Александр Адарич
внесла в реестр операторов и провайдеров телекоммуникаций компанию Фидомобайл. В ведомстве отметили, что оператор будет предоставлять услуги доступа в интернет с использованием радиочастотного ресурса в 27 регионах Украины.

Виртуальный мобильный оператор или MVNO (mobile virtual network operator) - оператор сотовой связи, использующий существующую инфраструктуру другого оператора, но продающий услуги под собственной маркой.

В Фидобанке, принадлежащему украинскому бизнесмену Александру Адаричу, пока неохотно комментируют все, что связано с Фидомобайл. В банке лишь подтвердили, что ООО "Фидомобайл" действительно создана в августе 2013 года, директором компании является Сергей Перегончук. "На данный момент только начат процесс регистрации компании Фидомобайл и получения всех разрешительных документов и лицензий, что является затратным по времени процессом. О планах и деталях пока рано говорить", - отметили в пресс-службе Фидобанка.  Ранее в интервью Forbes Адарич заявлял, что банк будет ориентирован на инновационные сегменты услуг. Напомним, Фидобанк основан в октябре 1991 года как банк Ажио. С 2004 года работал под брендом СЕБ Банк. В июне 2012 года банк куплен и переименован группой компаний, которой владеет украинский бизнесмен Александр Адарич. 

На сайте Фидомобайл, поясняется, что в настоящий момент компания находится в процессе получения необходимых разрешительных документов и лицензий.

Мнение аналитиков

Дмитрий Яблоновский, глава отдела финансовых исследований GFK Ukraine, предположил, что банк движется к созданию рознично-финансовой онлайн платформы. "В связи со стремительным ростом проникновения смартфонов и мобильного интернета, есть смысл сразу адаптировать платформу под пользователей мобильных устройств", - сказал он.  

Новый виртуальный мобильный оператор - это скорее имиджевый проект, который не повлияет на телекомрынок, считает руководитель аналитического департамента Conсorde Capital Александр Паращий. "Предыдущий опыт подобного проекта - оператор privat:mobile, никак на рынок не повлиял", - пояснил он. Напомним, в 2005 в Украине уже был опыт создания мобильного виртуального оператора Приватбанка и Украинских Радиосистем, которые на тот момент были родственными компаниями. Проект был интересен в качестве передовой технологии, которой на тот момент не было ни в России, ни в Украине, рассказал Олег Серга, руководитель пресс-службы Приватбанка. Технология позволяла с помощью pos-терминала подключаться к оператору мобильной связи, используя "пустую" sim-карту. В июне 2006 года privat:mobile перестал производить подключения новых абонентов, в феврале 2007 года УРС  и Приватбанк расторгли договор, позволявший использовать сотовую сеть. Особенностью продвижения оператора было то, что все тарифы тогда указывались с учётом сбора в пенсионный фонд. Кроме того, отсутствовала плата за соединение. За все время работы privat:mobile активировано 31 тысяча стартовых пакетов.

По мнению партнера консалтинговой группы Expert & Consulting, Андрея Пастухова, решение Фидобанк о запуске виртуального мобильного оператора связано с растущим трендом мобильной коммерции на массовом рынке. Первый элемент синергии призван обеспечить виртуальный мобильный оператор, а второй - банк.  Примеры подобных подходов в мире - Rabobank в Нидерландах, Bre Bank и Intelligo Bank в Польше. Сходные планы также вынашивает банк FNB в ЮАР. Потенциально подобная связка может позволить сократить достаточно большой процент вознаграждения мобильных операторов в мобильных платежах и сделать мобильную коммерцию более доступной для клиентов.

Пастухов считает, что виртуальные операторы наиболее эффективно реализуют себя в нишевых сегментах. Успешность таких проектов зависит от наличия абонентской базы (в данном случае банка), конкурентных преимуществ (скорее всего, абонентов придется переманивать) и наличия явных выгод для клиента. Поскольку в Украине наблюдается большой рост в потреблении услуг передачи данных, скорее всего, Фидобанк, постарается предложить рынку привлекательный тариф для доступа к мобильному интернету. Возможно, Фидобанк также придется проявить активность в развитии украинского рынка 3G.

Реакция мобильных операторов

В Киевстар считают, что рынок мобильной связи Украины с проникновением в 130% и так достаточно насыщен. Изменения в базе абонентов существующих операторов происходят в основном за счет предложения более выгодных тарифов и роста популярности двухсимных мобильных телефонов. "Виртуальный оператор должен развиваться на базе существующей сети какого-то оператора, но неизвестно какого именно. До тех пор, пока нет ответа на этот вопрос, сложно говорить о каких-либо перспективах его развития", - отметили в пресс-службе компании.  

Виртуальных операторов нельзя назвать конкурентами полноценных операторов мобильной связи, поясняют в МТС-Украина. "Они являются, скорее,  дополнительными инструментом продаж услуг мобильной связи при наличии у мобильных операторов свободной емкости сети. Они также позволяют охватить нишевые группы абонентов, расширить присутствие на рынке", - считает Олег Решетин, директор по маркетингу МТС Украина. По словам Решетина, у МТС есть опыт создания и работы с виртуальными операторами. В России на сети МТС реализовано несколько MVNO-проектов. Например, с торговой сетью Ашан и футбольным клубом Зенит. "Сейчас изучаем опыт наших зарубежных партнеров  по созданию MVNO, специализирующихся на таких новых услугах, как, например, M2M или мобильные финансовые сервисы", - отметил Решетин. При наличии коммерческого интереса и технических возможностей такие виртуальные операторы могут появиться и в Украине, пояснил он.   

Зарубежные тренды

Виртуальные мобильные операторы работают как на массовом, так и на нишевых рынках.  По данным J’son & Partners Consulting, в последние годы появляются MVNO нового поколения, специализирующиеся, например, на межмашинных коммуникациях (M2M), мобильных финансовых сервисах и пр. Многие операторы фиксированной связи создают MVNO для расширения своих пакетных предложений (широкополосный доступ в интернет, фиксированная телефония, платное ТВ и мобильная связь).

Концепция MVNO  уже является устоявшейся в развитых странах Европы и Азии, в США и Канаде и постепенно распространяется на развивающиеся рынки. В мире, по оценке Wireless Intelligence, еще год назад насчитывалось более 1 тыс. мобильных виртуальных операторов, включая 812 MVNO в чистом виде. На долю десяти крупнейших виртуальных операторов в 2013 году пришлось 1,4% мирового рынка мобильной связи по количеству абонентов.

В России соответствующие лицензии в этом году выданы 80 российским компаниям, но, по оценке J’son & Partners Consulting, фактически работает чуть более десятка проектов. Число абонентов виртуальных мобильных операторов за 2012 год выросло на 20% и превысило 1,35 млн (данные Ростелеком).

По прогнозам западных аналитических агентств, в среднесрочной перспективе (2016-2017 ) абонентская база MVNO в мире увеличится до 200-300 млн. абонентов, а Западная Европа и США сохранят лидерство в этом сегменте рынка.