Подольский мост в Киеве. Долго. Дорого. Как получится
Мэр Киева Виталий Кличко пообещал достроить Подольский мост за полтора года. ЛІГАБізнесІнформ разобралась, почему мост на Троещину не могут построить уже тридцать лет.
Тридцатилетку за полтора года
Подольский мостовой переход по праву считается одним из самых масштабных долгостроев столицы. Решение о возведении нового моста было принято еще в конце 1980-х годов. Само строительство впервые началось в 1990-х, после чего попеременно то замораживалось, то возобновлялось.
В 2004 году КГГА пообещала построить мост за 10 лет. Но в 2011 году, после падения плавучего крана Захарий, стройка остановилась. Впрочем, истинной причиной заморозки называют вовсе не инцидент с Захарием, а банальную нехватку денег. "Никаких проблем с проектной документацией или технологиями здесь нет, но есть большие проблемы с финансированием", - говорит Вадим Глухов, директор департамента нормативно-методического обеспечения промышленного и гражданского строительства Минрегионстроя.
В марте нынешнего года строительство возобновили - по крайней мере, прикрепили к мосту еще две арки.
Читайте также: Десять вызовов новому столичному мэру Кличко
Откуда такие деньги
Общая цена строительства - 7,4 млрд грн по оценке КГГА. Из них 3,4 млрд уже потрачено. Для сравнения, самый высокий в мире транспортный мост, виадук Мийо во Франции длиной 2,5 км, в 2004 году обошелся стране в 400 млн евро - 2,5 млрд грн по тогдашнему курсу, или 6,4 млрд грн по нынешнему. Самый длинный в Германии автомобильный мост (4104 м) на остров Рюген в 2004-2007 годах построили за 125 млн евро - 830 млн грн по курсу 2007 года, или почти 2 млрд грн по нынешнему. Самый высокий разводной мост в Европе - мост им. Гюстава Флобера во Франции - в 2008 году обошелся в 155 млн евро, что составило бы тогда 1 млрд грн, а сейчас - 2,5 млрд грн.
Такая высокая стоимость украинского моста объясняется тем, что проект крайне сложен, ведь Подольский мостовой переход состоит не из одного простого моста, утверждает Вадим Глухов. "Там их получается несколько в комплексе, к тому же они завязаны с новой веткой метро", - поясняет он. Длина мостового перехода должна будет составить 7,5 км.
Где найти такие деньги, ни в КГГА, ни в Минрегионе предположить не решаются. "Может, имеет смысл выпустить городские облигации (муниципальные облигации. - Ред.), как это делают в Европе", - предлагает Юрий Карпенко, генеральный директор проектно-строительной компании Основа-Солсиф. Кличко же по этому поводу говорит: "Я могу рассказать все, но если не будет наполняться бюджет, мы ничего не сможем. Нам нужно вернуть Киеву 50% налога на доходы физических лиц".
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ
Подольский мостовой переход - сложный многоуровневый путепровод, сооружаемый в Киеве для соединения Подола на Правом берегу Киева с Воскресенским, Радужным массивами и жилмассивом Троещина на Левом берегу. Мостовой переход состоит фактически из трех мостов через Гавань, арочного моста через Днепр, моста через залив Десенка, моста через озера Радужное, нескольких соединяющих эстакад и четырех многоуровневых транспортных развязок. На верхнем ярусе планируется устройство шестиполосной автотрассы, на нижнем - новая линия метрополитена, ведущая с Правого берега на жилмассив Троещина. На нижнем ярусе также разместятся три станции метро - Судостроительная, Труханов остров и Залив Десенка.
Депортация с Русановки
Вторая, не менее острая проблема - дачные поселки Русановские сады и Воскресенские сады, буквально вставшие на пути мостового перехода и новой ветки метро на Троещину. Для завершения строительства необходимо расчистить под застройку как минимум 133 садовых участка и снести как минимум 265 домов. Это нужно, во-первых, обосновать юридически, а во-вторых, найти деньги на компенсацию владельцам домов.
Эту же проблему называют главной причиной возни и спекуляций вокруг строительства. "В этом строительстве больше политических интриг, чем технических проблем", - считает Юрий Карпенко.
Но даже при скорейшем решении двух непростых задач проехаться по новому транспортному переходу на личном авто или в вагоне метро киевлянам удастся нескоро. "Даже если представить, что завтра в бюджете появятся деньги на полное завершение строительства, объем строительных работ все равно очень большой. При полном устойчивом финансировании понадобится не менее двух лет на завершение этих работ", - отмечает Вадим Глухов.
Но даже при скорейшем решении двух непростых задач проехаться по новому транспортному переходу на личном авто или в вагоне метро киевлянам удастся нескоро. "Даже если представить, что завтра в бюджете появятся деньги на полное завершение строительства, объем строительных работ все равно очень большой. При полном устойчивом финансировании понадобится не менее двух лет на завершение этих работ", - отмечает Вадим Глухов.
Напоследок - история от основателя движения "Я ненавижу Укравтодор" Андрея Черникова: