В helsi.me – медицинские данные половины страны. Что с ними будет после покупки Киевстаром
16 августа телекоммуникационный гигант VEON объявил, что его дочернее предприятие в Украине — мобильный оператор "Киевстар" — приобрело 69,99% акций компании Helsi Ukraine, крупнейшей в стране медицинской информационной системы. Среди клиентов главного продукта Helsi — сервиса helsi.me — более половины украинцев, 1300 клиник, около 50 000 медицинских работников.
VEON является частью "Альфа Груп" российского олигарха Михаила Фридмана – которого в медиа называют одним из самых приближенных к диктатору Путину. Почему соглашение стало возможным и существует ли вероятность, что медицинские данные 23 млн украинцев окажутся в руках российских спецслужб?
Негосударственный медсервис для половины страны
Приобретение медицинского стартапа крупнейшим мобильным оператором в Украине стало сюрпризом для многих украинцев, считавших сервис, через который они записывались на вакцинацию и к врачу, частью государственного сектора e-health. Однако это не государственный продукт, а частная компания, заключившая с государством договор о предоставлении услуг, объясняет в интервью LIGA.net СЕО Helsi Ukraine Евгений Донец. Идея стартапа возникла в 2013-2014 годах, а в непосредственный продукт – сервис helsi.me – выкристаллизовался в 2016 году, говорит он. "Мы думали, как привлечь миллион пациентов – обращались в маркетинговые агентства, сколько будет стоить их привлечение: это оценивали в $6-7 млн", – вспоминает Донец.
Такие деньги не понадобились. "Придумали схему, в которой раздаем доступ к системе коммунального и государственного медицинского сектора, и уже врачи привлекают нам пациентов". Теперь через сервис можно записаться на прием к врачу, в том числе онлайн, вакцинацию, сдачу крови или анализов, заказать лекарства.
Это позволило Helsi стать крупнейшей в стране медицинской информационной системой и ведущим поставщиком цифровых услуг в области здравоохранения. Сейчас в сервисе зарегистрировано около 23 млн украинцев, из которых активными и "сознательными" клиентами, по словам Донца, являются около 10-13 млн.
4 млн граждан пользуются мобильным приложением сервиса, через которое за месяц бронируют до 10 млн консультаций. В системе более 1300 государственных и частных учреждений здравоохранения и около 50 000 врачей по всей Украине. Такими показателями Helsi обязана, в том числе и популяризации сервиса со стороны чиновников Минздрава, и во время кампаний по вакцинации в 2021 году или подписания электронных деклараций с семейными врачами в 2018 году.
На чем зарабатывает медицинский стартап с командой около 100 человек? "У нас не было цели в первый год зарабатывать деньги. Рассчитывали, что государство создаст единый тариф на рынке медуслуг, однако пока его нет, начали выстраивать модель монетизации по-своему", — рассказывает СЕО компании. В частности, Helsi получает комиссию от аптек по заказу в рамках модели электронных рецептов, также около $10 ежемесячно платят платформе врачи. В 2020 году выручка сервиса составила 23,4 млн грн, среди которых доля госзакупок – 71%.
Совместное партнерство
"Подписывая соглашение с Helsi мы видим большой потенциал для лидерства в индустрии электронного здоровья", — прокомментировал соглашение после подписания Александр Комаров, генеральный директор Киевстара.
В итоге у Киевстара оказалась доля в 69,99% акций стартапа: "Мажоритарный пакет, но не контрольный, — отмечает Донец. — Контроль за компанией не меняется: весь менеджмент остается на своих местах. Киевстар получит доступ к стратегии развития бизнеса".
У самого Донца вместе с партнерами Ярославом Иваненко и Евгением Губичем на руках по 1% акций, еще по 0,1% акций у Александра Сомова и иностранной компании Kovu Enterprises LTD. До октября 2019 года соучредителем и CEO сервиса был Артем Михайлюк – согласно данным Чесно, кандидат в народные депутаты от партии "Слуга народа". Действующим бенефициарным собственником считается Самвел Абокян – директор ООО "Украинская инвестиционная платформа", основанной в конце июня. Само ООО "Хелси Украина" зарегистрировали 6 июля 2022 года, свидетельствуют данные Cont Agent.
О деньгах стороны предпочитают не говорить. "Главная цель этой инвестиции – сильного игрока сделать еще сильнее и помочь открыть новые горизонты в индустрии, улучшив здоровье и жизнь украинцев", – говорит LIGA.net Зоя Дроншкевич, директор по корпоративной стратегии со стороны Киевстар.
В пресс-релизе медицинского стартапа ни слова о приобретении или поглощении мобильным оператором: "Kyivstar и Helsi заключили совместное партнерство с целью развития рынка электронных медицинских услуг в Украине", – говорится в заявлении компании.
К соглашению стороны шли давно, объясняет СЕО медстартапа: почти два года назад компании стали партнерами без обязательств. После полученной от сотрудничества синергии вариант развития через привлечение постоянного партнера стал для Helsi ключевым, рассказывает LIGA.net Донец: "Мы готовились к этому соглашению, война не стала ни катализатором, ни тормозом для сделки. Только еще больше подтвердила, что наличие стабильных ресурсов нам необходимо".
По оценке Forbes, текущая стоимость Helsi, учитывая публичные финансовые показатели компании и мультипликаторы для медицинской индустрии, может составлять $10 млн. До большой войны сервис мог стоить в три-четыре раза больше, предположил в комментарии Владимир Кривко, председатель Chernovetskyi Investment Group, котора недавно инвестировала в конкурента helsi.me.
С начала COVID-эры индустрия eHealth переживает бум: доходы мирового рынка в среднем за год растут на 25%, объясняет интерес Киевстара Дроншкевич: "Украина имеет одну из самых прогрессивных регулировок сферы здравоохранения, в основе которой лежит цифровизация. Уверена, мы станем бенчмарком диджитализации на международной арене".
"Уши" российских олигархов
Акционером Киевстара является международная группа VEON Group со штаб-квартирой в Нидерландах. 48% группы принадлежат фонду LetterOne, которым владеет российский олигарх Михаил Фридман вместе с партнерами. Еще 43,8% акций компании доступны для приобретения на Nasdaq, долей из 8,3% группы управляет голландский траст. В ноябре 2019 года Киевстар полностью перешел под управление российской компании, писала LIGA.tech.
Не попадут ли медицинские данные половины украинцев в руки врага? Ведь Фридмана, российского олигарха, одного из владельцев финансово-промышленной группы "Альфа Групп" называют одним из самых приближенных к Путину. С начала вторжения на него наложили санкции ЕС, Великобритания, Канада, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия. Украина санкции не вводила, но в мае Генпрокуратура сообщила об аресте 12,4 млрд грн российского олигарха.
В helsi.me такую возможность отрицают. "Есть два реестра — наш и государственный центральный компонент (реестр медицинских средств, учреждений), который полностью регулируется государственными стейкхолдерами", — объясняет Донец. Чтобы получить доступ к государственному реестру, компания должна соответствовать ряду требований и проходить тестирование. В частности, данные можно размещать только на территории Украины в дата-центрах с сертификатом соответствия. Контроль за процессом осуществляется Офисом уполномоченного по правам человека и Государственной службой спецсвязи и защиты информации, поясняет он.
Какие персональные данные собирает и обрабатывает helsi.me:
- фамилия, имя, отчество;
- пол;
- дата рождения;
- паспортные данные;
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии);
- место регистрации и/или место жительства;
- фотография;
- средства связи, такие как адрес электронной почты и телефонный номер;
- IP-адреса;
- другие данные, вносимые в Helsi или информация о действиях, совершенных в системе;
- информация об условиях страхового полиса (если есть), в частности, период действия договора, страховая сумма и платеж;
- данные о связанных лицах (в случае, когда указаны пользователями или являются опекунами или попечителями), в частности ФИО, пол, дата рождения, и другая информация в документе, удостоверяющем связь;
- льготные категории;
- информация о семейном враче, история заключения деклараций с семейными врачами, запись на прием к врачу, сам факт обращения к врачу, запланированные визиты и связанная с ними информация;
- вся медицинская информация, содержащая не только данные о состоянии здоровья, но и об истории болезни, предложенные исследования и лечебные мероприятия, направления, результаты медицинского обследования и предоставления медицинских услуг, прогноз возможного развития заболевания, наличие риска для жизни и здоровья, соответствующие медицинские документы, касающиеся здоровья история поиска и бронирования/заказа лекарств;
- информация о вакцинации (дата, изготовитель, количество доз и т.п.).
Это накладывает ограничения и на то, как компания распоряжается данными, собранными в собственном реестре. "Перед подписанием соглашения мы сообщали в соответствующие регуляторы, те должны были оценить риски. Думаю, если бы они были, с нами уже работали бы соответствующие службы. К тому же, к телекому требования еще более жесткие", — убеждает Донец.
Архитектурно подписанный 16 августа документ ничего не меняет во взаимодействии компаний, убеждает он: "Механизма передачи данных Киевстару соглашением не предполагалось, в конце концов его даже не существует, ведь база данных Helsi — собственность Helsi. Просто передать данные от одного юрлица другому невозможно. Для этого нужно получить разрешение пользователя".
В Киевстар отрицают влияние на компанию российского олигарха: "Владельцами акций Veon являются тысячи частных и корпоративных лиц в странах Евросоюза, США, Великобритании. Ни один из владельцев акций не имеет единоличного влияния на решение Совета директоров Veon", — говорится в заявлении компании.
В этом партнерстве Киевстар выступает исключительно в роли финансового инвестора, уверяет директор по корпоративной стратегии мобильного оператора: "Согласно своей роли компания не будет иметь никакого доступа к персональным медицинским данным пациентов. Как и врачи цифровой медицины не будут иметь доступ к персональным данным абонентов Киевстара".
Могут ли данные попасть в РФ
Евгений Поремчук, глава ОО "Электронная республика" и советник министра инфраструктуры по IT, в разговоре с LIGA.net называет это соглашение "логическим": "Электронная медицина развивается, соответственно Киевстар инвестирует деньги в развитие готовой системы, а не делает что-то свое".
Поремчук отмечает, что Helsi — это интерфейс доступа к медицинским данным и не содержит медицинских карт: "Эта платформа присоединяется к базе данных электронной системы здравоохранения". Сама же система принадлежит государству — ГП "Электронное здоровье". И ответственность за доступ и безопасность этой информации лежит именно на государстве.
Так мог ли "условный агент ФСБ" получить доступ к медицинским данным украинцев через Helsi? Поремчук считает, что соглашение ничего не изменило: "Ничто не мешало сделать это раньше". Но запрос к базе формируется только тогда, когда пользователь сам вошел под своим логином. Так что угрозы медицинским данным, несмотря на "русский след", он не видит.
Петр Билык, руководитель практики Технологий и инвестиций юридической компании Juscutum объясняет: VEON зарегистрирована в Нидерландах, поэтому речь идет о достаточно строгом регламенте защиты персональных данных Европейского Союза (GDPR). Согласно ему объединение сервисов не является основанием для обработки данных.
Поскольку условия соглашения доподлинно неизвестны, как и то, получил ли Киевстар доступ к персональным данным и передавал ли их другим компаниям группы, кто-либо из украинцев может спросить об этом у Helsi. Если ответа не будет — обратиться к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека в сфере защиты персональных данных или в суд.
Так же можно узнать и о доступе к персональным данным Veon Holdings B.V. И если доступ есть, то на защиту данных уже распространяется GDPR, так что жаловаться можно еще и в наблюдательные органы в ЕС.
В конце концов, украинцы могут требовать у сервиса удалить их персональные данные, отмечает юрист.