Как Бальчун изменит Укрзализныцю: риски и ожидания
Алексей Андрейченко, аналитик ИФК АРТ Капитал
Нулевая терпимость к коррупции. Следует ожидать перевод всех закупок на систему прозрачных тендеров. Усилия должны быть направлены на расширение круга поставщиков. Возможно, увеличение проверок и внедрение внутреннего аудита закупок.
Прозрачность компании. Должна быть улучшена прозрачность компании для международных инвесторов. Стоит повысить объем доступных данных на сайте компании: регулярные презентации финансовых результатов, оперативная публикация финпланов, пресс-релизов о закупках компании и прогнозах менеджмента. Должны проводиться пресс-конференции по результатам финансового периода, день аналитиков. Компания должна развернуться к инвесторам лицом.
Оптимизация штата. Затраты на персонал занимают 36% от дохода компании. Это огромная величина, которая объясняется раздутым штатом - около 300 000 человек. Необходимо сокращение персонала, но при этом важно не создать социальный конфликт и не стать самому жертвой такого сокращения. В менеджмент УЗ необходимо привлечь квалифицированный персонал, что будет сопряжено с ростом зарплат руководящего состава. Это еще один шаг, который будет способствовать искоренению коррупции.
Либерализация тарифов, увеличение рентабельности компании. При должной поддержке в Кабмине от нового главы ожидают более сильной позиции в переговорах с крупными грузоотправителями, которые сегодня препятствуют повышению тарифов до уровня, необходимого для достаточного финансирования капитальных инвестиций компании.
Привлечение внешнего финансирования под обновление подвижного состава. Этот пункт особо важен для УЗ ввиду высокого износа вагонов, поездов и локомотивов. Успех этой задачи будет зависеть от повышения прозрачности работы и рентабельности компании. Но так же необходимо представить стратегию развития УЗ на 10 лет и заставить инвесторов поверить в ее перспективность. Большая работа должна быть проведена в Кабмине, чтобы правительство было на стороне УЗ в вопросах управления грузовыми тарифами и должной компенсации затрат, связанных с социальными пассажирскими перевозками.
Использование транзитного потенциала. Совместно с портами необходимо наладить работу по увеличению транзита через железные дороги Украины. Стратегическое положение Украины на пересечении путей между Европой и Азией дает огромный потенциал транспортной отрасли, которым необходимо воспользоваться.
Проблемы, с которыми столкнулся Войцех Бальчун на Польских железных дорогах, и те, которые его ожидают в УЗ, - это две большие разницы. Польские ж/д, в отличие от украинских, всегда дотировались государством. В Украине же государство всегда рассматривало УЗ как источник для наполнения бюджета и поддержки отдельных отраслей экономики.
Например, государство по сути обязало железную дорогу дотировать убыточные пассажирские и пригородные перевозки. Сегодня пригородный тариф покрывает от 8 до 15% расходов на перевозку, в дальнем сообщении - на 30%. С другой стороны, дотирование отдельных отраслей экономики происходит за счет заниженного тарифа на грузоперевозку. При этом предприятия этих отраслей продают свою продукцию по конкурентным ценам на мировом рынке. Фактически речь идет об искусственной привилегии в виде заниженного тарифа на перевозку продукции.
Поэтому ключевая задача для нового руководителя УЗ - изменить отношение государства к железной дороге. Государство должно отойти от потребительского отношения к компании и начать помогать ж/д, которая является основой для экономики. Это ключевые вопросы. Если их не решить, остальные внутренние решения будут носить только косметический характер, но по сути процессы в госмонополии не поменяются.
Что касается возможного сокращения персонала на железной дороге, я не видел никаких расчетов, которые подтвердили бы такую необходимость. Не существует ни одной компании, с которой можно было бы сравнить УЗ по количеству людей и структуре бизнеса. Например, Польские ж/д имеют сопоставимую с Украиной сеть дорог, но перевозят в семь раз меньше грузов. Сеть российских ж/д в четыре раза больше, но грузооборот превышает украинский почти в 10 раз. Deutsche Bahn проигрывает УЗ по грузонапряженности в четыре раза, имея вдвое большую сеть. Поэтому любое сравнение штата будет некорректным.
Также важным вопросом является достойная мотивация. Правительство сделало первый шаг, подняв зарплату руководителя до рыночного уровня. Однако без пересмотра всей сетки зарплат побороть коррупцию будет невозможно. Люди на местах должны получать зарплату, достаточную для того, чтобы коррупция была им просто невыгодна.
Первое. Будет востребован опыт Бальчуна в реформировании непрофильных активов. Статьи расходов УЗ сейчас крайне завышены. Если посмотреть на показатель перевозки тонны груза, не говоря уже о пересчете маржи на одного работника, УЗ выглядит потрясающе неэффективной компанией. Сократить эти расходы за счет увольнений - это наиболее рискованный и социально опасный подход. Поэтому, очевидно, будет проводиться работа с непрофильными активами, которых в УЗ много. Нужно провести анализ и каким-то образом избавляться, продавать часть из них или повышать эффективность. То есть заниматься деинвестированием. PKP Cargo прошла этот путь очень успешно.