Юрий Луценко

На прошлой неделе генеральный прокурор Юрий Луценко опубликовал на своей странице в Facebook короткое сообщение: Печерский суд арестовал акции Укртелекома и его дочерней компании Тримоб. По его словам, арест произошел в рамках производства Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ) о незаконном выделении 220 млн грн из бюджета (по указанию экс-президента Виктора Януковича) и приватизации 93% Укртелекома по заниженной на 1,6 млрд грн стоимости. Подробностей причин ареста генпрокурор не сообщил.

На этой неделе в реестре судебных решений были опубликованы два почти идентичных определения Печерского суда об аресте акций Укртелекома и отдельно Тримоба.

Как выяснилось, 11 апреля Печерский суд удовлетворил ходатайство следователя ГПУ Игоря Гришина об аресте имущества ЕСУ в рамках досудебного расследования. ЕСУ (дочерняя компания австрийского инвестфонда EPIC) в 2011 году выступила покупателем 92,79% Укртелекома. В 2013 году эта компания продала все акции группе компаний СКМ.

Досудебное расследование ГПУ касается трех фактов с признаками уголовных преступлений:

- невыполнения компанией ЕСУ условий приватизации в части создания сети спецсвязи;

- назначения незаконного финансирования сети спецсвязи из госбюджета на сумму в 220 млн грн в 2012-2013 годах;

- приватизации 92,79% акций Укртелекома по заниженной стоимости.

В определении суда не говорится, почему следователь ГПУ считает заниженной стоимость компании при приватизации в 2011 году. В материалах другого досудебного расследования со схожими фактами по Укртелекому следователь Службы безопасности Украины Д.Л. Кононенко полагает, что государству нанесен ущерб в размере 1,6 млрд грн. Эти деньги Фонд государственного имущества (ФГИ) якобы намеренно недополучил во время приватизации в рамках сговора с представителями ЕСУ, Госспецсвязи, Укртелекома и его оценщиком - компанией Остров.


Укртелеком был приватизирован за 10,57 млрд грн. Как заявил недавно в интервью LIGA.net глава Нацкомиссии по вопросам регулирования связи Александр Животовский (экс-инвестбанкир ICU), это, напротив, была очень агрессивная оценка. "На момент приватизации Укртелекома мы шутили, что это был самый дорогой оператор на запад от Монголии", - вспоминал он.

Читайте также - СEO Vodafone Ukraine: “Мы работаем с капиталом без гражданства”

Директор компании Остров Алексей Амфитеатров, с которым связалась редакция, говорит, что ему известно о следственных мероприятиях СБУ по делу Укртелекома. Но он не знает, откуда взялась цифра ущерба в 1,6 млрд грн, которой оперирует следствие. Он предполагает, что это оценка одного из экспертных ведомств. "Для того чтобы говорить, что это так, нужно увидеть отчет эксперта. И его нужно рассматривать и рецензировать. И только потом окончательное решение примет суд", - подчеркивает он. По мнению Амфитеатрова, Остров перед приватизацией Укртелекома сделал правильную оценку и готов отстаивать ее в суде. Он также добавил, что ФГИ вначале провел предварительную оценку по методике Кабмина. Она предполагала, что стартовая цена актива должна была быть еще меньше - 7,5 млрд грн.

О других фактах, на которых основывает свое подозрение следствие, также известно немного. В еще одном (выделенном из общего следствия) досудебном производстве тот же следователь ГПУ Игорь Гришин подозревает, что экс-министр финансов Юрий Колобов в 2010-2013 годах, злоупотребляя служебным положением, в интересах ЕСУ организовал бюджетное финансирование строительства сети для Госспецсвязи, которую должен был построить за свои деньги Укртелеком. Суд отказал Гришину в проведении специального расследования в отношении Колобова, проживающего сейчас в Испании, на основании того, что тот не числится в международном розыске.

Читайте также - НАН против мобильщиков: почему Украина поднимает порог облучения

Как писала ранее LIGA.net, Укртелеком должен был передать сеть спецсвязи в Госспецсвязи еще в 2013 году. Но передача постоянно откладывалась. Менеджмент оператора твердил, что сеть давно готова. Но на балансе профильного госоргана она почему-то так и не появилась. На что пошли средства в размере 220 млн грн, выделенные из госбюджета для Госспецсвязи на дооборудование сети, публично никем не озвучивалось.

Как говорит управляющий партнер юридической компании Jurimex Юрий Крайняк, арест акций телеком-оператора ограничивает только возможность их продажи или использования в качестве залога. "Других ограничений нет - акционеры арестованных акций могут голосовать без каких-то условностей в обычном режиме", - подчеркивает он. Хотя, как добавляет партнер практики телекоммуникаций АО Юскутум Юрий Котляров, бесследно для крупной компании такие решения не проходят. "Помимо репутационных последствий, с большой долей вероятности могут наступить негативные последствия и в финансово-хозяйственной деятельности. Например, определение может послужить основанием для предъявления требований о досрочном погашении кредитных обязательств", -  говорит он. Напомним, в 2016 году оператор подписал масштабный трехлетний инвестдоговор с китайским поставщиком оборудования Huawei и China Development Bank на $250 млн. 

Читайте также - Точное земледелие: украинские аграрии вкусили IT

Юрий Крайняк добавляет, что к обоснованности судебного определения могут возникнуть вопросы. В частности в нем указано, что одна из целей ареста акций - обеспечение будущего гражданского иска и защиты интересов государства и общества от криминальных правонарушений. "Но само по себе наложение ареста на акции вряд ли сможет предотвратить последнее. По крайней мере, эта связь (между арестом акций и предотвращением дальнейших преступлений) должна быть как-то обозначена в определении. А обеспечение будущего гражданского иска когда-то было предусмотрено старым УПК. Но с 2012 года его в кодексе нет. Нужен только непосредственно сам гражданский иск", - подчеркивает юрист. "Отменить арест акций будет достаточно проблематично, но не невозможно", - добавляет Котляров. По его мнению, крайне сомнительны перспективы завершения данного процесса обвинительным приговором.

В СКМ тем временем воздерживаются от дополнительных комментариев. На прошлой неделе компания заявила о готовности защищать свое право собственности в судебном порядке. Другие фигуранты следствия также остаются немногословными. "По арестованным акциям ничего пока не комментируем, мы их продали", - сообщили в пресс-службе ФГИ. Напомним, что именно ФГИ недавно сообщил о том, что готовится к расторжению договора о приватизации Укртелекома (в качестве причины указано невыполнение части обязательств покупателем). Но, видимо, фонд с этим делом не спешит. "Если они (СКМ) не согласятся добровольно разорвать соглашение, то будем подавать в суд", - отмечают в пресс-службе.

"Вероятно, генеральный прокурор (Юрий Луценко. - Авт.) перехватывает инициативу в затянувшейся дискуссии касательно выполнения приватизационных обязательств. И эта дискуссия периодически оказывается за рамками обсуждения правовых аспектов или здравого смысла", - резюмирует Юрий Котляров.