4G. От этой компании поступил запрос Ляшко, а Гройсман просто реагирует так, как ему кажется правильно политически”, - говорит высокопоставленный собеседник LIGA.net на телеком-рынке.

Читайте также - Покорившие Walmart: украинский AR-стартап пошел дальше Disney

Представители Giraffe участвовали в предварительной подготовке к конкурсам. На этом этапе была нанята британская аналитическая компания Analysys Mason, которая потом отчиталась перед телеком-регулятором и заинтересованными в 4G частными компаниями, оплатившими ее услуги, какой ценовой диапазон может быть у лицензий на тендере. Наработки британцев и легли в основу расчетов стоимости выданных недавно лицензий. То есть у компании Литовченко доступ к результатам исследования был.

 LIGA.net связалась с директором Giraffe Андреем Дронюком. Тот отрицает возможную передачу данных Олегу Ляшко или кому-либо еще. "Никаких расчетов по 4G мы никому стороннему не передавали", - отметил он, добавив, что его компания выражала согласие с предложенными британцами расчетами.

Собеседники в телеком-регуляторе говорят, что комиссия уже получила и копию обращения Гройсмана, и депутатский запрос Ляшко. И в прилагающихся к ним данных есть одна интересная деталь: те же странички из работы Mason, что и в летнем депутатском обращении ещё одного депутата - Борислава Березы. "Поэтому круг "подозреваемых" сужается до участников нашей рабочей группы", - полагает источник.

Береза в июне высказывал в адрес НКРСИ примерно те же претензии, что и Ляшко.

"Ну, що? Хочете нову маленьку #зраду про великі гроші? Тоді поговоримо про LTE мережу та про те, як намагаються позбавити бюджет України 45 мільярдів. Тема важка і складна. Сам ще розбираюсь, і тому запрошую всіх експертів, які знаються, допомогти мені", - написал он у себя в Facebook 19 июня.

Только, как видно, сумма "убытков", упомянутых Березой, в три раза больше, чем потери государства, насчитанные Олегом Ляшко. Летом прошлого года источники LIGA.net также указывали на то, что данные могли попасть к депутату Березе от Игоря Литовченко. Но ни подтверждений, ни опровержений этой информации не нашлось. Последствия июньского запроса были довольно серьезные: Генпрокуратура через суд получила временный доступ к вещам и документам НКРСИ. Но после проверок дело заглохло. Как Береза, так и Ляшко не ответили на сообщения журналиста LIGA.net в Facebook.

Теперь о самом главном. Откуда такие большие цифры? Действительно ли британские аналитики насчитали, что цена 4G-лицензий должна быть значительно выше?

В распоряжении LIGA.net есть копия расчетов Analysys Mason. В их исследовании приведены рекомендации по аукционной стоимости радиочастот для трех типов мобильных операторов: больших, средних и малых. Согласно этому анализу, стоимость эфира в диапазоне 1800 МГц должна составлять от 265 млн грн до 4075 млн грн за 5 МГц. Но НКРСИ предложила Кабмину утвердить постановление, согласно которому стартовая цена этого же диапазона не должна превышать 265 млн грн - то есть минимальную границу расчетов. При таком подходе государство собрало бы около 4 млрд грн, если бы все лоты ушли по стартовой цене. Но так как по последним трем лотам были торги, общие сборы увеличились в итоге до 5,43 млрд грн.


Если бы регулятор предложил Кабмину установить максимальную рекомендованную цену за эфир (для больших операторов), то общая сумма сбора на аукционе могла бы составить 61 млрд грн. Эта просто фантастическая цифра, равная пяти годовым оборотам Киевстар. Также примечательно, что три 3G-лицензии были проданы в 2015 году менее чем за 9 млрд грн. Как рассказывал ранее глава телеком-регулятора Александр Животовский, операторы вряд ли бы пошли на тендер с ценой, большей, чем минимальная. Ведь чтобы у комиссии была возможность его провести, мобильщики добровольно отказались от 2G-лицензий на эти же частоты. То есть они изначально знали, на что идут. Три первых лота ушли без аукциона. Это в НКРСИ объясняли тем, что трем операторам нужно было обеспечить непрерывность ведения бизнеса. Ведь если предположить, что кому-то из них вообще не досталось бы частоты, то пострадали бы уже существующие абоненты, которых компания обслуживает в 1800-м диапазоне.

Разумеется, с аргументами НКРСИ можно было бы спорить. Но в течение года во время открытой наработки документов этого так никто и не сделал.

Как говорит один из собеседников, стоит ожидать реакции и следственных действий от Генпрокуратуры, так как Ляшко направил обращение и в этот орган. Более того, по информации LIGA.net , представители некоторых силовых структур еще до прохождения тендера пытались его заблокировать. Но не получилось. "Правоохранители могут возбудить дела и что-то остановить. Но я сомневаюсь", - резюмирует один из собеседников редакции в госорганах.