Где дороги? Куда деньги пойдут? Гиперлуп вспомни! Дискуссия Криклия и Гончарука с Омеляном
В субботу, 5 октября, экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян написал пост в Facebook, в котором раскритиковал утвержденную Верховной Радой программу действий правительства на следующие 5 лет. Поспорить с уже бывшим министром инфраструктуры пришли нынешний, Владислав Криклий, и премьер-министр Алексей Гончарук. Мы почитали переписку чиновников и публикуем для вас краткое резюме. Предлагаем в конце текста пройти тест и проголосовать, чья риторика вам ближе.
В частности, относительно инфраструктуры Омелян пишет: в Украине не будет дорог, если и дальше строить по 4000 км в год, как это планирует нынешнее правительство.
О новых аэропортах/морпортах: нечего комментировать - в проекте бюджета не заложено денег ни на один из них.
Читайте подробнее: Украина-2024 по версии Гончарука: пересказываем План действий Кабмина за 3 минуты
Об Укрзалізнице: УЗ до сих пор не возвращена в Мининфраструктуры, а значит коррупционные "танцы" вокруг компании продолжаются.
О планах увеличить скорость поездов на 10% через пять лет: в 2025 году вы планируете доставлять товары с комической скоростью 45 км/час, а людей - 88 км? Серьезно?!
Об авиации: мы за три года удвоили пассажиропоток с 10 до 20 млн пассажиров в год. Новое правительство решило, что за следующие 5 лет мы вырастем лишь на 60%, хотя легко можем достичь 50 млн пассажиров в год.
О реке: в течение следующих пяти лет перевозки речным транспортом могут вырасти минимум до 35 млн т/год, а нам обещают 20 с хвостиком млн т.
"Одним словом, улучшение обещают, изменений я не увидел", - пишет Омелян.
Что ему ответили?
Премьер-министр Украины Алексей Гончарук решил не отвечать по существу поста и сыронизировал: почему про гиперлуп не напомнил?
Читайте также: Hyperloop или автомагистрали. Что важней для Украины
В отличии от шефа, министр инфраструктуры Криклий воспринял обвинения Омеляна серьезно: дорожный фонд наполним, УЗ ждет перезагрузка, на авиацию нужно больше времени. "Можно пообещать гиперлуп и не выполнить, а можно ставить реалистичные цели и их перевыполнить", - ответил Криклий.
Читайте также: "Когда-то лошадей сменили машины. С Hyperloop будет то же самое"
Читайте также: Hyperloop - это вздор. Первое интервью с главным по инфраструктуре у Зеленского
В ответ Омелян перечислил свои заслуги на должности министра: новые дороги и Ryanair.
Наибольшую резонанс в ветке вызвал тезис министра инфраструктуры о том, что 1% от поступлений в дорожный фонд (около 740 млн грн) в год, будет направляться на проведение дноуглубления рек и ремонт шлюзов. Омелян считает это ошибкой, Криклий уверен, что потери дорожного фонда компенсируются за счет поступлений от штрафов (очевидно за перегруз) и платный проезд фур.
Справка: Закон о дорожном фонде принят в ноябре 2016 года. Фактически он заработал с 1 января 2018 года. Объем финансирования фонда в 2018 году составлял 33 млрд грн, в 2019 - 50,4 млрд грн. Проектом бюджета на 2020 год дорожный фонд запланирован в размере 69,7 млрд грн. В конце марта 2018-го правительство утвердило целевую программу развития автомобильных дорог общего пользования государственного значения на 2018-2022 годы. Общий объем финансирования на пять лет составил 298,3 млрд грн, из которых 178 млрд грн - за счет дорожного фонда.
Читайте также: Дорожный фонд-2020: на что потратят рекордные 75 млрд грн
В дискуссию вступил советник недавно завершившего работу на должности главы Укравтодора Славомира Новака, Александр Кава. Он попытался объяснить министру инфраструктуры, почему направлять средства из целевого дорожного фонда на альтернативные ремонтам дорог проекты не логично. Министр, похоже считает иначе.
Кава: забрать и поделить - это коммунизм.
Криклий: идеальных решений нет - есть действенные.
Идея Мининфраструктуры: перенаправить часть грузов перевозимых по автодорогам на реку. Для этого планируется проложить в партнерстве с Беларусью и Польшей речной путь в рамках проекта Е40. Он должен соединить Балтийское и Черное море, через Вислу, Западный Буг, Припять и Днепр. Длинна нового водного пути - около 2 000 км. Стоимость реализации проекта речного пути Балтика-Черное море - 12,7 млрд евро. Предусматривалось, что большая часть финансирования, на уровне 12 млрд евро, будет обеспечена Евросоюзом для работ на территории Польши.
Считается, что грузоперевозки по воде обходятся дешевле, чем доставка грузов по железной или автомобильным дорогам. Сложности реализации проекта Е40 связаны с его дороговизной и возможными экологическими проблемами при проведении дноуглубления в районе Припяти.