dc5a8dae9ff174a87a8fac3ca28d0569.jpg

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации обязала всех интернет-провайдеров с 1 января указывать в договорах с абонентами минимальную скорость доступа в сеть. На днях это решение вступило в силу.

Меньше чем через три месяца провайдеры должны будут уведомлять в документах клиентов о минимально доступной, а также максимальной скорости входящего и исходящего интернет-трафика.

Как отреагируют на такое нововведение участники рынка?

Нужно сказать, что провайдеры и так не скрывали технологического максимума своих сетей или, наверное, даже приукрашивали его. На сайтах участников рынка обычно указываются верхние скоростные пределы рядом с рекламируемыми тарифами. Так, у Киевстара при заказе тарифного плана Безлим 100 указанная скорость равна 100 Мбит/с, а у Ланет в тарифе Протон+ - 200 Мбит/с. У Укртелекома все еще проще. Под описанием тарифа Свободный для разных городов в графе Скорость красуется фраза "Без ограничений". Правда, со сноской, где мелким текстом указано, что это информация о скорости закачки данных. А исходящий трафик, оказывается, имеет явные ограничения - до 3 Мбит/с.


Как указать максимально доступную скорость, операторам в принципе понятно. Она зависит от ряда составляющих и переменных: технологии построения сети, ее качества, количества закупленного оптового трафика как в пределах страны, так и "на мир", маршрутизации трафика, возможностей используемого порта, Wi-Fi-роутера клиента и так далее. Но тем не менее гипотетический технологический максимум (как и среднюю температуру по больнице) все-таки высчитать и указать можно. А как быть с минимально гарантированной скоростью? Ведь она зависит от все тех же перечисленных параметров, которые чуть ли не для каждого абонента в разное время могут значительно отличаться.

Начали не с того

Как говорит глава правления Интернет ассоциации Украины Александр Федиенко, регулятор не с того начал. Ведь у нас, по его словам, не выписано четких правил того, как должна продаваться интернет-услуга, нет работающего органа надзора. "Тогда почему бы мне не продавать интернет в помидорах, а не в Мбит в секунду?" - шутит он.  

"Нет и детальных процедур измерения такого параметра качества, как скорость. Где и когда ставить измерительное оборудование? Какое оборудование использовать? Сколько измерений делать, какова их продолжительность? Какие формулы подсчета результатов, требования к квалификации лиц, проводящих такие измерения?" - задает много риторических вопросов директор по корпоративным коммуникациям Укртелекома Михаил Шуранов.

Поэтому, по мнению Федиенко, провайдеры сейчас начнут трактовать новое предписание кто как может. И для потребителя ничего не изменится. Возможно, даже, наоборот: станет более непонятно, на какой показатель обращать внимание в тарифах провайдеров. Его предположение в принципе подтверждают сами участники рынка. Каждый воспринимает указание НКРСИ по-своему.

Кто в лес, кто по дрова

В Укртелекоме считают, что операторы и провайдеры укажут заведомо заниженную скорость доступа в интернет. Это будет происходить по двум причинам. "Во-первых, минимальная скорость доступа, в отличие от условий тарифа, его цены и качества сервиса не будет важным критерием выбора. Во-вторых, для подстраховки от возможных злоупотреблений проверяющими органами", - считают в компании. Сейчас Укртелеком готовит изменения в типовые формы абонентских договоров на 2017 год, где будет прописана минимальная скорость, заведомо достижимая при любых условиях. "Точную цифру назовем позже", - отмечают в компании.

Руководитель одного из юрлиц группы Триолан Вадим Сидоренко придерживается похожего мнения: участникам рынка нужно будет дописать, что минимально возможная скорость равна нулю. "То есть будет в договоре указано, что, мол, даем 100 Мбит, но минимально возможен ноль", - уточняет менеджер. Он добавляет, что Триолан сейчас вообще не указывает в договоре скорость, а только технические возможности порта, к которому подключается абонент (например, порт на 100 Мбит/с или на 1 Гбит/с).

Читайте также: На пути к 4G: излишки частот Киевстара может получить lifecell

Технический директор Ланет Антон Марчук говорит, что их юристы сейчас тоже работают над новой версией договора. И возможно, придется с нового года изменить условия тарифов. Он еще точно не знает, какая будет указана минимальная скорость. Но варианта Вадима Сидоренко не исключает.

Александр Федиенко резюмирует, что реальной проблемой рынка является не отсутствие указанных гарантированных скоростей, а отсутствие градации в тарифах по качеству оказания услуги. Он поясняет, что сейчас практически все абоненты, даже бизнес-клиенты, подключаются к одинаковым для всех дисконтным тарифам и думают, что интернет у них будет работать всегда и без перебоев. "А в Европе потребитель четко понимает, когда он платит за качество интернета не 3 евро, а 30 евро. Он покупает гарантию того, что связь не пропадет. У нас же культура потребления услуги интернет-доступа стерта демпинговыми войнами самих же провайдеров", - подчеркивает он.