Владимир Гройсман, Степан Кубив и другие участники встречи

Правительство в середине января приняло концепцию развития цифровой экономики и общества Украины до 2020 года. А вчера премьер-министр Владимир Гройсман, который взял эту сферу под личный контроль, провел открытую встречу с представителями крупного бизнеса, чтобы обсудить, с чего начать.

Миссия очевидна

Гройсман заявил, что экономика пока растет не очень быстро. И 2-3% в год роста ВВП недостаточно. “Наше задание - 5% плюс. И я думаю, что цифровая экономика позволит нам быть достаточно быстрыми”, - отметил он.

Цифровая экономика - это не столько о развитии IT-компаний, сколько о внедрении цифровых технологий в образование, медицину, промышленность и сельское хозяйство. Премьер и министр экономического развития Степан Кубив в ходе своих спичей упомянули ряд факторов, которые негативно сказываются на цифровом потенциале страны. Среди них - отток человеческого капитала и открытие офисов технологических компаний вне Украины.

“Мы видим украинский след человеческого капитала и в Америке, и в Европе”, - говорил Кубив.

Атака цифрами

После прелюдий о глобальных проблемах и смыслах дискуссия свелась к извечному вопросу - к инфраструктуре. “Инфраструктура - это основа экономики. Без нее все эти слайды (цифровой концепции. - Авт.) работать не будут”, - отрезал глава парламентского комитета ВР по вопросам информатизации и связи Александр Данченко. То есть сначала людей нужно подключить к скоростной сети, а потом уже предоставлять им цифровые сервисы.

Тут пошли интересные цифры из концепции, которые озвучивал Степан Кубив. Сейчас, по его словам, в Украине 5,5 млн абонентов скоростного интернета. Но если ежегодно привлекать в развитие инфраструктуры по $3 (!) млрд инвестиций, то к 2020 году абонентов будет 15 млн.

Читайте также: Тупик или голубой океан: как устроен украинский рынок дронов

5,5 млн - это, пожалуй, самая пессимистическая оценка количества интернет-клиентов в Украине. Даже Госстат по итогам года дает 9,8 млн абонентов широкополосного доступа (из них половина - это радиоинтернет). Оценки частных исследователей тоже значительно различаются. Согласно прошлогодним данным Factum Group, скоростным бродбендом пользуются уже 65% наших граждан. Это косвенно свидетельствует о том, что в нашей стране должно быть уж точно больше 10 миллионов домохозяйств, подключенных ко всемирной сети.

Отдельно следует сказать об инвестициях $3 млрд в год. За три года (включая 2020-й) это $9 млрд. На эти деньги можно без проблем купить десяток Укртелекомов. А у одного Укртелекома 1,5 млн абонентов скоростного интернета.

И снова здравствуй, фонд

На фоне таких цифр озвученное СЕО Датагруп Михаилом Шелембой предложение подключить к интернету по спутнику до 10 000 школ за полгода за 100-200 млн грн выглядело копеечным.

Владимир Гройсман явно заинтересовался. "Мы можем решить это сейчас. Это очень хорошее предложение", - сразу же отреагировал он. И даже упомянул, что деньги на эти нужды можно взять из поступлений в бюджет от тендеров 4G, которые проходят в настоящее время.

В общем премьер предложил телеком-операторам провести на следующей неделе совместную встречу, чтобы понять, что им нужно, чтобы подключать к сети людей.

Гройсман уверен в том, что единственный рабочий вариант для расширения интернет-покрытия - это не льготы для операторов, не субсидии, а создание специального фонда. Государство, мол, сможет взять на себя часть затрат компаний по проведению интернета в села, где с ним особенно тяжело. Причем для каждого региона решение может быть своим: где оптические линии, где спутник, а где 4G.

 Андрей Булах, Джордж Жембери, Петр Чернышов, Михаил Шелемба, Александр Данченко

Александр Данченко напомнил, что еще один вариант привлечения денег - участие Украины в европейском проекте Digital Agenda 2020. Европа будет инвестировать по этой программе 60 млрд евро в ближайшие 5-7 лет. А наша страна якобы из этих денег может претендовать на 5-6 млрд евро для подтягивания инфраструктуры под общий уровень.

Фонд для развития услуг связи явно не новая инициатива в Украине. На протяжении последнего десятилетия разные составы правительства пытаются основать его в том или ином виде. Изначальная идея - создать фонд на покрытие затрат на фиксированную связь в сельских и труднодоступных районах. Платить отчисления в фонд должны были бы сами операторы. Идея неоднократно реинкарнировала уже в образе фонда для развития интернета в селах. Но всякий раз инициаторы захлебывались в собственном проекте: откуда брать деньги и кто именно из операторов их достоин - это всегда было дилеммой.

"Дайте частоты, фонда не надо!"

Мобильные операторы против фонда. Как заявил Liga.net после мероприятия президент Киевстар Петр Чернышов, такие инициативы не приносят ничего хорошего. И государственные деньги вряд ли будут использованы эффективно.

Мобильщики просят дополнительные частоты. 4G-тендер и выставленные на нем полосы в диапазонах 1,8 и 2,6 ГГц не решат всех проблем с покрытием. Чтобы идти в село, нужны более низкие полосы. "Если нам дадут частоты 800 МГц, то мы пойдем дальше, и не надо тратить денег из бюджета", - говорит директор по корпоративному управлению и контролю Vodafone Ukraine Олег Проживальский. Чернышов поддерживает. “Дайте нам доступ к ним за деньги, пожалуйста”, - обращается он к Гройсману.

Читайте также: Всем спасибо, все свободны. 4G забетонирует большую тройку

Нужно отметить, что ни спутниковая связь, ни мобильный интернет не смогут разрешить в полной мере проблему. Ведь для полноценного доступа и полноценных цифровых услуг нужна полноценная скорость. И здесь важную ремарку в дискуссии добавил глава Интернет ассоциации Украины Александр Федиенко: в государстве не определено, какую скорость интернета следует считать скоростным доступом, достаточным для цифровой эры. В Европе, например, в похожей Цифровой адженде это предельно ясно: к 2020 году хотя бы 50% домохозяйств ЕС должны получать доступ к сети на скорости более 100 Мбит/сек. Все остальные - не менее 30 Мбит/сек.

Спутниковая связь сегодня не дает таких показателей. Даже самый современный Ка-диапазон, который использует Датагруп, обеспечивает скорость до 20 Мбит/сек в идеальных условиях. Шелемба уточняет при этом, что для школы, в которой вообще нет нормального интернета, это отличное решение. Но Чернышов добавляет, что за спутниковый интернет даже при субсидировании подключения со стороны государства все равно придется платить абонплату. "А спутник недешевый", - отмечает он. СЕО Датагруп цены не озвучивает, но говорит, что они будут в диапазоне их нынешних расценок для ритейл-подключений. То есть доступными.

Что в итоге?

В нынешнем виде вопрос повсеместного доступа к интернету, основе цифровой экономики - это только начало дискуссии. Предложения от бизнеса есть, но статистические цифры концепции явно взяты с потолка и плохо систематизированы. Очевидно, гораздо больший результат может дать простая штука - выполнение министерствами и ведомствами текущих обязанностей. Например, как говорит Федиенко, после приятия закона о доступе телеком-операторов к инфраструктуре других компаний для прокладывания оптических линий Мининфраструктуры до сих пор не удосужилось принять необходимые для работы закона правила. А чем проще интернет-провайдерам будет добраться до тех же опор электросетей облэнерго, тем быстрее в селах появится лучший интернет.

Новые частоты для мобильщиков, подходящие для 4G в селе, - это тоже хороший вопрос, который требует больше внимания. В соседней Польше уже давно работают сети LTE-800, покрывающие обширные территории. У нас же Минобороны требует на конверсию (закупку новых средств связи и уход в соседние диапазоны) этих частот миллиарды гривень. Там же по соседству до сих пор работает аналоговое телевидение, которое Украина по договору Женева-2006 уже давно должна была отключить и отдать эфир на нужды мобильного интернета.