Скоростной интернет без людей, или Где мы снова близки к распилу
Кабинет министров и лично глава МЭРТ Степан Кубив озадачился вопросом: как обеспечить украинские села интернетом. Еще в начале года вместе с премьер-министром Владимиром Гройсманом он объявил о грандиозных планах по преодолению цифрового разрыва. Причем в презентации то ли по ошибке, то ли нарочно на самом видном месте красовалась просто огроменная по украинским меркам цифра – $3 млрд.
Якобы, если ежегодно привлекать в развитие инфраструктуры такую сумму, то к 2020 году в нашей стране будет 15 млн пользователей скоростного интернета.
Вначале все сказали «вау!»
Операторов связи сумма, написанная пока только на бумаге, явно сильно воодушевила. И они начали предлагать варианты, за сколько могут подключить людей в селах. Назывались разные цифры: от 100 млн грн (Датагруп по спутнику) до 3 млрд грн (Укртелеком по проводам).
Кажется, процесс тогда пошел - почти еженедельные встречи в МЭРТе, в High Tech Office Ukraine. Но очень скоро что-то пошло не так, когда среди потенциальных магистральных поставщиков интернета вдруг вылез Укртрансгаз, которому нужно на проект всего-то-навсего $200 млн. Какая-то мелочь по сравнению с $3 млрд.
Один простой вопрос: зачем в стране, где уже зарыты тонны бездельно лежащей магистральной оптики, выделять деньги на проект непрофильной госкомпании?
Он остался риторическим.
Бюрократы подоспели к лету
Поговорили и разбежались. Так, по крайней мере, зимняя инициатива выглядела со стороны к началу лета. Пока в сети не появились кусочки проекта постановления Кабмина – отголоски зимней презентации.
У меня вчера появилась копия всего документа. Как и говорили чуть раньше собеседники LIGA.net, один из основных пунктов на первой страничке – создать фонд преодоления цифрового неравенства. Такое вот расплывчатое название. А в перспективе, наверное, бочонок с медом, откуда можно будет брать деньги на всякие важные нужды.
Кстати, о нуждах. В проекте правильно написано, что надо разработать план ШПД. То есть основной документ – сценарий строительства сетей широкополосного интернета по всей Украине. Для этого-то и нужен бюджетный фонд.
С виду все выглядит хорошо: есть фонд с деньгами, есть план. Берем деньги, строим в села интернет. А там и удаленное образование, и медицина, и торговля, и онлайн-развлечения подоспеют. И будет в селе праздник. Наши бабушки и дедушки начнут коротать счастливую connected-старость.
«Мы попробуем, а отвечать будет, как обычно, мистер никто»
Но на практике оказалось все не так просто. Нет в стране единого уполномоченного и компетентного органа, который бы написал этот самый план. Нет даже органа, который бы нанял независимых британских экспертов для оценки реальных потребностей в интернете людей, и по всей строгости закона ответил бы за свой выбор. Полномочия в вопросах digital у нас по частями сосредоточены у разных ведомств, иногда совсем непрофильных. По кусочкам. В итоге, и спросить то не с кого.
Но есть люди, ведомства, готовые помочь. Иногда искренне, иногда за деньги, иногда под свою компанию, которая потом будет брать деньги на стройку сетей не у частного инвестора, а из фонда, то есть у нас с вами.
Я узнал, что уже пишется 2-3 плана ШПД. Это при том, что даже базовое постановление Кабмина еще не принято.
Но если кто-то и допишет этот план, никто не разругается и его возьмут за основу, то вопрос к нему будет такой. Откуда данные? И как они пересекаются с реальными потребностями людей в селах?
А что если делать для людей?
«Сначала нужно хорошо изучить потребности граждан. Например, нужно попытаться разобраться, как люди копят деньги на свадьбу, откуда они берут деньги, если случилось ЧП. Мы должны понимать, что у этих людей уже есть свой способ сбережения денег и управления рисками», - говорил мне на днях соучредитель Next Bank Скотт Бейлз, отвечая на вопрос, как лучше запускать общедоступные финансовые сервисы в украинских селах.
Думаю, по такому же принципу нужно оценивать и проект общедоступного интернета.
Но нет. В проекте постановления уже прописано, что ШПД должен быть на скорости 2 Мбит/сек. Не меньше. А может столько и не надо? Или наоборот: жителям глубинки нужно явно больше для мультимедийных услуг?
Кажется, и на эти вопросы нет ответов ни у кого из чиновников. Зато бумажка уже есть. В ней, кстати, содержатся замечательные определения того, что же такое скорость доступа.
Цитирую: «Скорость передачи данных – это скорость передачи данных с конечного оборудования пользователя в интернет». Думаю, если заменить последнее на «… в космос», значение этого предложения не изменилось бы. Напоминает мне старый армейский анекдот, когда прапорщик заставляет солдат красить траву «вот от того дуба и до вечера».
Почему государство не изучит реальные потребности в интернете? Слышал такую версию: «На это в бюджете денег нет».
Абсолютно безвозмездно предлагаю альтернативу. В подчинении Кабмина есть целая Укрпошта со штатом из тысяч сельских почтальонов. Почему бы не обязать каждого из них за условные 100 грн премии задать местным жителям два вопроса:
- Какой интернет им нужен?
- Какой интернет уже есть?
А потом уже можно и план писать, и необходимую скорость вычислять. Но я пока понимаю это так: главное – фонд.