3G, стоп! Почему Киевстар, Vodafone и lifecell не поделили эфир
В Facebook live Слухи в Шкафу в среду приходил менеджер по регуляторной стратегии lifecell Игнат Сергута. Он рассказывал, почему крупнейшие мобильные операторы не могут поделить между собой радиочастоты, как это делается в Европе и почему качество связи в Украине иногда прихрамывает.
LIGA.net публикует резюме интервью, в котором содержатся самые интересные моменты беседы.
- Национальная комиссия по вопросам регулирования связи весной собирается выдать операторам новые лицензии на 3G, которые позволят обеспечить покрытием широкие площади: дороги, райцентры, села, удаленные точки. Почему lifecell не может одновременно поддерживать 3G-900 и 2G-900?
- Проблема, которую мы видим как оператор, - в 900-ом диапазоне 60% спектра использует компания Киевстар. Всего там 35 МГц. Из них 12,5 МГц - за Киевстар. Порядка 5-7 МГц используют военные и оставшиеся 8 МГц разделяем мы с ВФ Украина (Vodafone - Ред.). А для запуска в этом диапазоне 3G нужно минимум 5 МГц. Получается, что при текущем распределении 3G может запустить только Киевстар…
По предложению регулятора этот спектр может быть перераспределен. Но в чем минус - в тех же пропорциях. У Киевстара будет 60%, у нас будет порядка 6 МГц (GSM+CDMA), у ВФ Украина - 5,2 МГц.
Что это означает: после запуска 3G сети наши 2G абоненты там отваливаются. Это нас не устраивает. Сейчас идут дополнительные консультации. Например, о том, могут ли военные подвинуться, может ли Интертелеком подвинуться (работает в более низком диапазоне 800 МГц - Ред.). Плюс все завязано на отключение аналогового телевидения (по плану Кабмина должно быть отключено до 1 сентября - Ред.).
Наше предложение - каждый должен иметь возможность запустить в этом диапазоне UMTS и GSM без потери качества. То, что мы слышали на данный момент, - Киевстар не готов отдавать GSM спектр. Но переговоры только начались.
- Почему вы думаете, что кто-то должен делиться?
- У нас на самом деле странная ситуация, не похожая на Европу. Регулятор не имеет всех возможностей управлять радиочастотным ресурсом. У него должна быть возможность говорить, что такое-то использование не является целевым, что есть концентрация ресурса. При продлении лицензии регулятор должен иметь возможность выставить условия: “Пожалуйста, работайте дальше, но выполните наши условия по покрытию”. В Европе такие права у регуляторов есть. И они могут сказать, что у государства есть стратегия 3G, например. Поэтому все старые лицензии, которые были выданы, с такого-то момента больше не продлеваются, если, например, операторы не смогли договориться.
- Что lifecell делает в CDMA-800, где у него 1190 базовых станций (для сравнения у Интертелекома их 2,7 тысяч)?
- Мы предоставляем услуги, но больше как оператор другим операторам, а не как оператор абонентам. Например, Интертелекому. Но это непрофильное направление.
- Сколько может стоить новая лицензия 3G-900?
- Стоимость лицензии рассчитывается на основе того дохода, который оператор может получить. Она не может стоить больше, чем ты на ней заработаешь, что логично. Второй вопрос - какую цель ставит перед собой государство: принести в бюджет деньги и распределить их на пенсии, на что угодно; или обеспечить качественную связь в селах и устранить цифровой разрыв?
И такие расчеты будут проведены. Телеком-регулятор хочет это сделать своими силами. И я надеюсь, у него получится.
- Сколько ежегодно платят все мобильные операторы за использование эфира?
- Общая сумма уже перевалила за 2 млрд грн в год.
- О качестве связи. Почему в Киеве иногда плохо работает связь?
- Связь не может быть идеальной везде. Это нормально и в Европе тоже. С другой стороны я считаю, что у нас очень хорошая связь для рынка с ARPU (средний чек с абонента в месяц - Ред.) в 2 доллара. В Европе за такие же сервисы платишь примерно 30 Евро в месяц. Я вот ходил недавно по Барселоне с обрывами связи и с не совсем 3G.
При этом важный момент - оператор далеко не везде может установить базовую станцию. Ему еще соответствующее разрешение на каждую точку получить надо.
- Телеком-регулятор собирается запустить MNP (услугу по сохранению мобильного номера при смене оператора) в апреле - мае 2018 года. Не страшно ли вам, что если услугу запустят, то будет переток к конкурентам? Ведь у вас количество сим-карт в последнее время уменьшается.
- На самом деле количество сим-карт у нас в последние месяцы уже хорошо увеличивается. Мы связывали тот отток, который был на протяжении определенного времени с тем, что абоненты отказываются от второй сим-карты. Чаще всего вторая сим-карта была не очень дорогой. Например, тарифные планы без абонплаты. Сейчас таких тарифных планов становится меньше. Выгодно предлагать абоненту пользоваться всеми услугами оператора. Если он это делает, то он твой абонент.
По поводу MNP: мы видим четкую тенденцию, когда к нам приходят абоненты, которые пользуются всеми нашими услугами.