Ахметов и Жеваго — поддерживают. Кому еще станет лучше от железнодорожной реформы?
Главное событие выставки выставки RailExpo-2019, которая прошла в Киеве на прошлой неделе — круглый стол, посвященный железнодорожной реформе. Она буксует уже три года. Сначала законопроект не устраивал Укрзалізницю, потом бизнес, в итоге реформа в каденцию Петра Порошенко не состоялась.
У новой власти шансов провести реформу намного больше, чем у предшественников. С перезагрузкой власти и монобольшинством Слуги народа в парламенте — реформа получила второе дыхание. Похоже ее старт до конца 2019 года — вопрос решенный.
В ходе круглого стола корреспондент LIGA.net выслушал аргументы участников рынка. Итак, к чему приведет реформа Укрзалізниці (УЗ) и запуск частных локомотивов на железную дорогу?
Все уже решено
Допуск частной тяги на украинскую ж/д — вопрос решенный, нужно лишь определиться с механизмом реализации. С такого месседжа начал свое выступление директор по развитию бизнеса УЗ Андрей Рязанцев.
По его словам, УЗ в целом поддерживает внедрение частной тяги, но нужно подготовить нормативную базу, правил игры и т. д. Первые пилотные проекты будут реализованы до конца года.
Формально старт реформе даст принятие Верховной Радой закона о железнодорожном транспорте (законопроект №1196-1 зарегестрирован 6 сентября), который сейчас проходит согласование в комитетах и поддерживается министром инфраструктуры Владиславом Криклием.
Что он предусматривает?
Как отмечается в пояснительной записке, проект разработан с целью либерализации в сфере железнодорожного транспорта, создания условий для развития конкуренции на рынке ж/д перевозок и вводит новую модель рынка, аналогичную европейским железнодорожным системам.
Это значит, что Украина признает неэффективность вертикально-интегрированной госмонополии и открывает ж/д рынок для частных компаний. По задумке автором реформы, это позволит создать конкурентный рынок железнодорожных перевозок, увеличить перевозку грузов операторами и поможет обновить устаревший локомотивный парк.
Технически реформа предполагает разделение УЗ на трех операторов: инфраструктуры, грузового и пассажирского перевозчика. Таким образом, либерализация локомотивной тяги ликвидирует монополию УЗ, а в собственности государства останется только железнодорожная инфраструктура. Регулировать тарифы будет созданная Нацкомиссия регулирования транспорта (НКРТ).
Пилотные проекты
Проблема в том, что похоже ни власть, ни бизнес сейчас до конца не понимают какой эффект даст реализация реформы и самое главное: есть ли за красивыми лозунгами о либерализации и свободном рынке ответы на накопившиеся проблемы железной дороги.
По словам президента ОП Укрметаллургпром Александра Каленкова, обкатка и доработка нормативной базы вокруг реформы займет от 1,5 до 2 лет, поэтому частную тягу предлагается опробовать на пилотных проектах.
Запустить пилоты готовы, как минимум, Лемтранс (крупнейший частный ж/д оператор Украины, входит в СКМ Рината Ахметова) и Ferrexpo (принадлежит Константину Жеваго).
По словам директора по развитию Лемтранс Дмитрия Демидовича, пилотный проект по частной тяге позволит улучшить эффективность перевозки угля с Павлоградской ЦОФ на Запорожскую ТЭС (участок в 250 км между станцией Ароматная и Энергодаром). По расчетам компании, свои локомотивы позволят сократить время оборота вагона (среднее время, которое затрачивается вагоном на одну перевозку) с восьми до четырех-пяти дней.
"За счет этого сможем вывозить больше угля", - уверен Демидович.
Читайте также: Угроза для монополии. Зачем Украине нужны частные локомотивы
Старший менеджер по логистике Ferrexpo Виталий Олейник говорит, что его компания была готова везти грузы частными локомотивами еще два года назад. Для этого есть 3000 собственных грузовых вагонов, но из-за дефицита локомотивов УЗ оборачиваемость вагонов увеличилось с 3,5 дней в 2016 году, до 4,6 дней в 2019 году. А это значит меньшую эффективность — нужно закупать больше вагонов, которые впоследствии превращаются в склады на колесах.
Поддерживают частную тягу аграрные компании. По словам президента зерновой ассоциации Николая Горбачева, они готовы к конкурентному рынку и сейчас активно инвестируют в инфраструктуру и вагоны, при этом зерновые компании массово не пойдут в частную тягу, за исключением крупных операторов.
Риски частной тяги
По словам транспортного эксперта Александра Кавы, допуск частной тяги не решит проблемные вопросы с перевозкой грузов по железной дороге и накопившиеся проблемы УЗ, связанные с эффективностью и износом подвижного состава.
"Сейчас звучат идеи по поводу допуска частной тяги — это, в первую очередь приватизация прибыльных видов деятельности и национализация убыточных, — считает Кава.
Он прогнозирует, что в результате допуска частной тяги крупные грузовладельцы получат преференции, а малый и средний бизнес пострадают. "Крупные компании смогут обеспечивать маршрутные отправки своих грузов. Для среднего и мелкого бизнеса возникнет серьезная проблема, поскольку финансовое положение УЗ ухудшится и возникнут проблемы с повагонными и групповыми грузовыми отправками", - отмечает Кава.
С ним соглашается Демидович из Лемтранса. "Либерализация — это не только возможности, но и огромные риски, которые пока мало кто понимает. В Германии частная тяга внедряется 30 лет, при этом на рынке все равно доминирует госоператор, есть риск, что мы получим условно конкурентный рынок. Кроме того, частная тяга исключит повагонную отправку — это ударит по малому и среднему бизнесу", — отметил Демидович.
Кава добавляет, что Германия ежегодно дотируют свои железные дороги на 16 млрд евро в год это половина госбюджета Украины. И эти деньги идут не только на субсидирование пассажирских перевозок, но и на содержание и развитие ж/д инфраструктуры. То есть де-факто правительство Германии субсидирует грузоперевозки, поскольку тариф за доступ к инфраструктуре не покрывает и 10% расходов на содержание этой ж/д инфраструктуры.
"У нас государство за 28 лет ни копейки железной дороге не выделяло, наоборот, в отношение к УЗ, как к дойной корове, которая может строить стадионы, дороги, выполнять другие функции. Но запас прочности уже исчерпан", — отмечает Кава.
По его мнению, УЗ должна сначала реформировать тарифы на грузоперевозки, а уже потом реализовывать дорогостоящий эксперимент с частной тягой.
Кроме того, остается открытым вопрос отмены субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
По оценка директора компании Квадро-Центр Александра Ткачева, средний ежегодный размер убытков УЗ от пассажирских перевозок — около 10 млрд грн. Их сейчас покрывает УЗ за счет прибыльных грузоперевозок. После реформе они должны компенсироваться из муниципальных или государственного бюджетов. В проекте госбюджета на 2020 год денег на эти цели нет.
"Законопроект выводит пассажирские перевозки из-под механизма кросс-субсидирования, — объяснял ранее руководитель УЗ Евгений Кравцов, — Учитывая текущее положение дел, может быть два варианта финансирования пассажирских перевозок: существенное повышение тарифов (что невозможно, на мой взгляд) или субсидии со стороны государства. После отмены кросс-субсидирования такой механизм необходимо внедрить".
Научимся по ходу
Руководитель транспортного сектора BRDO Владислав Притаманов уверяет, что боятся частной тяги не стоит. К тому же у Украины есть переходной период для реализации реформы, которая растянется на два года.
Несмотря на все риски, министр инфраструктуры Владислав Криклий также уверен — законопроект нужно принимать, а все неточности и шероховатости можно будет довести до ума во время переходного периода, который запланирован на следующий год.
"Нам нужно будет адаптировать под законодательство около 50 постановлений, и эта цифра может вырасти в два или даже три раза. Будет еще много практической работы и УЗ де-факто еще около года будет оставаться монополистом, даже несмотря на то, что все будет разделено", — заявил на заседании посвященном частной тяги в Министерстве инфраструктуры 18 сентября Владислав Криклий.
Несмотря на то, что УЗ заставляют отделить свой единственный прибыльный бизнес (грузоперевозки), компания будет выполнять требования президента и Кабмина по внедрению реформы, резюмировал Рязанцев из УЗ. Но разделение компании и допуск частной тяги не улучшит ситуацию в ж/д отрасли.
"Из букв Ж.О.П.А, слово "счастье" мы не сложим", — резюмировал дискуссию Рязанцев. — Все сегодня в зале поняли, что мы говорим о частной тяги, но абсолютно никто не имеет понимания, как это дело правильно сделать. УЗ сегодня находится в состоянии когда у пациента отказало сердце, он не дышит, а в этот момент хирург говорит: у него нос немного кривой, давайте подправим. Нужно нарисовать абсолютно новую систему координат, которая будет включать и госперевозчика и частных перевозчиков. До тех пор пока мы ее не нарисуем, все будет оставаться на том же месте".
Читайте также: Зеленский поручил разделить Укрзалізницю. Что из этого выйдет